КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 31.07.2003
20:05  Афганистан: кто придет выбирать президента?
17:44  Дар индийского посла позволит Узбекистану "взглянуть на себя с индийской точки зрения"
16:19  Т.Исломов - Можно ли задобрить "решительных врагов мира"?
14:33  М.Спечлер: Узбекистан борется за право быть полноправным и уважаемым членом международного сообщества
11:07  Э.Ртвеладзе - Историческая наука и псевдоистория Средней Азии
09:22  И.Плугатарев - "Четверка" наступает на "пятерку". Идет конкуренция экономических союзов внутри СНГ
09:14  "DW" - Что можно и что нельзя критиковать в Узбекистане? Нападение на пикет

09:07  Н.Дутбаев (пред. КНБ РК) - "Щит и меч суверенного Казахстана" (интервью)
08:59  А.Курманов - Феномен движения "ДемВыбор Казахстана": союз компрадоров с олигархами
08:52  ИНГПУ - В Ташкенте разгорается скандал вокруг "процесса" над журналистом и правозащитником Р.Шариповым
08:47  В.Пономарев - Подоплека одной провокации. Как российские спецслужбу фабрикуют уголовное дело на политэмигранта из Узбекистана
08:37  Реорганизация. В МВФ создается департамент Ближнего Востока и Центральной Азии
08:34  В Павлодаре (Казахстан) арестованы три продавца изотопа плутония-239
07:30  В Кыргызстане восстанавливают похищенный (так и не найденный) памятник поэту-классику Боконбаеву
07:27  Украина осталась совсем без хлеба. Спасут ли Москва и Астана Киев от голода?
07:18  Остановит ли "кодекс академической честности" мздоимство в Киргизских вузах?
07:15  Победа Кыргызстана над Китаем на Чемпионате Азии по футзалу в Иране
06:29  А есть ли у них Родина? Россия отказалась от своих узбекских соотечественников
06:11  В Афганистане открылась первая китайская торговая фирма
06:03  "Нам не нужен российский "голубой поток", утверждает турецкий аналитик
05:54  Иракгейт стал причиной того, что американцы ныне не доверяют Бушу
05:39  В Узбекистане объявлен конкурс знатоков произведений Президента
05:32  Баку надеется на возобновление переговоров с Ашхабадом по Каспию
05:28  Цены на рынках в Шымкенте диктуют торговцы из Узбекистана
04:36  Президент Ирана сдал кровь в ходе празднования дня донора
02:26  В.Бен-Натан - Запретить террористов-самоубийц, как вид биологического ОМУ
01:24  "Кремль.Org" - Российская политика в Узбекистане: актуальные задачи и перспективы развития
01:13  Антикитайский синдром. Россияне оказались лицом к лицу с динамичной наступательной Азией
01:05  Азартная игра в миграционные карты
00:54  Чем занимается "золотая молодежь" СНГ? Президентские дети открывают банки и бутики
00:41  Award.KZ - Вручение "Казахстанской Интернет Премии" перенесено на 5 месяцев
00:37  Суд Таджикистана вынес приговор убийцам журналистов BBC и ОРТ
00:19  Незатухающий костер. Со свержением талибов обстановка в Афганистане лучше не стала
00:02  "Вимм-Билль-Данн" намерен купить крупнейший в Узбекистане молокозавод
Среда, 30.07.2003
21:00  "Человеку неверующему трудно объяснить это явление". 100-летие канонизации Серафима Саровского
20:20  С.Мостовщиков - Нелегальная перепись: казахи, узбеки, русские...
19:47  Послание Хомейни Горбачеву (1989г.) - "Запад заворожил Вас, но знайте, что истина не там"
18:24  "Мы спасли 500 тыс. человек". Б.Грызлов об изъятие в Подмосковье рекордной партии героина
17:16  Боевая дружба в Сумбуле. Душанбе заинтересован в создании российской военной базы
15:02  Узбекистан стремится в интернет: краткий обзор событий
13:29  Более 300 000 афганцев, проживавших на территории Ирана и Пакистана, вернулись на родину
11:00  А.Таксанов - Поддержка прессы Центральной Азии
09:15  Приветствие Алексия II участникам XI съезда мусульман Кавказа
08:56  "Liberation" - Возрождение фундаментализма в Афганистане
08:49  Шапиро ошибся. Безопасный секс стоит в Киргизии миллион долларов
08:47  Токтогульское водохранилище (Киргизия) переполнилось. А вдруг прорвет?
08:31  Жангилды и Таучик замерли в ожидании. В Западном Казахстане симптомы чумы
08:22  Парламент Кувейта призвал весь мир к кампании по освобождению узников "Гуантанамо"
08:20  Рапота загрустил. Формирование единого таможенного тарифа ЕврАзЭС отложено
08:01  "Будущее Баку - Джейхан зависит от президентских выборов", - считает лидер азербайджанской оппозиции Керимли
07:47  "Мы не разгоянем митингов... и преступных авторитетов у нас нет...", - Рассказывает 1-й зам. МВД Узбекистана Матлюбов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Э.Ртвеладзе - Историческая наука и псевдоистория Средней Азии
11:07 31.07.2003

Без ретуши!
Эдвард РТВЕЛАДЗЕ,
профессор, академик АН Республики Узбекистан.

Выдающиеся находки археологов ХХ в. открыли науке до того почти неизвестный мир великих среднеазиатских согдийскую, маргианскую, хорезмийскую. Однако историческая интерпретация этих открытий в определенной степени была скована бытующим в то время одним методом - методом марксистского подхода к историческому процессу. Оправданный для стран Средиземноморья и Европы этот метод, опирающийся на всеобъемлющее бытование во всем мире одних и тех же социально-экономических формаций, применялся в исторических исследованиях повсеместно и непременно, став единственным и определяющим.

Казалось бы, что с обретением республиками Средней Азии независимости и соответственно отказа от прежних идеологических принципов, историческая наука освоит новые, более качественные высоты и новые методы подхода к историческому процессу. Но на деле оказалось не так. На смену, хотя и заидеологизированному, но в значительной степени научно обоснованному методу пришли новые подходы к истории, в которых подлинно научные методы исторических исследований были попросту отброшены в сторону как ненужные. Преобладающее место занял метод вольного обращения с историческими фактами, а метод всестороннего и всеобъемлющего исторических источников попросту исчез.

Историческими исследованиями стали заниматься не только ученые, но и представители иных профессий и специальностей, вплоть до руководителей государств, исходя, вероятно, не только из стремления поставить историческое прошлое на службу своих далеко идущих политических амбиций, но и из-за широко распространенного представления о том, что история и, в частности, историческая наука как предмет исследования, к примеру, в отличие от естественных наук, доступна всем.

Это дилетантское и в корне своем невежественное представление подвигает все большее и большее число так называемых ученых попробовать свои силы на научном поприще. Хорошо было бы, если бы все это оставалось на уровне разговоров за дастарханом, так нет! Такие "ученые" стремятся обнародовать свои опусы в виде статей, книг, монографий, в которых проповедуют собственные взгляды на исторические процессы и события, значительно искажая их в угоду заранее сложившихся концепций, а не на основе продуманного и тщательного научного анализа. Особо опасными в этом ряду становятся труды, изданные руководителями государств, которые благодаря статусу авторов, сразу же или через определенный промежуток времени, необходимый для их адаптации, становятся своего рода "Библиями" для своего народа, навязывая ему далекие от подлинной истории взгляды. В унисон им вторят профессиональные ученые-историки, видно взявшие на вооружение циничный взгляд на роль историков прусского короля Фридриха, который в ответ па вопрос о том, как он объяснит незаконный захват Саксонии, прямо ответил: "А зачем же я кормлю своих историков?".

Следующим в этом ряду стоят дилетанты-историки каких угодно специальностей, не имеющих специального образования, не прошедших научных исторических школ, не имеющих понятия о методах исторических исследований, которые, тем не менее, ничтоже сумняшеся, взялись за решение сложнейших исторических проблем, видимо, в силу ложного представления о доступности для всех исторической науки.

Внимательный анализ опубликованных этими псевдоучеными работ показывает, что в независимости от статуса иерархического положения их объединяет одно - ложное по существу стремление возвеличить историю своего народа, придать ей оттенок исключительности и избранности.

По существу создается новая концепция истории Средней Азии, которую я бы назвал концепцией этнической исключительности. Основными ее признаками являются:

1. Древнейшая государственность

Она якобы создана тем или иным народом в зависимости от этнической принадлежности автора того или иного "научного сочинения", причем в качестве основателя государства почти непременно фигурирует некий Огуз-хан, мифическая личность поздних эпических сказаний, абсолютно неизвестная по древним письменным источникам. Этот Огуз-хан объявляется, в частности, основателем некоего мифического Туркменского государства со столицей в Алтын-депе, существовавшего якобы уже в эпоху бронзы в III - II тыс. до н.э.

Еще дальше пошел некий Касым Масими, который в своем труде "Племенное объединение "Уйгур". История Уйгурской державы"! Алматы. 1998 г." утверждает, что Уйгурское государство насчитывает 12 тыс. лет, то есть оно относится к эпохе неолита (новокаменного века)? когда никаких государств ни в одной части земного шара не существовало и не могло существовать. Также и для территории Центральной Азии, племена которой находились еще только на стадии перехода от присваивающей экономики к производящей, что произошло лишь в VI - V тыс. до н.э. и далеко не во всех частях этого региона.

Неоправданно с точки зрения научной методики выглядит попытка А. Акаева удревнить историю киргизской государственности до 2300 лет, т. к. она базируется на весьма сомнительном анализе китайских источников.

2. Древность народа и его самоназвание

В труде "Рухнама" утверждается, что этнос, носивший название туркмены, существовал уже в эпоху бронзы, т.е. в III - II тыс. до н.э. и даже во время существования культуры Анау (почему-то названной государством), в эпоху энеолита - IV тыс. до н.э. (стр. 10). Однако это полностью противоречит всем данным исторической и других наук. Наука до сих пор абсолютно не располагает данными не только о языке племен Средней Азии в то время, но и о названиях народов, обитавших здесь, каковые появляются только в VII - VI вв. до н.э. и содержатся в "Авесте", в трудах древнегреческих историков и в наскальных надписях ахеменидских царей. Что же касается названий современных народов Средней Азии, то они появляются лишь в эпоху средневековья.

3. Гипертрофированный ареал государств или границ и территории расселения народа

К примеру, в вышеупомянутой работе Касыма Масими на стр. 313 приведена карта некоего мифического уйгурского государства, охватывающего огромную территорию от Тихого океана и до Восточной Европы включительно. Но подобного государства с таким названием и в таких размерах никогда в истории не существовало, а если автор имел в виду Великий Тюркский каганат, то даже в пору его расцвета в VII в. его западные границы доходили только до Северного Причерноморья.

Но и это в корне неверно, так как Великий Тюркский каганат создавался различными тюркскими племенами, а не только уйгурами.

В этом же труде на стр. 310 - 311 утверждается, что индейцы Америки - это уйгуры, и приводится карта, озаглавленная как "Схема перехода уйгурских племен в Северную Америку", со ссылкой на карту, опубликованную в журнале "Курьер ЮНЕСКО", на которой однако отсутствуют подписи с названием уйгур, а дается схема переселения азиатских монголоидных племен в Северную Америку из Азии через Берингов пролив.

В книге "Рухнама" фигурирует тот же гипертрофированный подход к роли туркмен в создании двадцати шести тюркских государств, то есть по существу почти всех когда-либо созданных представителями различных тюркских народов средневековых государств.

Среди них фигурируют такие государства, как Караханидский каганат, государства Газневидов и Мамлюков и т.д., образованных тюркскими племенами, не имевших отношения к туркменам, тогда как в создании государства Мамлюков в Египте огромная роль наряду с кипчаками принадлежит черкесам.

В книге Н.Н. Негматова "Таджикский феномен: теория и история" (Душанбе, 1997 г.) введено понятие "исторический Таджикистан", который охватывает всю территорию Средней Азии, включая "западные подножия высочайших хребтов "Высокой Азии" - горного узла Гималаев и Тибета, полностью Тянь-Шань, Памиро-Алтай, Гиндукуш, Иранское нагорье, Аму-Сырдарьинский и Мургабо-Тедженский бассейны" (стр. 21). Этот мифический "исторический Таджикистан" якобы существовал уже в эпоху древневосточных цивилизаций и государств, т.е. в III - II тысячилетии до н.э., и именно "Исторический Таджикистан" якобы имел уже в то время близкие связи с Вавилоном, хеттами, финикийцами и т.д., тем самым не оставляя места в истории Средней Азии другим ее народам: киргизам, узбекам, туркменам, казахам.

4. Неоправданное возвеличивание своего народа и принижение значимости других народов

К примеру, в той же книге Касыма Масими так охарактеризованы китайцы - создатели одной из древнейших и неповторимых цивилизаций в мире: "Называемые китайцами племена "хунну" - варвары являются предками уйгур. Они, в отличие от древних китайцев (подчеркнуто мной - Э.Р.) имели свой антропологический тип, язык, экономику, религию, памятники культуры, оригинальную письменность, жизненный уклад, географию расселения и т.д." (стр. 32). Из этих строк малосведущий читатель может получить превратные представления о китайцах, якобы стоявших чуть ли не на первобытной стадии развития, когда предки уйгур уже обладали письменностью и всеми другими атрибутами материальной и духовной культуры?! Хотя в действительности все было наоборот, не уйгуры, а китайцы были творцами очень ранней и великой цивилизации, создали одну из древнейших в мире письменностей, которую уйгуры во II в. до н.э. вообще не знали. Китайцы же сделали великие открытия, вошедшие в кладовую мировой цивилизации.

Я не думаю, чтобы автор книги не был осведомлен о выдающихся достижениях китайской цивилизации и ее роли в мировой истории, но подобное противопоставление одного народа другому и возвеличивание одного над другим делается специально, дабы принизить другой народ в угоду неоправданного возвеличивания своего.

Аналогичным путем следует и автор "Рухнама", который вопреки историческим фактам приписывал создание всех тюркских государств в Восточном Туркестане, Средней Азии, Индии, Иране, на Ближнем Востоке, в Закавказье исключительно туркменам, тем самым принижая созидательную роль других тюркских народов.

В этой книге, к примеру, вообще не упоминаются узбеки. Как будто их вообще не было. Да и другие тюркские народы Средней Азии упоминаются вскользь. Как в книге Касыма Масими, где уйгуры занимали почти всю Евразию вдобавок с Америкой, так и у Туркменбаши от Инда до Средиземноморья одни туркмены.

В отличие от вышеуказанных авторов, совершающих "революцию" внутри истории тюркских народов, в книге Н. Негматова роль тюркских народов сведена к разрушению культурных ценностей и уничтожению других народов. "Евразийский тюрко-монгольский-татарский степной пояс с его культом силы, - пишет автор, - стал очагом страха, духовной безысходности и национального существования на протяжении почти всего II тысячелетия н.э.... " (стр. 324).

Намеренно забыты имена великих тюркских правителей, поэтов, ученых - Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгарского, Ходжа Ахмада Яссави, Улугбека, Алишера Навои и многих других, внесших выдающийся вклад в историю цивилизаций Центральной Азии и не только ее. Забыто и то, что под эгидой созданных тюрками государств Караханидов, Газневидов, Сельджукидов и других мирно и благополучно развивалась культура таджикского народа.

Но если, по словам Н. Негматова, тюрки были исключительно носителями страха и разрушителями культуры всех народов, в том числе и таджикской, как же они позволили сохранить великолепие таджикской культуры и таджикской духовности (эхье, по Н. Негматову) и не только сохранить, но и дали ей планомерно развиваться, и о чем же тогда стал бы писать такие большие книги Н.Негматов?

Хочу отметить, что подобная болезнь этнической исключительности затронула не только Среднюю Азию. В последние годы в России усиленно пропагандируется новое понимание истории некоего М. Фоменко и его сторонников, далекое от исторической науки; массовыми тиражами издаются его книги и статьи его сторонников, в число которых, к сожалению, вошел и чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. А суть этого нового "учения" сводится к одному - той же этнической исключительности, в данном случае русских, где во всех терминах, именах, географических названиях от этрусков до Батыя присутствует, оказывается, русский элемент, т.е. нет никаких других народов, а вся история Евразии творилась исключительно русскими.

Этническая исключительность, историческая избранность, избранный народ - все это из разряда теорий расового превосходства, арийского величия, пантюркизма и паниранизма. К чему привели эти псевдонаучные концепции хорошо известно человечеству.

Как показывает история этих лжетеорий, во главе их стояли люди, ставившие свои политические амбиции превыше научных истин. "Беда, - писал знаменитый баснописец, - коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник".

Так не пора ли, следуя этому определению, "отдать Богу богово, а кесарю кесарево".

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1059635220


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх