Шаислам Акмалов - "Хизб ут-Тахрир" как источник угроз региональной безопасности 18:05 02.07.2003
Шаислам Акмалов, Проректор Ташкентского исламского университета
Глобальные геополитические изменения в конце XX века, обусловленные распадом "мировой социалистической системы" и бывшего Советского Союза, были сопряжены с резким ростом активности международного терроризма и политического экстремизма. Эти проявления, несущие в себе деструктивные лже-идеи исламского вероучения, в Центральной Азии объективно приняли религиозную окраску, так как преобладающая часть населения стран региона исповедует Ислам.
Сохраняющийся потенциал политико-религиозного экстремизма в Центральной Азии, несмотря на значительное снижение активности "импортированных" радикальных организаций после международной антитеррористической операции в Афганистане, по-прежнему несет угрозу, как региональной, так и международной безопасности.
Рассмотрение феномена религиозно-политического экстремизма в Центральной Азии, тесно взаимосвязанного с международным терроризмом, на наш взгляд, является неполноценным без учета многих факторов, одним из которых являются предпосылки, сформированные еще в период правления коммунистического режима на постсоветском пространстве. Контроль советского государства, охватывавший все стороны политической и социально-экономической общественной жизни, распространялся также и на личную, духовную жизнь граждан бывшего Советского Cоюза.
Советская идеология, которую Бертран Рассел отождествлял с "религией с присущими ей культом и местом поклонения, священными писаниями, институтом церкви", потенциально не могла сосуществовать с христианством и исламом. Антирелигиозная насильственная политика, которую коммунисты называли "атеистическим воспитанием", непосредственно привела к религиозно-духовному обнищанию общества. В результате, миллионы мусульман бывшего Советского Союза, в частности республик Центральной Азии, были лишены права на свободу вероисповедания и возможности совершать паломничество в святые города Ислама.
В сущности, вся практика советского государства в этом направлении явилась одной из причин проявления религиозных реакционных тенденций в центральноазиатских странах после приобретения независимости. Между тем, образование идеологического вакуума и социально-экономический кризис лишь способствовали формированию "благоприятной почвы", которую радикальные организации активно использовали в целях достижения собственных политических амбиций, противоречащих интересам общества.
Годы самостоятельного развития республик Центральной Азии показали их уязвимость перед суровыми угрозами нашего времени, создающих серьезные препятствия для укрепления регионального и межрегионального сотрудничества, необходимого для социально-экономического и политического развития. Тем не менее, опыт Узбекистана в преодолении упомянутой уязвимости, в частности, в обеспечении национальной безопасности, в поддержании гражданского мира и межконфессионального согласия, а также в поступательном демократическом и социально-экономическом реформировании свидетельствует о реальной возможности стабильного развития всего региона Центральной Азии.
В этой связи важно обратить внимание на осуществляемые правительством Узбекистана меры по обеспечению прав на вероисповедание граждан республики. Отводя особую роль обеспечению свободы совести и вероисповедания, согласно Статье 18 Конституции Республики Узбекистан, руководство республики всемерно поддерживает межконфессиональное согласие в обществе, которое является одним из важных условий для сохранения стабильности в стране.
Так, руководство Узбекистана сыграло решающую роль в возрождении религии Ислама как неотъемлемого компонента духовной жизни узбекистанского общества. Выступая против исламизации политики и политизации ислама, правительство республики стало инициатором проведения ряда юбилейных празднований известных во всем мире мусульманских ученых, богословов и просветителей, таких как Бахауддин Накшбанд, Ходжи Ахрара Вали, аз-Замахшари, Нажмиддин Кубро, Имама аль-Бухари, Ахмад аль-Фаргани, и др.
Наряду с этим, были проведены религиозные международные симпозиумы и юбилейные празднования. Так, в 1995 году прошла мусульманско-христианская международная конференция "Совместно жить под одним небом". В 2001 году в стране отмечалось 130-летие Епархиального управления Русской православной церкви, а также 100-летний юбилей единственной в Центральноазиатском регионе лютеранской церкви Евангелическо-лютеранской общины Узбекистана.
В настоящее время в стране действуют русская православная, римско-католическая, евангелическо-лютеранская, армяно-григорианская церкви и другие конфессиональные организации.
Кроме того, в Ташкенте создан православный Духовно-административный центр, строительство которого ведется при активной поддержке правительства страны. В 1990 году в Ташкенте было открыто духовное училище, которое позволило обеспечивать православными священнослужителями почти все приходы в различных уголках Узбекистана. В этой связи неслучайным представляется визит в мае текущего года в г. Ташкент Председателя попечительского совета российского Фонда имени Андрея Первозванного Владимира Якунина, который вручил Президенту Узбекистана Исламу Каримову международную премию "Диалог цивилизаций" "в знак признания заслуг на поприще установления межрелигиозного и межнационального согласия".
Однако, сохраняющиеся вызовы реанимации религиозно-политического экстремизма в Узбекистане способны создать потенциальные условия для его более тесного сращивания с международным терроризмом и в свою очередь, дестабилизации ситуации в стране и регионе в целом. В этой связи весьма важным представляется Закон Республики Узбекистан "О борьбе с терроризмом", принятый в 2001 году. В нем, в частности, даны правовые определения различных понятий и явлений, связанных с проявлениями терроризма, определены меры ответственности за участие в террористической деятельности, а также регламентированы полномочия государственных органов в сфере борьбы с терроризмом.
Исполнение данного правого документа, в частности, решительные меры органов власти и правопорядка республики по пресечению противоправной деятельности сторонников религиозного экстремизма привели к значительному снижению рисков активизации сторонников радикальных организаций. В результате этого в Узбекистане удалось обеспечить стабильную внутриполитическую ситуацию.
Тем не менее, сохраняется определенная вероятность реанимации активности международной религиозно-политической организации "Хизб ут-Тахрир аль-Исламий" ("Хизб ут-Тахрир"). На сегодняшний день эта крайне радикальная организация представляет серьезную угрозу безопасности и стабильности не только Узбекистана, но и, в большей степени, другим странам Центральной Азии.
Одной из главных причин этому, скорее всего, является активная и глубоко законспирированная деятельность ее членов не только в странах региона, особенно в Кыргызстане, Таджикистане и южных регионах Казахстана, но и в России и Германии. При этом международное сообщество становится очевидцем поступательной трансформации "миролюбивой" организации, как называли "Хизб ут-Тахрир" и до сих пор называют практически все правозащитники, в опасную террористическую структуру, способную прибегнуть к вооруженным методам борьбы.
В частности, по сообщениям зарубежных средств массовой информации, с расширением деятельности "Хизб ут-Тахрир" с южных регионов на северные области Кыргызстана учащаются случаи задержания ее активистов с крупным арсеналом различных видов стрелкового оружия, гранат, боеприпасов и т.д.
В свою очередь, Россия, испытывая возрастающую угрозу своей национальной безопасности со стороны "Хизб ут-Тахрир", включила ее в список международных террористических организаций. Согласно заявлению директора ФСБ РФ Н.Патрушева, "Хизб-ут-Тахрир" "посягает на конституционный строй государств" и "организует незаконные вооруженные формирования, а также участвует в них" . Очевидно, расползание религиозно-политического экстремизма в России несет весьма серьезные риски для обеспечения и дальнейшего укрепления национальной безопасности страны, где проживает более 20 миллионов мусульман.
В прошлом году аналогичную меру в отношении "Хизб ут-Тахрир" предприняла Германия "за призывы к политическому насилию и антисемитскую пропаганду в университетах", что соответствует положениям закона о борьбе с терроризмом ФРГ. По данным немецких правоохранительных органов, издаваемый в Германии журнал "Эксплицит" является так называемым рупором организации "Хизб ут-Тахрир", которая "восхваляет самоубийц-террористов как мучеников" . При этом обнаружена связь членов "Хизб ут-Тахрир" с другими крупными международными террористическими организациями.
Как заявил министр внутренних дел ФРГ О.Шили, "Хизб ут-Тахрир" "является опасной организацией", "выступает против взаимопонимания между народами", "подрывает действующий конституционный порядок". Несомненно, что запрет деятельности "Хизб ут-Тахрир" в Германии является серьезным шагом на пути к международной изоляции одной из самых опасных религиозно-экстремистских групп в мире.
Кроме того, наблюдаются некоторые изменения и в подходах Соединенных Штатов к оценке деятельности "Хизб ут-Тахрир". Так, в заявлении Госдепартамента США отмечается, что "Хизб ут-Тахрир" стал радикальным исламским политическим движением, выступающим за реализацию чистой исламской доктрины и создание исламского халифата в Центральной Азии" . В конце 2002 года Офис по делам Центральной Азии Госдепартамента США охарактеризовал "Хизб ут-Тахрир" как "транснациональную экстремистскую организацию, пытающуюся свергнуть правительства Центральной Азии" .
Активное использование исламского радикализма в качестве идеологического прикрытия в условиях серьезных социально-экономических проблем в центральноазиатских странах указывают на то, что "Хизб ут-Тахрир" представляет собой отнюдь не религиозную организацию, а искусно спроектированный политический инструмент влияния, направленный, прежде всего, на дестабилизацию ситуации в странах Центральной Азии.
Как показывает анализ динамики активности "Хизб ут-Тахрир" в различных уголках мира, данная организация стала приобретать особенно воинственный характер после ликвидации формирований движения Талибан и успешной операции антитеррористических сил в Афганистане. В частности, с конца 2001 года "Хизб ут-Тахрир" начала активно распространять листовки с утверждениями, что США и Великобритания "объявили войну исламу". При этом, призывая к вооруженному джихаду против "неверных", организация восхваляет теракты "камикадзе" в Израиле и других странах мира.
Наряду с этим, "Хизб ут-Тахрир" критически высказывается в отношении деятельности правительств Индонезии, Иордании, Алжира, Нигерии, Турции, Сирии, Пакистана и руководства Палестины, обвиняя их в "геноциде собственного народа", "потакании американскому терроризму".
Как представляется, сегодня мировое сообщество, как было указано выше, начинает предпринимать определенные меры в отношении "Хизб ут-Тахрир", которые явились первыми шагами в направлении глобального противодействия этой экстремистской организации. При этом эффективность дальнейшей международной изоляции "Хизб ут-Тахрир" может быть достигнута при активном политико-дипломатическом диалоге между странами, заинтересованными в ослаблении ее позиций во всех регионах мира.
В этой связи критически важным является скорейшее признание мировым сообществом "Хизб ут-Тахрир" в качестве международной террористической организации, несущей серьезную угрозу безопасности и стабильности всему миру. Принятие такого решения, в свою очередь, способствовало бы нейтрализации "Хизб ут-Тахрир", ликвидации международных источников финансирования деятельности его различных сетей, в том числе, в странах Центральной Азии .
Следует отметить, что в Узбекистане, осознавая угрозу, представляемую региональной безопасности со стороны "Хизб ут-Тахрир", его деятельность, так или иначе, контролировалась с первых дней поползновения религиозно-политического экстремизма в стране. В результате эффективной борьбы против этого зла в Узбекистане исламские радикалы вынуждены были искать прибежище и поле деятельности в соседних центральноазиатских государствах - Кыргызстане, Таджикистане и Казахстане.
В этих странах отдают отчет в том, что деятельность "Хизб ут-Тахрир", претендующего на роль исламской политической партии в странах Центральной Азии, направлена на построение средневекового теократического государства с целью возвращения современного общества к исламскому образу жизни путем джихада. В этой связи "Хизб ут-Тахрир" пытается распространять свои идеи, принципы и цели, в том числе, через издаваемый этой организацией журнал "Аль-Ваъй".
Широкое распространение "Хизб ут-Тахрир" в Центральной Азии было обусловлено рядом причин. На наш взгляд, одной из самых главных из них является недооценка сущности и последствий действий носителей идей этой организации, что привело к значительному различию в подходах стран Центральной Азии к этой угрозе. В частности, в то время как Узбекистан ведет борьбу с "Хизб ут-Тахрир" с первых лет проникновения его активистов в страну, другие государства региона не придавали серьезного значения возможным последствиям деятельности данной организации.
Адекватная реакция в Кыргызстане, Таджикистане и Казахстане последовала лишь после событий 11 сентября 2001 года и антитеррористической операции в Афганистане. По всей вероятности, это было обусловлено либо отсутствием у указанных стран собственных оценок угрозы "ползучего экстремизма", либо нехваткой политической воли в борьбе против этой организации. В сущности, оценка организации "Хизб ут-Тахрир" в этих странах, также как и в России, ранее сводилась к тому, что "ее джихад носит пропагандистско-агитационный характер, и воевать она не собирается" .
В настоящее время практически все страны Центральной Азии склоняются признать ту угрозу и последствия, которые могут иметь место в регионе в случае игнорирования этой проблемы или проявления слабохарактерности в отношении в отношении "Хизб ут-Тахрир". Наиболее отчетливой становится позиция Кыргызстана, который с прошлого года все больше сталкивается с "истинными практическими устремлениями" активистов этой организации.
В частности, по мнению участника международной конференции "Центральная Азия в XXI веке: сотрудничество, партнерство и диалог" (13-15 мая 2003 г. Ташкент) В.Б.Богатырева (директор Международного института стратегических исследований при Президенте Кыргызской Республики), "сегодня необходимо признать, что "Хизб ут-Тахрир" является одной из самых опасных международных экстремистских организаций" в регионе. При этом В.Б.Богатырев указал, что "Хизб ут-Тахрир" имеет "внерегиональный источник поддержки и стимуляции, активно используется в большой геополитической игре как средство воздействия на правительства стран региона".
Возрастание обеспокоенности в Кыргызстане и Казахстане, где значительную часть населения составляют этнические группы, не исповедующие ислам, вполне обоснованно. Сегодня в этих странах все больше осознается реальная опасность "Хизб ут-Тахрир", способной привести также к резкому росту агрессивного национализма и политического сепаратизма и поставить под угрозу межнациональное и межрелигиозное согласие в центральноазиатских обществах.
Другая причина распространения "Хизб ут-Тахрир" и поддержка деструктивных идей этой организации, наряду со сложившейся сложной социально-экономической ситуацией в странах Центральной Азии, является отсутствие квалифицированной теологической подготовки и образования. Это, в свою очередь, привело, с одной стороны, к бесконтрольному проникновению религиозных миссионеров с радикальными идеями в государства региона, и регулярной отправке из центральноазиатских стран студентов в зарубежные исламские страны в первые годы независимости для получения образования в сфере теологии, с другой. Как показала практика, такое сотрудничество оказалось весьма сомнительным и опасным.
Спустя некоторое время стала просматриваться цель "религиозных миссионеров" и направленность т.н. теологического образования, в сумме представляющих ни что иное, как диверсия против стран Центральной Азии. Интенсивная идеологическая обработка, сопровождаемая вербовкой и усиленной подготовкой в рядах вооруженных террористических группировок, привела к серьезной дестабилизации ситуации в регионе. В этой связи становится очевидным, что глубоко законспирированная деятельность "Хизб ут-Тахрир", ее "ползучий экспансионизм", претендующий стать отдельной политической силой в государствах Центральной Азии, однажды приведет к созданию условий для социально-политического взрыва ситуации изнутри.
Однозначно закономерным следствием в этом случае является проявление амбивалентности религии как социального феномена, осложняющего процесс религиозной самоидентификации общества. В этой связи увеличивается вероятность того, что религия, при осознанно ложной ее интерпретации, способна стать эффективным инструментом определенных социальных групп, преследующих собственные политические цели, для манипуляции общественным сознанием и поступками. Такой подход, как тактический метод политического влияния одних государств на другие, применялся ранее и, скорее всего, будет использоваться еще долгое время.
В случае с "Хизб ут-Тахрир" в начале 90-х гг. явно прослеживалось отсутствие опыта у стран Центральной Азии в сфере борьбы с подобными явлениями, а также в области формирования адекватного общественного восприятия радикально-религиозных поползновений извне как проявлений, всецело враждебных и несущих только насилие, как ментальное, так и физическое.
В этой связи Узбекистан первый из государств Центральной Азии предпринял ряд мер для восполнения этого пробела. В частности, в 1995 году в Ташкенте был создан Международный центр исламских исследований, а в 1999 году - Ташкентский исламский университет, где студенты всесторонне изучают Ислам и другие мировые религии. Эти институты дают возможность обществу, прежде всего молодому поколению, которое является наиболее "чувствительной и подверженной" различным псевдорелигиозным течениям частью населения, осмыслить истинные идеи и сущность Ислама, этические воззрения ученых-теологов, мыслителей и философов Центральной Азии.
Это, в свою очередь, представляется весьма важным шагом в изучении и возрождении традиционных в Центральной Азии исламских учений и ценностей, а также в выработке "антирадикального иммунитета" у молодежи Узбекистана. В этом проявляется тенденция к выдвижению современным узбекским обществом традиционного просвещенного Ислама, способного противостоять религиозно-политическим и экстремистским учениям, распространяемым активистами "Хизб ут-Тахрир".
Литература
Рассел Б. Практика и теория большевизма. Пер. с англ. -М.:Наука, 1991. Сатыбеков Э. Ночные волки//"Вечерний Бишкек". 17.10.2002. Современный терроризм: взгляд из Центральной Азии.- Алматы: Дайк-Пресс, 2002. Andreas Ulrich. Dollch im Herzen, "Der Spiegel" 47//2002. Государственный департамент США. Политика Вашингтона в Центральной Азии в вопросах и ответах. centrasia.ru. 26.11.2002. Малашенко А. "Два лика исламского радикализма. Ислам - это коммунизм сегодня?" centrasia.ru. 15.04.2003
|