М.Атаджанов - Взаимодействие исламской и христианской культуры. На примере Узбекистана 02:43 14.08.2003
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИСЛАМСКОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Мамуржон АТАДЖАНОВ - кандидат психологических наук, доцент.
"Во многих тайных беседах их, оказывается добром только тот, кто внушает совершать милостыню, делает добро, поддерживает мир между людьми, кто поступает так желая угодного Аллаху, тому дает он великую награду" 114 аят суры "Нисо".
В интернет сайте "fergana.ru" от 11 марта 2003 года был опубликован доклад доктора философских наук, советника совета муфтиев России Вячеслава Полосина под названием: "Ислам противостоит не христианству, а материалистическому либерализму", прочитанный на конференции "Ислам в контексте диалога цивилизаций", организованной Фондом имени Конрада Аденауэра 9-10 декабря 2002 года в Москве.
По своему содержанию доклад представляет собой научно-объективный анализа взаимоотношении двух культур, продолжающейся несколько столетий. Как утверждает автор статьи, в последнее время много говорится о взаимоотношении исламской и христианской цивилизации.
Взаимодействие этих двух цивилизаций возникло с их появления. Исламская цивилизация основана на нормах Корана и зарождена еще в Халифате. Ислам проповедует учение о равенстве и братстве всех людей и народов, учение о праве человека на свободный выбор религии, учение о необходимости мирного сосуществования между людьми и народами, представляющие различные верования и убеждения.
Существует разница между религиозным и нерелигиозным мировосприятием. Материалистическое мировоззрение считает главной ценностью земную жизнь человека и сопутствующие ей земные блага. Религиозное же мировоззрение, в свою очередь, считает главной ценностью вечную жизнь человека, а критерием - тип поведения, который ведет человека к вечному благу и вечной жизни. Из этого следует, что границы прав и свобод человека (личности) устанавливаются исходя из понятия средств достижения счастья и вечной жизни. Каждая личность исповедует свою веру в соответствии с религиозными предписаниями, не вторгаясь и не нарушая права других людей, тем самым находя консенсус между религиозными типами мировоззрения.
Хотя в последнее время об исламе говорят много негативного, именно ислам учит человека толерантности. Вот, к примеру, что говорится в Коране: "И если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали все до одного, кто есть на земле. Так неужели ты станешь принуждать людей к тому, чтобы они стали верующими?". Отсюда следует, что принятие веры - это индивидуальное дело каждого человека, никто не имеет права принуждать людей в выборе вероисповедания. Убеждения каждого человека должны быть личными, а также на добровольной основе. И именно этому учат нас священные книги.
Ислам - религия свободы выбора. "Запрещается использование любых методов принуждения для обращения кого-либо в свою веру или навязывание атеистических убеждений", - говорится в Каирской декларации прав человека в исламе 1990 года. Мусульмане обязаны уважать религиозные убеждения других, что и делается в настоящее время. Они стремятся к тому, чтобы жить в мире с представителями других религий.
В настоящее время все религиозные учения различных религий призывают к толерантности, что и является девизом на сегодняшний день.
Единая Европа, более внимательно изучая ценности ислам а, его золотой век (IX - XII столетия), находит в учении ислама и Коране истоки своей собственной демократии, идеологии защиты прав и свобод человека.
Учения ислама схожи с христианскими учениями. Эта схожесть помогает людям разного вероисповедания понять друг друга, принять друг друга и помочь друг другу в трудный момент. Одним из примеров взаимодействия данных религий является то, что наше Узбекистан выделяет средства в фонд развития христианской религии, на постройку и благоустройство церквей в нашей республике. И не только на развитие христианской, а также и других религий. В Узбекистане существует множество конфессий христианская, иудейская, католическая и ряд других. Вероисповедание индивидуальный выбор каждого свободного гражданина. Результаты социологических опросов, проведенные в Узбекистане показывают, насколько этот основной принцип Ислама отражается в религиозном мировоззрении граждан Республики. Менее одного процента жителей Узбекистана, принявших участие в исследовании "Ислам в жизни населения Узбекистана", проведенной центром по изучении общественного мнения "Ижтимоий фикр", оказались атеистами. Исследование было выполнено по заказу германского фонда имени Фридриха Эберта, по словам руководителя проекта "в нем приняли участие около двух тысяч человек. И даже меньше половины среди них оказались атеистами".
Опрос проводился среди жителей семи регионов Узбекистана. 36% из них - горожане, 64% - сельское население. Опрашивались коренные жители - узбеки, каракалпаки, таджики, киргизы и казахи. Между тем, ученые считают, что результаты социологического исследования дают лишь относительное представление об уровне набожности в республике. "Социологи проводят грань между людьми верующими и проста верящими. Тех, для кого ислам - это и религия, и культура, и образ жизни - всего около 12%. Это цифра с поправками в доли повторяется и в других ответах, характеризующих правоверного мусулманина", - сказала руководитель Центра, академик Р. Убайдуллаева. Участники опроса отмечали светский характер государственного устройства Узбекистана. Только 20,5% считают себя мусулманами по преимуществу, 28,5% чувствуют себя сначала узбекистанцами, а уже потом приверженцами веры, 43,5% вообще не разделяют эти понятия. Еще один ответ показателен для многонациональной и многоконфессиональной республики, где по статистическим данным более 160 наций, а также лица, прибывающие по различным причинам. Свое отношение к другим вероучениям дружескими назвали 78% опрошенных, 16% считают их нормальными, и только 6% к проблеме оказались безразличными. Интервью, проведенное членами АНГУФ среди священнослужителей города Ферганы показала, что действительно в настоящее время существует благоприятная среда для осуществления свободного вероисповедания, религиозные конфессии испытывают полную благожелательность со стороны властей в осуществлении своей деятельности. Но вместе с тем, надо помнить о том, что благожелательность властей нельзя понимать как стремление распространения исключительно религиозных идей. Как религиозное, так и атеистическое мировоззрение имеет право на существование и именно по этой причине вероисповедание сугубо индивидуальное право, никто не имеет право насильно насаждать свои убеждений, человек вне зависимости от своих убеждений должен занимать нейтральную позицию, это правило особенно необходимо в сфере образования. Живым примером взаимодействия религий в Узбекистане является награждение Президентом Республики Узбекистан Исламом Каримовым ордена I степени Русской православной церкви "Святого князя Даниила" за большой вклад в укреплении мира и спокойствия в нашей республике. Алексий II, Патриарх Москвы и всея Руси отметил: "На территории Узбекистана существуют благотворные взаимоотношения между мусульманами, христианами и другими представителями религий. Это хорошее предзнаменование от Бога. Это межнациональное взаимоотношение и есть фундамент его основы".
Большинством населения нашей республики являются мусульмане, которые поддерживают исламскую цивилизацию. Наше правительства активно участвует в развитии исламской культуры в современном мире. Во времена СССР население Узбекистана почти забыло, что такое ислам. После распада СССР в Узбекистане начались массовые постройки мечетей, как показатель вулканического всплеска религиозного чувства. С разных Арабских и Исламских государств начали приезжать эмиссары, которые выдавали себя за знатоков ислама, и люди им поверили, ведь в то время не было достаточно людей, которые могли бы правильно истолковать Коран. И это дошло до того, что традиции и обычаи стали противоречить Корану. Постановлением лидера мусульман Узбекистана муфтия Абдурашида кори Бахромова. Председатель Верховной Комиссии управления мусульман Узбекистана подписал Фетву (постановление) "О проведении свадеб, церемоний и обрядов". В этом документе осуждаются такие пороки, как чрезмерность, расточительство, хвастливость и лицемерие, а приветствуется умеренность и бережливость. Муфтий Узбекистана в послании требует от настоятелей религиозных общин проведения разъяснительной работы среди населения. В Постановлении даны разъяснения, касающиеся пожертвований. В совершении разного рода пожертвований необходимо не допускать излишеств. Некоторые, накрывая стол для угощения, приглашают сытых и богатых, забывая о нуждающихся, забывая о том, что главная цель пожертвования и угощения - помочь бедным и нуждающимся. В наше время многие не соблюдают этих условий. Такие люди наделены пороками гордости, хвастливости, делением людей на сословия (по материальной обеспеченности). В священном Коране сказано: "Родственнику, бедному, путешественнику доставляй то, в чем нуждается он, но не будь расточителен расточая выше меры. Истинно, расточительные - братья сатанам, сатана был не благодарен Господу своему". Сура "Исра" /"Сыны Исраилевы"/ 26-27 аяты. Проанализируя ситуацию межрелигиозных отношений, можно прийти к такому выводу, что в Узбекистане создаются все необходимые условия для взаимодействия и мирного сосуществования разных религиозных конфессий. Уважать убеждения и вероисповедания других, проявлять веротерпимость и гуманность, вот те принципы, к которым учит Ислам своих последователей испокон веков. Не только Ислам, но и все конфессии, существующие в республике организуют свою деятельность по этим критериям, ведь недаром говорят, что посеешь, то и пожнешь. 13.08.2003
|