"News Central Asia" - Чего опасается Кремль в Туркмении? 18:31 29.07.2003
Тарик Саеди (Ашгабат), Сергей Пятаков (Москва) Ашгабат/Москва, 30 июня 2003 г
Tariq Saeedi, Sergi Pyatakov "Why is Kremlin Trembling In Fear?" Источник: "News Central Asia" (www.newscentralasia.com) Перевод: Гульнара Байрамова, г. Мары (Туркменистан),29.07.2003г.
Российские коридоры власти в панике - впереди ясно вырисовываются две угрозы: поражение в политической и экономической сферах. У русских, что называется, душа ушла в пятки. Причиной такого волнения стала, казалось бы, далекая от всего этого проблема.
В течение последних нескольких недель все внимание российских законоведов, чиновников и работников СМИ сосредоточено на отмене правительством Туркменистана двойного гражданства.
Большинству аналитиков ясно, что Россию не беспокоит судьба тех людей, на которых может отразиться аннулирование двустороннего соглашения. Истинное беспокойство у русских вызывают не события в Ашгабате, а Иран, испытывающий в настоящее время родовые муки (спровоцированные США), которые могут закончиться преждевременным рождением младенца Янки с арийскими чертами.
Но, сначала рассмотрим проблему двойного гражданства, а затем вернемся к реальным причинам российской паники.
23 декабря 1993 года, президент России Борис Ельцин и президент Туркменистана Сапармурад Ниязов подписали соглашение в Ашгабате, согласно которому граждане обеих стран могли иметь как российский, так и туркменский паспорт.
Данное соглашение действовало в течение 5 лет. Согласно положениям данной договоренности, в случае, если ни одна из сторон не выразит желания выйти из соглашения, по меньшей мере, за 6 месяцев до истечения срока данного документа, его действие продлится еще на 5 лет. Так, как 23 декабря 1998 года ни одно из двух государств не пожелало аннулировать договор, он был продлен еще на один срок - 5 лет.
В течение всех 10 лет не было предпринято ни одной попытки внести какие-либо изменения в данное соглашение. Независимо от желания обоих государств, срок окончания договоренности истекал 23 декабря 2003 года.
10 апреля 2003 года президент Ниязов и Путин подписали в Москве протокол об аннулировании соглашения. Через несколько дней, Туркменистан объявил, что срок действия соглашения истекает 22 июня 2003 года и каждый до этой даты должен решить, какой паспорт он желает оставить: туркменский или российский.
Сначала Кремль и Дума довольно вяло отреагировали на данное заявление. Однако когда они увидели, что студенческие волнения в Иране угрожают перерасти в общенациональное движение, чреватое падением правительства Ирана, в российских кулуарах началась паника.
Проснувшись одним прекрасным утром, Дмитрий Рогозин, глава думского комитета по международным отношениям, выступил с разоблачением, что-де Туркменистан "помогал" талибам, туркменское правительство "участвует" в наркоторговле, а также ведет "подготовку" к массовой депортации этнических русских из Туркменистана.
В своей по-детски наивной попытке создать свой собственный Ирак, российские законодатели совершили типичную для русских оплошность. Они действовали по принципу: "Сначала сделай, подумаешь потом".
Ситуация менялась от плохого к худшему. Наконец, она стала просто комичной. Российские парламентарии выдвинули "грандиозные" предложения, среди них - использование права "защиты своих граждан", как это сделал Буш в Ираке для "защиты" иракских граждан.
Но своего пика события достигли, когда в прошлую пятницу, за день до завершения летней сессии, российская Дума приняла резолюцию, где говорится о том, что Туркменистан должен быть признан страной, которую не рекомендуется посещать российским туристам. Это стало верхом наивности: если страна признана неподходящей для русских туристов, она является гораздо более "неподходящей" для проживающих здесь русских. Почему тогда, сразу же после принятия резолюции, не послать весь Аэрофлот для эвакуации всех этнических русских?
СМИ, конечно же, тоже не упустили случая ввязаться в драку. "Немецкая волна" внесла свою лепту, выдав в новостях слух о том, что российские граждане насильно выселяются из своих квартир в Туркменистане, за реальный факт. Однако ни российское посольство в Туркменистане, ни МИД России не смогли подтвердить эти слухи.
Министр культуры России продолжает говорить, что "геноцид" российской культуры идет в самой России.
Может создаться впечатление, что в Туркменистане начался массовый исход этнических русских, когда люди бросали все, лишь бы успеть на последний самолет в Москву, невзирая на все уверения Молочкова, российского поверенного в Ашгабате в том, что "ничего ужасного не произошло".
Тем не менее, источники в самом российском посольстве говорят, что общее число ходатайств о предоставлении российской визы не превысило 500 за последние 3 недели. В общей сложности приблизительно 12 тыс. человек обратились с просьбой о предоставлении им возможности уехать в Россию. Это число составляет менее 8 % той мифической цифры в 150 тыс. человек, которые предположительно имеют двойное туркмено-российское гражданство и ради которых российские парламентарии и СМИ провели столько бессонных ночей.
На самом же деле далеко не все обладатели двойного гражданства являются этническими русскими. Среди них очень много туркмен, азербайджанцев, татар, армян и представителей др. национальностей. Более того, здесь проживает большое число этнических русских, имеющих только туркменский паспорт.
Комментируя данную ситуацию, источники в российском МИДе, сохраняя анонимность, говорят: "Нам не нужны эти русские. Было бы лучше, если бы они оставались там, где они есть. Нам нужны только высококвалифицированные специалисты и нам не важно, к какой этнической группе они принадлежат".
Не нужно упускать из виду и тот факт, что из 15 "осколков" бывшего Советского Союза лишь Туркменистан и Таджикистан предоставили возможность своим гражданам иметь двойное гражданство. Если допустить, что вопрос о двойном гражданстве не является проблемой, то все обвинения в адрес туркменского правительства о его участии в транспортировке наркотиков в Россию выглядят более чем абсурдными.
Независимые исследования, проведенные ООН и международной организацией по контролю за наркотиками доказали, что основная масса афганских наркотиков идет через Таджикистан в Узбекистан, Казахстан, затем - в Россию, откуда российско-украинские картели перевозят белый порошок в Европу и Северную Америку (иногда даже на российских субмаринах).
Если же серьезно рассматривать данное обвинение, то неизбежно встает вопрос: а если вообще у Туркменистана общая граница с Россией?
Чтобы провезти что-либо контрабандным путем из Туркменистана в Россию, потребуется пересечь, по меньшей мере, хотя бы две международные границы в любом направлении, независимо от того, едете ли вы через Азербайджан или Казахстан. Рассматривать Туркменистан, как основной путь, по которому наркотики поступают в Россию можно только, допустив мысль, что туркмены в состоянии диктовать свою волю российским, азербайджанским и казахстанским пограничникам, службам безопасности, таможенным службам и ряду других учреждений, основной целью которых является предотвращение поступления наркотиков в Россию.
Если не все обладатели двойного гражданства собираются ехать в Россию и, если они не нужны этой самой России, если контрабанда наркотиков из Туркменистана в Россию не более чем химера, так к чему же вся эта суета?
Ответ прост: Россию беспокоит лишь то, чем все это обернется для нее.
США уже в Ираке и Афганистане. Если иранское правительство рухнет под тяжестью тюрбанов своих же собственных клерикалов, проамериканское правительство готово появиться на сцене в любую минуту. А это, в свою очередь, станет ночным кошмаром для русских.
Стратегическая территория, контролируемая США, протянулась от Ирака до Ирана и Афганистана. На территориях Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана до сих пор действуют американские базы. Россия практически окружена американцами.
И единственное, что пока отделяет южное "подбрюшье" России от американских зубов - Туркменистан. Русские не уверены, что этого буфера достаточно для полного спокойствия.
Так уж сложилось, что на протяжении всей своей истории Россия терпела поражения только на юге. Только слабое южное "подбрюшье" позволило захватчикам монголо-татарам достигнуть Москвы и править там в течение 300 лет. Что же касается Европы, то здесь Россия всегда была непобедима. Русские понимают это лучше, чем кто-либо другой.
Российские политики спешат, пытаясь укрепить свой авторитет на иранской границе, с тем, чтобы в будущем, в случае необходимости оградить свои собственные земли от влияния американцев.
За беспокойством России скрывается политический расчет.
Строительство Трансафганского трубопровода (ТАТ), несмотря на все трудности, приближается к стадии завершения (вероятнее всего, оно будет закончено к сентябрю 2003 года). Консорциум состоится до ноября 2003 года и уже в апреле 2004 года лопаты крепких афганцев "вгрызутся" в землю, чтобы провести туркменский природный газ по трубопроводу в порт Гавадар, откуда он может экспортироваться во все страны земного шара.
Это означает тотальную экономическую независимость Туркменистана. Это также означает, что Казахстан, который внимательно следит за сооружением ТАТ, тоже может выразить желание проложить нефтепровод по тому же маршруту. Узбекистан уже является одной из сторон, подписавшей MoU.
Другим тревожным сигналом для русских стало то, что Иран, Таджикистан, Узбекистан и Афганистан подписали соглашение о строительстве "Нового шелкового пути" с целью сближения центрально-азиатских стран с Ираном. Это повлечет за собой смещение всех торговых путей в сторону Ирана - к открытым морям, а это в свою очередь угрожает идее создания коридора "Север-Юг", столь любовно лелеемую русскими.
При условии, когда все энергоресурсы Центральной Азии, вся торговля региона будут "уходить на сторону", Россия уже не сможет ни удержать свою экономику на прежнем уровне, ни сохранить контроль за поставками газа в Европу, чем она пользуется сейчас. Не говоря уже о том, что в этом случае ближайшими соседями русских окажутся американцы.
Не удивительно, что во мраке будущего России мерещатся монстры.
И кто знает, может быть, именно этот сценарий будущих событий имел в виду Президент Туркменистана Ниязов, когда говорил 26 июня 2003 года: "Наше месторасположение имеет очень важное стратегическое значение, а национальное богатство огромно".
|