Гульнара Байрамова - "Доброжелателям" Туркменистана 18:23 08.08.2003
В последнее время много копий было сломано отдельными представителями Государственной Думы и т.н. туркменской оппозиции по поводу оказания помощи режиму "Талибов" со стороны Туркменистана. При этом каждый из участников масштабной провокации преследует свои, сугубо меркантильные и далекие от государственных масштабов, интересы. Отдельные из них весьма оригинальны в решении своих заказов. Так, руководитель комитета Госдумы по международным отношениям Д. Рагозин по утверждению известного пакистанского журналиста, имеет вполне обоснованный интерес в этом деле - создание канала наркотрафика через Калининградские морские ворота. С учетом неуемных потребностей Европейского рынка в наркотическом зелье, он, в дополнении к существующему маршруту Афганистан-Таджикистан-Калининград-страны Европы, лоббирует создание аналогичного маршрута через Туркменистан. Общеизвестны чаяния и заботы его союзников, лидеров т.н. "туркменской оппозиции" - страдающего старческим маразмом А.Кулиева и экс - агента КГБ "Философа" - М.Эсенова. Не найдя достаточно объективных и достоверных улик, способных заинтересовать общественность, господа с завидной настойчивостью обвиняют руководство Туркменистана в продаже нефтепродуктов представителям движения "Талибан".
Действительно, в тот период были реализованы крупные партии нефтепродуктов, в основном, российским и иранским предпринимателям, которые затем перепродавали товар мелкими партиями, в том числе и афганским частным фирмам. Так в чем же здесь был усмотрен криминал? Мировой опыт показывает, что обычно не требуются гарантии об операциях по реэкспорту ГСМ. Кроме того, считаю необходимым отметить, что только в моей памяти 4 раза кардинально менялась обстановка в Афганистане и, в этой связи, возможно у российских бизнесменов не было времени ждать когда появится "благонадежный" покупатель - афганец из общепризнанного государства. Если придерживаться логике, то почему российские власти в упор не хотят видеть своих экспортеров автоматов и другой техники уничтожения, а вместо этого решили устыдить бизнесменов продажей керосина нуждающимся афганцам. Для непосвященных могу подсказать, что, кроме редких случаев объявления эмбарго в отношении отдельных стран, запрет на продажу ГСМ в мировой практике не вводился. Ничего не стоило в тот период времени России инициировать вопрос о прекращении своими же бизнесменам "незаконной" продажи нефтепродуктов. В этой связи, обвинения в адрес руководства Туркменистана о нарушениях, допущенных российскими бизнесменами, звучат, по меньшей мере, кощунственно. Не к лицу руководителю Комитета законодательного органа в угоду своим амбициям выставлять себя непосвященным, что перепродажей ГСМ на туркменском рынке, в большей степени, занимаются российские бизнесмены. Кстати, уверена, что при необходимости все данные, подтверждающие производство указанных сделок, можно обнаружить в отчетах товарно-сырьевой биржи Туркменистана, а также просто переговорив с афганскими бизнесменами, занимающимися доставкой ГСМ в Афганистан. Несмотря на судьбоносные политические преобразования в этой стране, крупные представители афганского бизнеса как занимались, так и продолжают заниматься своим делом. Этот пласт общественной жизни практически не подвергся преобразованиям.
Вместе с тем, не будем кривить душой, туркменам было бы приятнее жить по соседству с более развитыми странами. Но трудно не согласиться, что жить с таким соседом в мире и согласии - большое искусство дипломатии. Внешняя политика Туркменистана с объявлением нейтралитета и невмешательства во внутренние дела соседних стран помогла избежать казалось бы неминуемых конфликтов на туркмено-афганской границе. Лично пришлось убедиться, что в этой стране человеческое воображение поражает неописуемая нищета и безграмотность, глубочайший кризис социально-бытовой сферы и извечная правота человека с ружьем. Увиденная мною трагедия на родине великих мыслителей Востока помогла осознать хрупкость мира и пагубные последствия войн.
Народ Туркменистана, извечно живя бок о бок с афганцами и зная не понаслышке об их бедственном положении, в знак доброй воли открыл свои двери беженцам из этой страны. По свидетельству представительства УВКБ ООН в Туркменистане за годы независимости на постоянное место жительства в страну переехали около 2 тысяч афганцев, а временное убежище за период межафганского кризиса получили более 13 тысяч беженцев. По аналогичным мотивам были вынуждены перебраться в Туркменистан на постоянное жительство более 13 тысяч этнических туркмен из Таджикистана. Кроме того, через нашу страну, без взимания транзитных таможенных пошлин, визовых и иных сборов, шли, названные в народе "караванами жизни", колонны автомашин с гуманитарным грузом. Экстренные меры правительства, в сочетании с благотворительностью международных организаций в период межафганского противостояния и 4-х летнего засушливого цикла природы помогли предотвратить крупную гуманитарную катастрофу с возможными бесчисленными человеческими жертвами.
Кстати, во времена правления "Талибов" внешней политикой Туркменистана руководил печально знаменитый экс-террорист Борис Шихмурадов. Обладая хотя бы маломальскими фактами о связях туркменских властей с "Талибами", уверена, он давно бы уже растрезвонил об этом на вес мир. Но не было заявлено ни об одном из них, что, бесспорно, доказывает их отсутствие вообще.
Также не соответствует действительности утверждение о, якобы, имевшихся связях Туркменистана с "Талибами" на конфессиональной основе.
Хотя и близится к завершению строительство самой большой в Центральной Азии мечети в м. Гыпджак Ахалского велаята, происходит активное возрождение религиозно-культурного наследия народа, туркмены в целом не отличаются особой набожностью. В стране отсутствует политизированный культ Ислама. Народу чужды идеи "ваххабизма", тем более в интерпретации богословов - недоучек движения "Талибан".
Вообще, отношение туркмен к мусульманской религии можно назвать феноменом. Среди туркмен встречаются племена, которые, соблюдая внешнюю видимость приверженности канонам Ислама, до сих пор выполняют многие обряды и обычаи зороастризма и идолопоклонничества.
В частности, более половины жителей среднего течения Аму-Дарьи (около 5 районов Туркменистана) говорят на т.н. крачском наречии туркменского языка. В свою очередь данное наречие происходит из села Крач Фарабского района. Так вот, на кладбище данного села имеется античный каменный идол козла. Все местные жители села - мусульмане поклоняются этому запрещенному всеми догмами Ислама идолу земной твари. Погребальные обряды сельчан значительно отличаются от общепринятых классических традиций. Кроме того, старожилы села рассказывают о существовании до 40-х годов прошлого века обряда оставления на длительное время умерших в специальных саркофагоподобных помещениях и дальнейшее погребение их останков в огромных глиняных сосудах. Жители села, как их предки, не отмечают некоторые общепринятые в мусульманстве обряды по умершим. Многие их традиции на первый взгляд имеют сходство с обрядами ваххабитов. Но корни их уходят несколькими веками глубже и относятся к эпохе идолопоклонничества. Даже бронзовый наконечник знамени туркменской исламской святыни - исторического мавзолея Астана Баба имеет форму петуха.
Несмотря на запреты мусульманских богословов, традиционно в туркменских селах сохранилась вера в чудодейственную силу шаманов-исцелителей (порхан). Также велика популярность еще одного запретного плода классического ислама - местных гадалок (билгич). Да, просто взгляните на женщину-туркменку. В отличие от других мусульманских стран, ее лицо не сокрыто национальным одеванием. Можно приводить массы примеров, посвященных этой теме.
Какие бы абсурдные не приводили доводы "доброжелатели" Туркменистана, они, в конечном счете, не могут затмить прозрачную, четко выстроенную внешнюю политику суверенного государства. Напоследок хочется сказать, не старайтесь, господа, очернить древний, мудрый народ - старания напрасны. Вашим байкам и провокациям историей уготована незавидная судьба.
Гульнара Байрамова, историк. г. Мары, Туркменистан. 8.08.2003 года.
|