Д.Мирзаахмедов - Мавзолей Араб-ата в селении Тим 12:10 09.06.2003
Мирзаахмедов Джамолиддин Камалович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии АН РУз
В Самаркандской области к югу от города Каттакургана тянется горная гряда. Серпантины немногих дорог и нити пастушеских троп взбегают на ее высоту, где раскрывается отлогое плато. Весной здесь простирается свежий зеленный покров, но уже в июле солнце сжигает его и лишь в немногих лощинах, где бьет ключевая вода, сохраняется зелень. Места эти называются Карнаб. О древности их обживания человеком свидетельствуют хотя и немногочисленные, но достаточно выразительные археологические памятники.
К числу такого рода принципиально важных объектов принадлежит мавзолей Араб-ата в селении Тим. Памятник представляет собой небольшое квадратное помещение (8х8,7 м) увенчанное куполом. Нарушение квадратной формы получилось за счет развития главного фасада образующего портал с прямоугольной в плане нишей (3х1,05 м). Внутри мавзолея расположено покрытое ремонтными обмазками крупное надгробие. Материалом постройки служил жженный кирпич 23х23х4 см. выложенный на ганчевом растворе.
Внешнюю композицию мавзолея определяет кубовидный объем, стрельчатый купол и выступающий по главному фасаду возвышенный портал. Наиболее разработан декор на портале. Он состоит из граненных фланкирующих колон по углам и параллельную ей П-образную полосу куфической надписи изнутри. Далее расположена стрельчатая ниша - арка, которая как изнутри так и по верху удивительно оформлена резными фигурными кирпичами. Появление величественного портала, более сложный и разработанный декор больше сближает его с ранними памятниками, восполняя недостающие звенья между более архаичными мавзолеями выполненными из неполивной терракоты эпохи саманидов и более поздними стандартными по форме с употреблением поливных изразцов в XI-XII вв. Уникальность оформления мавзолея привлекает к нему большое количество исследователей. Вопрос вызывает лишь когда и кем было построено сооружение, причина по которой столь яркий и достойный быть усыпальницей для любого правителя мавзолей был построен в столь отдаленной провинции.
Благодаря кропотливой работе ряда археологов и востоковедов сначала были прочитаны остатки надписи на портале. Из надписи следовало, что мавзолей был построен 976-977 гг., в первый год правления саманида Нуха ибн Мансура (976-997) от его имени, но не для него самого: ни имени погребенного, ни даты его смерти в надписи не сохранилось. Конкретизируя этот вопрос, отметим, что в первом году правления Нуху ибн Мансуру было всего 13 лет; государством от его имени управляла его мать. Исходя из этого, можно заключить, что правитель в таком возрасте не мог помышлять о строительстве мавзолея ни для себя, ни для, скорее всего, недавно скончавшегося отца, Вазир Абул Хусайн вступивший в должность в конце 977 г., также, видимо, не принимал участия в этом.
Из средневековых источников также известно, что в этот период по поручению матери т.е. сопроводительницы Нуха, государственные дела стали вести Фаик ал Хасса и хаджиб Таш. Скорее одному из них и было поручено контролировать возведение столь ответственного сооружения. Исходя из этого здесь необходимо упомянуть, что Фаик ал Хасса, по происхождению андалузец, являлся личным гулямом и выдвиженцем умершего правителя, за что и получил от него прозвание ал Хасса, что означает личный царский слуга . Также необходимо подчеркнуть, что Фаик был высокообразованным человеком и помимо государственных дел занимался и научной деятельностью.
Если принять во внимание, что столь выдающееся сооружение было построено от имени малолетнего государя, в год смерти отца, когда сопроводительницей его была мать, можно с уверенностью предположить, что мавзолей Араб Ата в селении Тим был воздвигнут для саманида Мансура ибн Нуха. Как человек высокообразованный и обязанный своим выдвижением Мансуру ибн Нуху именно Фаик должен был содействовать проектированию изумительного по красоте памятника.
И последний вопрос, почему усыпальница известного саманидского правителя подлинная жемчужина зодчества оказалась установленной не в блестящей столице государства, а в одном из отдаленных уголков Бухары.
По свидетельству средневековых историков селение Тим считалось тогда одним из крупных населенных пунктов Согда. Здесь пересекались трассы караванных путей идущих из Самарканда на юг в Кашкадарью и далее в Индию. Рядом с мавзолеем выявлены руины небольшого городища и высокой подпрямоугольной формы цитадели с крутыми склонами. Но нам представляется, что своим строительством здесь мавзолей саманида Мансура ибн Нуха обязан расположению поблизости святого почитаемого места Тим ата являвшегося духовным патроном всей округи и культ вокруг которого несомненно существовал и в Х в.
Жители Узбекистана предлагают всем туристам и любознательным гостям обязательно посетить этот уникальный памятник - блестящий образец зодчества ранней эпохи.
|