А.Гершензон - "Арийская мифология" и ЦентрАзия. Часть 1-я 19:09 17.09.2003
Еще раз к вопросу об "арийской культуре"
А.ГЕРШЕНЗОН, историк-востоковед, специалист в области антропологии и этнологии народов Центральной Азии
Мифология и мифотворчество, пронизанные сильным оккультно-мистическим духом, всегда воздействовали на человеческое мировоззрение. Один из самых популярных мифов, повлиявший на развитие националистических теорий и политического сознания в Европе, Индии, а затем и в других частях мира, - "Арийский" - зародился в недрах индологии и немецкой мифологической школы в фольклористике.
Суть "арийской теории" была доступно изложена одним из ее "отцов" - Якобом Гриммом, известным собирателем сказок, вобравших в себя "древнеарийский эзотеризм": народы Европы, и прежде всего те, которым "изначально было предназначено обладать превосходством" и которые добились его "после многих блужданий и опасностей", в далеком прошлом эмигрировали из Азии. "Их вел с Востока на Запад непреодолимый инстинкт, реальная причина которого нам не известна. О призвании свыше и мужестве этих людей, которым изначально было предначертано взойти до таких высот, свидетельствует тот факт, что ими была создана почти вся европейская история". В 50-х гг. ХIХ в. английский востоковед Макс Мюллер предположил, что "арийские нации, устремившиеся в северо-западном направлении были выдающимися "акторами" в великой драме истории и благодаря им произошел полный расцвет всех элементов активной жизни" - науки, искусства, философии. "В постоянной борьбе друг с другом и с семитскими и туранскими расами, эти арийские нации стали правителями истории, и их миссия, по-видимому, заключалась в том, чтобы объединить весь мир узами цивилизации, торговли и религии".
Теория, возбуждавшая умы европейцев в конце ХIХ в., по-прежнему поддерживается историками, считающими арийцев (индоевропейцев) прародителями современных европейских народов. Но, прежде всего, что может подразумеваться под "арийскими народами", "арийской культурой", "арийским происхождением"?
Современная наука говорит о преимущественно лингвистическом значении термина "арии": "арийский" означает "индоевропейский", и слово это уже вышло из технического употребления, как анахронизм. "Ариец" это представитель народа, говорившего на уже не существующем индоевропейском праязыке. "Арийская" ныне индоиранская - ветвь индоевропейских языков включает в себя индоарийские языки (то есть, индийские - как современные, так и зафиксированные древними текстами ведический диалект, санскрит и пали) и иранские языки (персидский, таджикский, курдский, белуджский, другие западноиранские, афганский пашто, осетинский, памирский и ряд других восточноиранских языков и диалектов). Вместе с этой индоиранской (арийской) ветвью в индоевропейскую семью входят также генетически родственные ей славянские, германские, кельтские, романские, греческий, армянский и ряд других языков, близость которых проявляется и по сей день, но была более существенной в древности.
Происхождение термина возводят к самоназванию древних индоиранцев - индоевропейских народов, населявших часть территории современных Ирана, Афганистана и Индии. Различные формы слова "арья" (агуа) были обнаружены в иранском языке (как и в самом слове "Иран" (среднеперсид. "Эран шахр" - "Земля иранцев"), и в санскрите, где оно означало верхушку древнеиндийского общества. В "Авесте" упоминается легендарная страна "Арьянам-вайчах" (древнеиран. - "Арийский простор", "Страна ариев", отождествлявшаяся некоторыми современными учеными с Хорезмом или со всей территорией Средней Азии с прилегающими к ней северными районами). Эти слова вошли в европейскую науку в ХУIII в., но уже в 30-х гг. ХIХ в. произошла существенная трансформация их значений вместе с выдвижением шлегелевской теории об их связи с немецким словом Еhге ("честь") и некоторыми общегерманскими именами, содержащими элемент агiо-, как "Ариовист" (вождь германского племени свевов 1 в. до н.э.). Согласно теории Шлегеля, слово "арья" было самоназванием индоевропейцев и означало нечто вроде "благородный народ". Так, "арийский" стало синонимом "индоевропейский" и в этом смысле впервые вошло в научный оборот. Было выдвинуто предположение о том, что родиной индоевропейских народов была северная Европа, вследствие чего долгое время считалось, что арийцы имели североевропейский физиологический тип. Напрасно М.Мюллер в 1888 г. предостерегал, что под словом "арийцы" он подразумевал "не кровь и не плоть, не волосы и не череп", а только людей, говоривших на индоиранских языках: "Для меня этнолог, который говорит об арийской расе, арийской крови, арийских глазах и волосах, это великий грешник, точно так же, как и лингвист, который говорит о "долихокефальном словаре" или "брахикефалъной грамматике" (то есть - в терминах антропологии). Но прежде чем эти антропологические теории успели исчерпать себя, на их основе в антисемитских кругах Германии возникло представление о евреях как о "главном неарийском семитском народе". Эта идея оформилась в псевдонаучную основу для расовых теорий "арийских немцев". Из всех активных значений слова "арийский" до наших дней дожило только одно: "(от санскритского агуа "благородный") в нацизме и неонацизме - человек кавказской расы (белый), особенно нордического типа, который гипотетически относился к господствующей расе" (Тhe Аmerican Негitage Dictionary of the English Language, 4 th edition, 2000).
Миф об арийском превосходстве, смешавшись с крайним политическим прагматизмом и биологическим национализмом, вдохновил Артура де Гобино на разработку теории о неравенстве человеческих рас (1853-1855 гг.), в основе которой лежали идеи чистоты тевтонской (германской) расы и мистический культ предков. Развитие расовых теорий привело к волне антисемитизма во Франции и его безудержному "расцвету" в других странах Европы. Идеи возрождения "подлинной" арийской культуры и возвращения к духовной л вдохновляли Рихарда Вагнера, Фридриха Ницше (к концу жизни душевнобольного) и других представителей германской творческой и интеллектуальной элиты, но и вылились в параноидальный антисемитизм, охвативший почти все общество, в итоге обрекшее себя на подчинение жесточайшему тоталитарно-националистическому режиму, а остальные народы - на долгие годы войны и геноцида. Мечты о подъеме и безусловном господстве арийской нации, вынашиваемые в различного рода эзотерических обществах, вроде "Туле", воплотились в создании в 1920 г. "Национал социалистической рабочей партии" Германии. Дух нацистской партии и гитлеровской концепции "арийства" нашел выражение в творчестве Альфреда Розенберга, оформившего идеологию нацистской "религии крови" в 1930 г. в новый "Миф ХХ века".
В 20-30-хх гг. прошлого столетия мессианское движение Бенито Муссолини в Италии за восстановление былого величия Римской империи и культа императоров, национализм Корнелиу Целъя-Кодряну в Румынии - за религиозное возрождение и "расовое обновление христианской Румынии", тоталитарно-милитаристское движение Иоаннеса Метаксаса в Греции - за возрождение "эллинской цивилизации", призывы фалангистов в Испании к воссоединению великой испанской империи и установлению ее влияния во всем западно-христианском мире, как и множество других "национал-патриотических" течений в различных странах оправдывали свои преступления "величием национальной миссии, заповеданной Богом, апелляциями к давнему прошлому" (Г. Кон).
Крушение Третьего рейха, геноцид народов и уничтожение значительной части их культурных ценностей, казалось бы, должны были логически завершить извращенное "арийское" мифотворчество.
(Продолжение следует).
|