"Демократ" о переносе памятника вождю пролетариата из центра Бишкека 03:58 30.08.2003
Ленин - живее всех живых?
В дни когда Кыргызстан отмечает 12-ю годовщину своей независимости и празднует 2200 летие со дня первого упоминания этнонима "кыргыз", последние августовские события вокруг переноса памятника В.Ленина из центра Бишкека свидетельствует о сохранении доминирующего влияния коммунистической идеологии на умы большинства кыргызстанцев. Руководитель крупнейшей сети неправительственных организации Коалиции "За демократию и гражданское общество" анализирует причины и предлагает проведение честного и открытого обсуждения недавнего советского прошлого, утверждая что без этого невозможно движение вперед и строительство нового демократического общества.
В середине августа в Кыргызстане разгорелся нешуточный скандал. Решением Правительства монумент основателю советского государства В.Ленину был перенесен с центральной столичной площади по другую сторону Исторического музея напротив Жогорку Кенеша. Реакция коммунистов была достаточно предсказуемой: парламентская фракция во главе с А.Масалиевым выразила резкий протест; более радикальная К.Ажибекова простояла несколько дней с советским флагом на площади "Ала-Тоо". Отношение к свершившемуся факту других кыргызстанцев большей частью выражалось в сожалении по поводу переноса памятника. Большинство наших современников продолжают испытывать симпатию, любовь, безграничное уважение к личности Ленина и его историческому наследию. Старшее поколение и убежденных коммунистов понять нетрудно: с именем Ленина связана их жизнь. Возможно, что некоторая часть этнических меньшинств восприняла перенос памятника, как окончательное завершение "московской" эпохи Кыргызстана: для многих Ленин служил символом многонационального Союза. Политики всех окрасок стремятся зафиксировать свой голос в пользу Ленина; в лучшем случае, отмалчиваются. Даже самые правые, либеральные, "прозападные" политики бояться быть обвиненными в неблагодарности советскому строю и коммунистическому прошлому. Уж так сложилось в нашем обществе, что самая страшная кара для кыргыза, - быть обвиненным в неблагодарности, грозит всякому, кто осмелиться критически осмыслить прошлое и бросить тень на бывших богов.
И все же, возникают сложные чувства при чтение статей с перечислением всех заслуг великого революционера перед Кыргызстаном. С десятков газетных страниц как аксиома преподносится факт "освобождения" кыргызского народа Владимиром Лениным. В комментарии на КТР, радостно сообщившем о скором переименовании Старой площади в честь Ленина, звучат дифирамбы в адрес "автора теории самоопределения наций". Редакторские колонки напоминают нам о царском геноциде, изгнании из родной земли всех кыргызов после событий 1916 года. Договариваются до того, что Ленину приписывают и авторство самой нашей современной государственности. Ну и уж, конечно, благодарить Ленина надо и за электрификацию, индустриализацию, эмансипацию, всеобщую грамотность, и прочая, прочая, прочая. Все это мы, выросшие с постоянными попреками со стороны государства "за детство счастливое наше спасибо", с самых ранних лет привыкли приписывать мудрости и дальновидности Ленина и его коммунистической партии, той, которая и ум, и честь, и совесть прошедшей эпохи.
История не терпит сослагательного наклонения, но даже, если мы на минутку и допустим, что в случае провала Октябрьского мятежа, кыргызстанцы жили бы намного хуже, чем сейчас, мы не имеем права забывать об ОГРОМНОЙ цене, заплаченной за сверхидеи сверхчеловека. За все это заплачено миллионами человеческих жизней, искалеченными судьбами, горем и невыносимым страданием! Ничто и никогда не оправдает насилие, инициированное и проповедованное Владимиром Лениным в поистине беспрецедентном исторически мировом масштабе. Отменив Бога и саму мораль, так как они лишь "выдумка" буржуа, Ленин снял все ограничения для достижения цели.
Даже если предположить, что горстке людей, в нашем случае кыргызскому народу Ленин был благом, то как можем мы, кыргызы, забывать о десятках народов и сотен миллионов людей для кого Ленин стал настоящим проклятием. Можно ли предположить, что у немцев отсутствует историческая память или уважение к истории? Нет, ни в коем случае. Но уважение к истории у них проявляется не в строительстве или сохранении памятников Адольфу Гитлеру, а в возведении мемориала жертвам Холокоста прямо у Брандербургских ворот. Изображение свастики является уголовно наказуемым деянием. Вот в чем проявляется уважение к истории, а не в ложном "мы не боремся с памятниками".
В этом страшном провале нашего исторического сознания, не способности целостно воспринимать собственную историю, кроется огромная трагедия и возможно корень будущих бед. Как утверждает известный чешский исследователь проблем посткоммунистических обществ Ярослава Мосерова, деформация этических принципов и конфискация человеческого достоинства является величайшим преступлением коммунизма. Его влияние трудно оценить, так как мы все продукты коммунистических пропаганды, школы, университетов, науки - вся эта идеология, по-прежнему, продолжает оставаться частью нас самих. И если у чехов с прибалтами, армян и китайцев, есть своя докоммунистическая история, хорошо изученная и распространенная; насыщенная "дореволюционная" интеллектуальная жизнь, литература и наука; семейная память и зарубежные диаспоры, сохранившие народную память; то у нас, кыргызов, в большинстве своем не умеющим увидеть дальше 1917 года, не так уж и много, что поставить на другую чашу весов, чтобы перевесить нашу "славную" советскую историю. Не потому ли, мы гораздо активнее и преданнее, чем сами россияне выступаем за "уважение к истории"? Уж не уподобляемся ли мы типичному сироте-найденышу, отказывающемуся поверить в тот факт, что семья, в которой он вырос, ему вовсе не родная. Мы боимся потерять то малое, что мы имеем: комфорт и удобство старых представлений о мире, фальшивую, но такую привычную идентичность.
Наш великий Чынгыз Айтматов вместе с Мухтаром Шахановым активно выступает против безмерного восхваления и создания новых культов тиранов далекого прошлого: Чингисхана и Амира Темура. Но, неужели, мы настолько слепы и беспомощны, чтобы посмотреть на длинный список преступлений против человечности, ставших возможными после Октябрьской революции, - не тысячу лет назад, совсем недавно, недалеко, прямо на нашей земле?!
Да простят меня все ветераны, с точки зрения правозащитника коммунизм настолько же опасен и страшен, как фашизм. Для нас не может быть зла меньшего или зла оправданного! Тоталитаризм, обесценивание человеческой жизни и прав человека для достижения всеобщего коллективного счастья, нетерпимость к инакомыслию, наделение одного человека или одной партии монополией на истину в последней инстанции, стремление к агрессивному навязыванию собственного стиля жизни соседним странам, милитаризация экономики, идея создания нового типа человека и общества - вот лишь короткий перечень схожих характеристик. Для всего мира - это историческая данность! Мы же остаемся в плену тех заблуждений и мифов, написанных и много раз переписанных самими большевиками.
В отличие от многих постсоветских государств, той же Украины, Грузии, Азербайжана, кыргызстанцы по старому находятся в жестких тисках коммунистической идеологии. Безусловно, данный феномен требует гораздо более детального изучения. Наша страна только-только делает первые самостоятельные шаги. Не выросли из коротких штанишек дети-ровесники нашей независимости. Рефлексия по Ленину является лишь одним из многих пережитков прошлого, фантомных болей, миражей прошлого, которые мешают нам жить новой жизнью и идти вперед. Однако дебаты вокруг памятника, общественное настроение еще раз должны убедить всех нас удесятерить усилия по изучению нашего недавнего прошлого. Мы не сможем отложить в бабушкин сундук недавние страницы истории, взявшись лишь за изучение легенд о Барсбеке и установление памятников Курманджан Датке. История требует переосмысления! Тут совершенно не надо бояться обвинений в ревизионизме и переписывании истории. Необходимо восстановить историческую правду и довести ее до сведения широких слоев общественности. И тут мало развенчать культ личности Ленина!
Самым шокирующим для сегодняшнего Кыргызстана является то, что большая часть нынешних школьников в не очень то и отдаленных районах, продолжают изучать историю по советским учебникам. Основной надеждой для укрепления демократического строя является смена поколений. Можно ли надеяться на то, что эти самые поколения будут воспитаны надлежащим образом в духе уважения к демократическим ценностям и человеческим свободам, если они не будут знать всей правды о жизни в условиях тоталитарного общества, в атмосфере страха и государственного насилия?
И все же, при всем лицемерии с переименованием площадей, при просто нерациональном (если честно - глупым) направлением "задним числом" в парламент проекта изменений в закон о статусе памятника; при всем при том, что скандал до сих пор не утих и может иметь самые серьезные последствия для правительства Танаева-Осмонова - в Кыргызстане пришел конец безоглядному ленинизму.
Мы не завершаем разговор о Ленине, его роли в истории, о моральной и политической оценке его деятельности. Наоборот, прекрасно понимая, что 90% соотечественников и 70% тех же членов Коалиции и других гражданских организаций Кыргызстана занимают диаметрально противоположную позицию, мы приглашаем всех к честному и откровенному обсуждению. Мы не должны бояться обидеть прошлые поколения, оскорбить жизненный опыт и личности наших старших товарищей. Не расставив точки, не попытавшись изучить все, как негативные, так и позитивные стороны, не дав критической оценки прошлому - мы не сможем построить прочный фундамент под наше будущее.
Эдил Байсалов Коалиция "За демократию и гражданское общество" Газета "Демократ" №9, 29 августа 2003г.
|