С.Муминов - Традиции прикладного искусства в жизни Узбекистана 18:26 11.06.2003
Саид Муминов
"Где кончается вода, там кончается и земля", - гласит узбекская пословица. Перефразируя это древнее изречение, с полным правом можно сказать, что где исчезают традиции, там теряется и история и само самобытное существование народа. Ведь как утверждает другая восточная пословица, всадник тогда спокоен, когда его правнук хорошо держится в седле.
Однако история напоминает также о том, что традиции - это не повторение прошлого, тем более не механическое подражание старому. Истинная традиция - это постоянный поиск живого в старом, поиск форм его продолжения в новых условиях.
Многие стороны жизни сегодняшнего Узбекистана пронизаны традициями. Они проявляются в извечной заботе о воде и бережном отношении к ней, в постоянном стремлении и в современном городе сохранить традиционные архитектурные формы и орнаменты, в создании зеленых тенистых двориков, скверов, улиц, садов с вечно журчащей водой. Они проявляются и в неисчезающей и всегда выглядящей модно одежде узбекских женщин. Особенно привлекательны платья из хан атласа.
Рассказывают, что когда был впервые соткан кусок хан-атласа, то он, сверкающий всеми цветами радуги, вызывал всеобщее восхищение и изумление. Ткача спросили:
- Как ты это сделал?
И он ответил:
- Я взял зелень листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков алых тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой девушки и все смешал.
Хан-атлас - не единственный вид шелка, который может считаться национально-узбекским, но из всех других сортов он наиболее известен, и традиционен его успех во многих странах мира.
Шелкоткачество родилось тысячелетия назад. Это наиболее старая отрасль хозяйства Узбекистана, который всегда был одним из поставщиков шелка на всю Среднюю Азии.
Шелкоткацкие фабрики Намангана, Самарканда, Коканда выпускают также высококачественные плюш и бархат, производят ткани ярких, радующих глаз расцветок. Изделия современных узбекских мастеров, в совершенстве владеющих искусством своей профессии, пользуются широкой известностью.
По всему Узбекистану широко распространено прикладное искусство: художественная вышивка, ковроткачество, чеканка и другие его виды. Широкую известность в разных странах снискали себе узбекские мастера золотошвейного дела, керамики, стенной орнаментальной росписи, чеканки по металлу, резьбы по ганчу и дереву.
Большой популярностью на мировом рынке пользуются узбекские ковры. Высокие традиции ковроткачества, в прошлом замкнутые рамками домашнего производства, в настоящее время стали достоянием тысяч мастеров, влюбленных в это древнее искусство. Во многих областях Узбекистана организованы предприятия по производству ковров и паласов. Их оригинальные, затейливые узоры, самобытный колорит (от красно-коричневого до красно-синего), яркость, бесчисленные варианты узоров завоевали им большую известность в десятках стран, снискав титулы ханских ковров.
Одним из наиболее популярных видов ковроделия является паласоткачество. Ярко контрастные по цветосочетанию, с геометризированными узорами паласы разных типов (кохма, араби, терма и другие) пользуются успехом во всем мире.
В Узбекистане много профессиональных художников и народных умельцев, много художественных предприятий. Узбеки любят яркие ковры и охотно украшают ими свои дома и квартиры. Они любят вышивку и с большим вкусом используют ее в национальной одежде.
Искусство художественной вышивки и золото ткачества уходит своими корнями в далекое прошлое. Многовековые традиции определили специфику орнамента, композиции, технику шитья, своеобразных для каждого района. Своеобразие вышивок ярко сказывается и на всех мелких изделиях, особенно тюбетейках. Разновидностью узбекской художественной вышивки является вышивание золотом и серебряной нитью. Основными центром этого искусства с давних времен является Бухара.
Заслуга современных мастеров заключается в том, что, бережно храня художественные традиции народа, они в своих работах передают дух современности.
На Востоке голубой цвет - цвет чистого неба и прозрачной воды - цвет, связанный с представлением о счастье. Он отражен в голубых куполах памятников архитектуры Узбекистана, повторяя чистотой тона чистые краски азиатского неба.
Богатство традиций прикладного искусства Узбекистана тесно переплетено с богатством ее исторического и культурного наследия, являющегося неотъемлемой частью мировой сокровищницы произведений человеческого созидания, демонстрирующего собой взлет развития рода человеческого.
|