Имам Хибба Абуджирайри: Узбекистан на меня произвел большое впечатление… 16:41 08.08.2003
События 11-сентября 2001 года заставили большинство людей в США осознать, что мусульманская община является четвертой по величине религиозной группой (после католиков, баптистов и методистов). В США в настоящее время проживают около 7 миллионов мусульман. Во всех штатах, крупных городах и населенных пунктах открыты 1250 Мечетей, 1000 воскресных школ для детей мусульман. Все мусульмане Америки объединены в 300 Исламских Центрах и обществах. Наиболее крупными из них являются "Совет Фикха Северной Америки", "Американский мусульманский Совет", "Совет по американо-исламским отношениям", "Всемирная Исламская лига", "Мусульманская студенческая Ассоциация США и Канады", "Исламский верховный Совет Америки", "Фонд Шейха Мавлоно Хаккани" и другие.
В стране действуют более 1200 издательских организаций и радиостанций. В отличие от узбекских мечетей, американские мусульманки-женщины тоже ходят в мечеть, для них отведены специальные места и помещения. В дни, когда после террористических актов в США наблюдалось негативное отношение к американцам-мусульманам, президент США Джордж Буш в трудную минуту, не смотря на свою занятость, взял ситуацию под контроль и защитил их от посягательств. Спустя неделю после террактов он выступил в Вашингтонском Исламском Центре с речью в поддержку американских мусульман и призвал Конгресс и всех американцев поддержать его в этом вопросе. Все это, конечно, положительно отразилось в политической и общественной жизни страны. Америка начала поправляться после трагических событий. Наблюдая каждодневно за прессой, посещая библиотеки, магазины, Исламские мечети и другие религиозные учреждения, лично у меня сложилось мнение, что большинство американцев очень приветливы и полны любви и уважения к относящимся ко всем религиям людям.
Ниже приводится интервью с одним из ведущих специалистов в области Ислама в США, профессором Университета Джорджа Вашингтона, Имамом Хибба АБУДЖИРАЙРИ (Hibba Abugideiri). Недавно профессор посетила Узбекистан.
ВОПРОС: Уважаемый профессор, пожалуйста, несколько слов о себе и о ваших научных исследованиях.
АБУДЖИРАЙРИ: Прежде всего, позвольте мне выразить благодарность за возможность общаться с узбекистанцами. Я очень счастлива быть в контакте с жителями Узбекистана, которые ищут взаимопонимания между различными народами мира. Я родилась в Судане, но моя вся сознательная жизнь прошла в Соединенных Штатах. В Джорджтаунском Университете я получила степень бакалавра и магистра. Затем в стенах этого Университета защитила кандидатскую и докторскую диссертацию, получила звание профессора по ближневосточной истории и исламоведения. В настоящее время преподаю в Университете Джорджа Вашингтона.
Большинство моих исследований сосредоточено на взаимоотношениях полов в Исламе и ближневосточной истории. Меня больше всего интересуют женщины в Исламском священном писании, имею ряд публикаций по этой проблематике. Интересуюсь проблемой исламского реформирования и вопросами конструктивизма в современном интерпретировании мусульманами Корана и Хадисов.
ВОПРОС: Нашим читателям будет очень интересно знать о терпимости и уважении американцев к различным конфессиям и вероисповеданиям. Толерантны ли американцы?
АБУДЖИРАЙРИ: Главным образом, да, американцы очень толерантны. Конечно, есть некоторые индивидуальные исключения, но что касается в целом общества - да, они терпеливы. Большинство американцев полагает, что Америка - это то место, которое основывается на возможностях и свободе, в т.ч. свободе вероисповедания. Это означает, что должно быть уважение к тем, кто выбрал право быть мусульманином, христианином, иудеем, буддистом, индусом, атеистом - какую бы они религию не выбрали.
ВОПРОС: Каково сегодня положение Ислама в Америке?
АБУДЖИРАЙРИ: В США большинство американцев начали осознавать, что мусульманская вера и община является одной из ведущих религиозных конфессий. Выступая в Исламском центре Вашингтона, Джордж Буш дал справедливую оценку значения и места Ислама в США. В частности, он отметил, что среди тех, кто вносит немаловажный вклад в развитие страны, есть и большая доля миллионов мусульман. Он подчеркнул, что среди мусульман страны есть врачи, адвокаты, правоведы, учителя, профессора, военнослужащие, предприниматели. Сегодня в США приблизительно 7 миллионов мусульман. Из них 26% арабов, приехавших с Ближнего Востока, 24% афроамериканцев и 25% выходцев из Южной Азии. 58% мусульман составляют мужчины и 42% - женщины. Боле 80% мусульман составляют люди в возрасте от 18 до 50 лет. Среди мусульман 44% с высшем образованием, 32% с неполным высшим. Большая часть мусульман имеют среднее образование. В целом, интерпретируемый и исповедуемый в США Ислам адаптирован к американским законам и традициям, который не противоречит мусульманскому праву и традициям.
ВОПРОС: Что делают американские мусульмане для того, чтобы показать, что и они являются законной частью американского государства и общества?
АБУДЖИРАЙРИ: Американские мусульмане очень законопослушны и трудолюбивы. Мусульмане являются частью американской жизни. После работы они больше уделяют внимание семье и воспитанию детей. Американские мусульмане довольны своей жизнью и считают своей Родиной Америку. Мусульмане стремятся быть законной частью этой страны. Они хотели бы, чтобы Ислам был признан позитивной силой, устремленной к справедливости и миру на планете. Мы понимаем, где мы живем и как важно общаться, доказывать не только населению в целом, но и самим себе, что мы можем многое предложить. После сентябрьских событий мы тоже ощущаем глубокую боль, как любой другой американец или даже сильнее. Общеизвестно, что среди жертв были и мусульмане. Хочу указать, что мусульмане входили в спасательные команды, сдавали кровь и организовывали донорские кампании в различных городах. Кроме того, многие врачи-мусульмане лечили раненых и травмированных в нью-йоркских больницах.
Эта трагедия ударила по каждому из нас. Она показала худшие человеческие качества нападших на мирных людей злодеев. Но эти события показала и лучшее, что есть в людях, когда все мы, американцы - мусульмане, евреи, христиане - выступили вместе и объединились, чтобы помочь друг другу. Никогда еще Америка не была так сплочена, чтобы люди различной веры объединялись и молились друг за друга, за мир во всем мире.
ВОПРОС: Я слышал, что вы после террористических актов 11-сентября занимались активной межконфессиональной деятельностью.
АБУДЖИРАЙРИ: Да, я стремлюсь активно участвовать в межцивилизационном диалоге. Верю в это, не просто как американец, а главным образом как мусульманин. Полагаю, что Пророк, как и в нашем примере, был способен разделить мир с другими не мусульманами, потому что он понимал, что все люди - включая не мусульман - являются созданием Бога и поэтому достойны уважения. Только тогда, когда отсутствует уважение и понимание, диалог становится бесполезным. Мое преимущество еще в том, что я своего рода "гибрид", как бы представитель одновременно "востока" и "запада" - могу свободно ориентироваться в концепциях и существующих стереотипах, которые каждая сторона выдвигает друг к другу. Думаю, что есть прогресс в продвижении на глобальном уровне цивилизованного диалога, противостоящий идее "конфликта цивилизации", которую к несчастью пропагандируют силы с опасными политическими планами.
ВОПРОС: Профессор, действительно на Западе иногда употребляют гипотезу, что мы стоим на пороге "войны цивилизации"?
АБУДЖИРАЙРИ: Лично я не верю в конфликт цивилизаций. Если такое столкновение было бы неизбежным, как можно объяснить существование целого поколения американских мусульман? Эти мусульмане, были воспитаны в Соединенных Штатах или других странах "западного мира". Они также интегрировали в свою жизнь Ислам, чтобы не противоречить ценностям традиций "Востока" и "Запада". Это очень полезное сочетание культур. Я - одна из таких людей. Нет ничего унаследованного, ужасного или антагонистического в исламской цивилизации. Точно так же нет ничего ужасного и у "Запада". Но мы к сожалению имеем историю, как сотрудничества, так и конфликта, потому что западная и ближневосточная мусульманская истории развивались своим путем. В нашей истории есть так много исторических моментов, когда мусульмане и христиане/евреи уважали друг друга и политически поддерживали друг другу. Вся беда в том, что, к сожалению, сейчас некоторые ученые акцентируют только на проблемных вопросах, т.е. на конфликтах в этих взаимоотношениях.
ВОПРОС: Как в целом мусульмане США чувствуют себя после сентябрьских событий 2001 года?
АБУДЖИРАЙРИ: После террористических актов некоторых мусульман обвиняли в злоупотреблении и насилии, потому что некоторые невежественные немусульманские американцы были озлоблены и подверглись реваншистским настроениям. Конечно, в каждом обществе есть расисты. То, что меня больше всего поразило, однако, это другие представители большей и основной части американцев, которые проявили уважение, поддержку и солидарность к американским мусульманам.
Что меня еще более удивило - это рост большого интереса к Исламу, популярность которого за последние годы начала расти на Западе и, особенно в США. Коран, например, продается по Интернету, многие люди начали обращаться в Ислам. Трудно пересчитать количество новообращенных в Ислам, но в моей мечете, где я руковожу мусульманской общиной, в те дни четыре человека из немусульманских американских семей европейского происхождения приняли Ислам. Мы не должны забывать также, что Ислам - быстро растущая религия на Западе, включая США. Нельзя не отметить также, что сейчас американские СМИ более позитивно настроены в отношении к Исламу, улучшаются взаимоотношения между американскими мусульманами и не мусульманами за счет позитивной информации СМИ. Мусульманам дана возможность выступать от своего имени по ведущим каналам "СNN", "Washington File", "ВВС" и другим. Мусульмане принимают непосредственное участие в различных дискуссиях.
ВОПРС: Как, вам представляется, роль Ислама в будущем?
АБУДЖИРАЙРИ: В политическом плане, гарантировать гражданские права и свободы мусульманам в Америке в рамках законодательства США.
В религиозном плане, для того, чтобы гарантировать права всем (т.е. мусульманским женщинам, меньшинствам и т.д.) Ислам должен выступать в качестве передового движения, которое интерпретирует Коран в соответствии с мировыми нормами справедливости и морали. Американский Ислам может служить примером умеренного Ислама, которому могли бы следовать другие мировые исламские движения.
В социальном плане, обеспечивать крепкую социальную структуру, которая бы приносила пользу всем американцам (например, через создание школ, культурно-спортивных центров, городских и районных социальных служб и т.д.)
ВОПРС: Я слышал, что Вы недавно посетили Узбекистан?
АБУДЖИРАЙРИ: По приглашению посольства США в Ташкенте я посетила различные узбекские ВУЗы для обсуждения роли Ислама в Америке. Мое пребывание носило неофициальный характер, и я выступала в качестве ученого-исламоведа. Будучи заинтересованной в расширении "цивилизационного диалога", у меня была возможность обсудить концепцию мусульман, живущих в США. Меня также очень интересовало, как мусульмане в других частях мира, в том числе и узбеки, понимают Ислам в Америке. Мне понравилось, что, наши дискуссии носили открытый характер.
Узбекистан на меня произвел большое впечатление… Узбеки - удивительно теплый, гостеприимный и дружелюбный народ. Я посетила много прекрасных исторических мест Ташкента и древнего Самарканда. Это было очень красиво. Мне очень также понравилась узбекская "кухня", фрукты, лепешки…
Мавлян Юлдашев.
|