Бабур - мастер слова. Литературный дар великого основателя династии моголов внука А.Тимура 12:36 14.06.2003
Саид Муминов
Захириддин Мухаммад Бабур является одним из крупнейших представителей узбекской литературы XVI в. Он продолжил творческие традиции Низами, Лутфи, Навои. Произведения Бабура отличаются глубокой содержательностью и художественной завершенностью. Его сложный жизненный путь, противоречивое мировоззрение нашло и свое отражение в богатом литературном и научном наследии Бабура, которое определяет его место в истории узбекской литературы.
Особое место среди его произведений занимает знаменитое "Бабур-наме" (Книга Бабура). "Бабур-наме" - признанный образец узбекской классической прозы и выдающийся памятник узбекского литературного языка XV-XVI вв. Бабур свои мемуары писал простым, но в то же время блестящим, общедоступным языком, отличающимся исключительной лаконичностью. Это произведение как единственный в своем роде источник по истории народов Центральной Азии на протяжении столетий остается настольной книгой историков, этнографов, филологов, географов и представителей естественных наук. Именно поэтому с ХУТ в. "Бабур-наме" перевели на многие языки народов мира.
Кроме того, за свою недолгую жизнь (1483-1530 гг.) Бабур создал сборник стихотворений, поэтические произведения "Мубаййан" ("Комментированное") и "Трактат родительский". Им разработано новое письмо под названием "Хатти Бобурий". Он внес весомый вклад своими трактатами в изучение аруза (системы стихосложения), рифмы, музыки и военного искусства.
В поэзии Бабур еще более усовершенствовал жанр газели и рубаи. Как прекрасный лирический поэт он сумел выразить все тонкости движений человеческих чувств. Его лирика - это гимн красоте земной человеческой любви. Хотя его лирическое наследие по объему не очень велико, оно отличается широтой тематики, богатством изобразительных средств и совершенством стихотворных форм. Лирика Бабура включает в себя такие жанры, как газель, рубаи, масневи, фард и муамма.
Одна из важных сторон поэзии Бабура состоит в том, то его стихи неразрывно связаны с историческими событиями и явлениями. Бабур смело выступал против пороков общества своего времени, разоблачал их тлетворное влияние.
Большое место в поэзии Бабура занимают мотивы любви по родной стране, тоски по родине. Тяжелые душевные переживания, порожденные разлукой с любимой родиной, выражаются в ряде рубаи - писем Бабура, как стон сердца:
Чужбина - клетка, в ней постыло все, немило, Давно моя душа, как птица, загрустила. Что претерпел я здесь, мне трудно описать: Смывают слезы глаз с лица письма чернила. Нет родины и счастья боле нет, И ничего уж, кроме боли, нет. Я в этот край пришел своею волей, Его оставить силы воли нет.
Чтобы по праву носить имя человека, считает поэт, необходимо быть достойным его высшего назначения. Быть правдивым, справедливым, по мнению Бабура, есть главный признак высокой нравственности.
Где бы ты ни был, будь правдивым и справедливым. Вспомнят люди: вот такой - ты был счастливым.
Следуя традициям Алишера Навои, Бабур в своем творчестве ставит на первый план воспевание настоящего человека, возвеличивает его. Он призывает высоко ценить достоинство человека. По его мнению, интересы простых людей постоянно должны находиться в центре внимания:
Страною правя, чти людей труда, От них не отделяясь никогда. Забудь свои пристрастья и обиды, Внимай их бедам, а не то - беда.
И в других своих произведениях на морально-этические темы Бабур на основе конкретных событий своей жизни и всего пережитого делает определенные поучительные выводы:
Я слышу снова шум пиров и пьяных драк Подлунный мир, увы, походит на кабак. Не слушайся врага, внимай совету друга, А друга не поймешь, обрадуется враг.
Как бы обращаясь к будущим поколениям, Бабур предлагает им познакомиться с "Бабур-наме" и из нее узнать о его нелегком жизненном пути.
Каких страданий не терпел и тяжких бед Бабур? Каких не знал измен, обид, каких клевет Бабур? Но кто прочтет "Бабур-наме", увидит, сколько мук И сколько горя перенес царь и поэт Бабур!
Когда мы знакомимся с творческим наследием Бабура, он предстает перед нами во всем величии своего облика, как крупный мастер художественного слова, внесший большой вклад в развитие узбекской литературы.
|