М.Исамиддинов - Коктепа и Сакская принцесса 19:30 05.06.2003
Исамиддинов Мухаммаджон Хасанович, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии АН РУз
В 1999-2000 годах узбекско-Французская экспедиция, работавшая на городище Коктепа, расположенной 5-7 км юго-восточнее от города Челека Пайарыкского района Самаркандской области, обнаружил одно богатое женское погребение катакомбного типа с дромосом.
Само городище окружена двумя мощными оборонительными стенами. Внутренняя стена окружает площадь около 23 га земли и внешняя стена около 100 га. в пределах внутренней стены обнаружен слой раннежелезного века (X-VIII вв. до н.э.), а с конца VIII - начала VII вв. до н.э. появляются монументальные сооружения поднятые из плосковыпуклых кирпичей в частности культовый комплекс в центре городища и резиденция правителей на юго-восточной части и внешняя оборонительная стена. В конце IV в. до н.э. древний город был завоеван войсками Александра Македонского. Именно этим периодом датируются сооружении внутренней оборонительной стены и ряд крупных монументальных зданий. После Александра жизнь на городище Коктепа продолжался не более 50-60 лет, после чего древний город по неизвестным пока нам причинам погибает и со временем превратился в оплывший холм, из-за чего при зачистке помещений цитадели правителя обнаружились следы могильной ямы размером 6х3 м, от которой шесть ступеней вели в погребальную камеру (катакомбу), расположенную на глубине 6,5 м. Эта камера, вытянутая с севера на юг, состоит из трех отсеков, центральный размером 2,5х2,5 м, западный и восточный отсеки - диаметром 1,7 м.
В центральном отсеке обнаружен скелет, ориентированный головой на восток. У правого изголовья находится головной убор с повязкой красноватого цвета, в середине и по краям, которой сохранились лепестки из золотой фольги. Череп покрыт платком с закинутыми назад концами. С внешней стороны платок украшали продельные бусины из черного стекла (всего 58 штук), к которым с обратной стороны подшиты, как подвески трубочки из той же золотой фольги. Бусы из черного стекла широко использовались в Риме, Индии, Египте и Сирии. Изучая структуру этой стеклянной бусы специалисты из Парижа считают, что возможно они были изготовлены в Сирии или в Египте. Одежда была расшита круглыми золотыми пуговицами цилиндрической формы. Золотое шитье, обрамляя ворот платье, манжеты рукавов, строгим узором проходило от предплечий и, соединяясь ниже груди, прямой линией спускалось к подолу. В грудной части скелета найдены три подвески с бирюзовыми вставками. Одно такое же украшение найдено в полости рта. Под камзолом и ниже к ступням сохранился еще один ряд этих украшений. Возможно, она украшала нижний манжет длинной рубашки.
Самой ценной находкой могильника является серебряное зеркальце с ручкой в матерчатом футляре, положенные у кисти правой руки. Узоры украшающее зеркальце с тыльной стороны, свидетельствуют, что эта работа китайских мастеров. С левой стороны скелета найдена чаша-пиала из того же материала, очевидно, также изготовленная в Китае. Возле ног была помещена квадратная глиняная шкатулка для украшений. Рядом лежали ножницы очень тонкой работы и глиняная прялка. Усопшая была помещена в деревянный гроб, истлевшие следы которого в виде трухи хорошо просматриваются. В двух других камерах находились керамические сосуды - два кувшина, таз и фляга для воды. В этой же камере найден металлический светильник на трех ножках. В третьей камере обнаружен бронзовый котел с остатками пищи. Судя по одеянию, и находкам в могильнике была погребена знатная женщина, вероятно, приближенная правителя, возраст которой по антропологическим данным соответствует 25-35 годам.
Материал, обнаруженный в захоронение, датируется первыми веками н.э. Кроме зеркала, пиалы и стеклянных бус остальные предметы украшения и быта изготовлены согдийскими мастерами.
Аналогичные этому погребению раскопаны в нескольких пунктах Самаркандского Согда и особенно схожесть материалов прослежено в погребении раскопанном в Северном Афганистане на городище Тиллатепа. Схожесть золотых украшений и предметов женского туалета, а также одинаковый покрой одежды, говорят о том, что древние саки, жившие на берегах Сырдарьи, участвовали в походах юэджий - группы племен из Восточного Туркестана, завоевавших греко-бактрийское царство и создавших Кушанскую империю. Этому периоду синхрона не сама Коктепинская принцесса, а более ранняя, пустая подбойное погребение относящиеся ко II-I вв. до н.э., и прорубленная при рытье погребении принцессы.
Жители степной зоны - саки, будучи многочисленным народом, играли большую роль в развитии Шелкового пути и становлении связи между Востоком и Западом в первые века до н.э. и в начале н.э. Обнаруженные в могильнике изделия - китайские зеркала и чаша для питья.
Сирийские (или Египетские) бусы из черного стекла - яркое тому подтверждение. Большое внимание оказывали оседлые народы и на духовную жизнь саков. Так вложенное в рот покойной украшение находит прямые аналоги в верованиях древних греков, которые считали, что умерший, переплывая через огненную реку Стике, должен был внести определенную плату перевозчику Харону, а потому клали в рот усопшего золотую монету. Найденные в захоронении каменная пряжка, ножницы и нити, возможно, связаны с представлениями о загробных божествах. Таким образом, захоронение на Коктепа, названное Могилой сакской принцессы, содержит богатую информацию о древней культуре нашего народа, его связях с другими народами и демонстрирует разносторонние традиции древнего скотоводческого народа, жившего в Средней и Нижней Сырдарье.
|