Й.Салимжон - Виды улака и правила игры в улак 17:41 29.09.2003
Йулдашев Салимжон, преподаватель кафедры "История Родины" Ферганского госуниверситета
В доме хозяина свадьбы - туя ( в честь обрезания) за один день до объявленной конной игры улак забивают козла или бычка, туша которых используется в игре улак. Кого именно будут забивать козла или бычка зависит от местных обычаев и традиций и связано также от правил и порядка игра в данной местности. Забивают обязательно или бычка ( а не телку), или козла (а не козу), так как существует народное поверье: если для улака на туя забить козу или телку, то в игре улак будет много падений всадников лошадей, будет много жертв, потерь и в целом - это принесет несчастье. Поэтому в Ташкентской, Сырдарьинской областях, Аште, Нове Таджикистана и в Южной Казахстане для игры улак выхаживают специального козла весом в 40-50 кг или 55-60 кг, с него состригают шерсть. В забитой туше в части живота делают разрез 15-20 см и выбрасывают внутренности (кроме сердца, печени и легких), а в некоторых местностях очищают всю внутренность. Разрез наглухо зашивается суровыми нитками или специальными нитками, изготовленными из кожи. Это делается во избежания загрязнения мяса туши, а также во избежания попадания в разрез копыта лошади, что может в процессе игры привести к падению коня и всадника. После очистки внутренностей туши отрезаются все конечности по запястные суставы.
Для тех игр, где в качестве улака используется туша бычка, отбирается бычок весом в 80-100 кг, забивается, очищаются все внутренности, отрезаются также конечности и остается туша весом 60-80 кг. Разрез на животе также крепко зашивается. Если вес туши превышает положенный, то отрезают мясо в шейной части и образовавшийся разрез также тую зашивается (подобное встречается нечасто, иногда). С головы туши отрезаются уши, так как наезднику сподручней схватить тушу за уши, что снижает интерес к борьбе за тушу бычка. Зачастую туше отрезают и хвост, оставляя лишь 15-20 см. Это делают во избежание того, чтобы всадник не мог намотать за хвост тушу к луке своего седла и нечестным жульническим путем завоевать победу. В большинстве случаев в отдельных местностях туше быке делают разрез только одной задней конечности. С одной стороны - это удобно наезднику для захвата туши с земли, с другой стороны соперники уже не смогут захлестнуть камчой или захватить арканом тушу улака и закрепить в луке своего седла. Подобные приемы - захват камчой - плеткой, привязывать нитками - веревками или закрепление туши к седлу считаются нечестными и запрещаются в игре.
Согласно местным обычаем на туя могут выставить или одну тушу улака, или две туши или более 10 туше: когда собиралось много наездников, желающих принять участие в улаке, туша могла не выдержать, порваться в процессе борьбы, тогда выставлялось вторая туша. На массовых праздниках - праздник урожая, в честь Навруза, на юбилейных торжествах городов и областей (в наши дни) одновременно для игры выставляются по две, три туши улака. Иногда готовят до десяти туш улаков. На каждую игру назначаются специальные судьи. В Самаркандской области на туях организовывают игру улак, для которой забивают несколько туш козлов. Забитому козлу отрезают голову и конечности, внутренности не очищают, что связано с тем, что одна туша используется в игре только один раз. Наезднику, сумевшему овладеть улаков и забросить его в назначенное место, в месте с наградой призом выдается и туша козла, а в продолжающейся игре используется уже другая туша. Поэтому в такой игре внутренности туши не очищаются.
В начале XX века заснят на пленку улак, проходивший в древнем городище Афросиаб (в Самарканде). На этой пленке запечатано, насколько трудна и сложна борьба наездников за улак, насколько это зрелище волнует и захватывает. В качестве приза победителю выдали халат и свидетельства справку об участии в улаке.
Почему из домашних животных улак изготавливают именно из козла или бычка? Причина в том, что именно у этих животных крепкая кожа, ноги, которая может выдержать удары копытом лошади, борьбу за тушу, когда всадники выдирают ее друг у друга.
Тушу козла (или бычка) забивают за день до игры еще и потому, что ее охлаждают в холодной воде, затем вывешивают в прохладной комнате или на сквозняке. В охлажденной туше улучшается выносливость кожи, она становится более крепкой, застывает оставшаяся кровь и жидкость - туша отвердевает, что и требуется для игры. Игра улак организуется и проводится в зависимости от обычаев и традиций тюркских народов, племен и родов, в зависимости от местности их проживания. Правила игры также устанавливаются в зависимости от местных обычаев и традиций. Р.Абдумаликов в совей статье приводит такие сведения о подготовке игры улак: "Организация игр" В Ферганской долине в настоящее время становятся массовыми конные игры улак, которые в других местах называются купкари.
Купкари в основном состоит из таких разновидностей как "солим кокма (забивной) и "пойга" (скачки). Игры проводятся на равнине, в ровных местах. Народ называет такие места ипподромом.
На таких ипподромах (временных и постоянных) устанавливаются трибуны и флаги, которые обозначают определенное место (ворота, финиш). За день до купкари готовится улак (туша козла). У туши отрезаются голова, убираются все внутренние органы и во внутрь засыпают соль, которая способствует укреплению кожи туши и при борьбе за нее она дольше выдерживает, к тому же соль помогает отрегулировать положенный все туши больше или меньше насыпать ее.
На трибунах сидят судьи (аксакалы), которые по очереди бросают в табун лошадей улак, разъясняют правила и требования игры, следят за соблюдением правил. Всадник завладевший улаком (тушей козла), должен доставить его в определенное место, обозначенное флагами, и сбросить туда улак. В этом случае он определяется победителем. Эта игра развивает быстроту реакции, выносливость, борцовские качества, силу, ловкость, умение ориентироваться в создавшейся обстановке, проверяется также быстрота, резвость лошадей, их тренированность и выносливость. Это можно так прокомментировать.
Солим (кокма) - у этих наименований имеется свое значение. Истинное содержание купкари - организация конной игры имеет свое значение. Свою сущность. С одной, стороны - перед крупными, большими скачками подготовить лошадей и наездников, вызвоть интерес участников и повысить их ответственность, т.е. солим (кокма) организуется в качестве разминки. На небольших свадьбах - туях ограничиваются солимом (кокма). В заначении слов солим (отни тудага сол) - дословно "загони лошадь в табун" - и кокма (чавандозни ва отни синаб кур) дословно "испытай наездника и кона" кроется глубокий смысл - испытай свою силу, достань добычу своими силами, проверь себя - вот такие понятия кроются в этих наименованиях".
До начала игры улак глашатай верхом на лошади созывает население кишлаков на шурпу и плов. Глашатай в основном объявляет имя хозяина туя: "К Валижону хожи - на туй!" или "на плов!" - обычно кричат так. Затем жители махалли собираются все вместе - от мала до велика и аксакалы, и молодежь и идут на туй. Гостей угощают и шурпой и пловом. После того как закончат угощение, сын хозяина туя или он сам садится на лошадь и навьючивает на нее тушу улака и просит благословения у всех собравшихся. Самые почтенные аксакалы, лица, совершившие хадж, дают благословение и желают всего наилучшего мира, здоровья, пропитания хлеба насущного, а хозяину туя и его сыну, которому делают обрезание, в честь которого проводится туй - долгих лет жизни, счастья, здоровья. Одновременно все молятся и просят Божьего благословения на проведения игры - спокойное, добропорядочное, без чрезвычайных происшествий и несчастных случаев. Если среди собравшихся жителей и гостей имеются бездетные семьи или такие семьи, в которых нет сыновей, а только девочки - дочери - глаы этих семей также садятся на лошадь и впереди себя навьючивают свой улак (тушу козла) и просят у всех собравшихся благословения и пожелания рождения ребенка (для бездетных) или рождения сына - наследника (для тех, у кого только дочери). Все собравшиеся молятся и просят Аллаха послать бездетным ребенка и сына - тем, у кого только дочери. Во время молитвы напоминается, что, если Аллах пошлет ребенка бездетным или сына тем, у кого только дочери, то главы этих семей обязательно организуют и проведут игру улак для народа своих земляков. Интересно отметить, что обычно после таких общенародных молитв у бездетных глав семей появляется какая-то необычная сила, уверенность, чисто психологическое воздействие стремление достичь желанной цели - и в результате обычно рождается ребенок. В знак благодарности главы таких семей затем проводят для земляков игру улак и назначают свои призы (с учетом своей состоятельности и обеспеченности).
Лица, получившие благословение всех собравшихся, выставляют от своего имени призы для участников улака - в зависимости от своего благосостояния и обеспеченности. В процессе игры глашатай каждый раз объявляет имя хозяина очередного приза, выставленного для победителя очередного этапа игры. И еще раз - уже на поля игры - лица, выставившие призы, получают благословение и благодарность всех собравшихся.
У тюркских народов лошадь коня называют целью, стремлением. В древних преданиях говорится о том что конь у Бога каждый день просит сорок хлебов - сорок частей пищи, тридцать девять из них - для своего хозяина и только одну - для себя. Поэтому в народе говорят, что в семьях, где ест лошадь, где за ней ухаживают, в тех семья будет достаток и богатство. С.П.Нестеров в книге "Конь в культах тюркоязычных племен" Центральной Азии в эпоху средневековья пишет: "У тюркских племен такой обычай: если умирает мужчина, то в месте с покойном в могилу шел и его друг и спутник жизни - его верный конь. Если тело погибшего не могли найти, то в кенотаф (могилу без покойника) хоронили его коня и вещи, предметы обихода. Коня хоронили для того, чтобы он доставил на тот свет все необходимое для своего хозяина. Иногда хоронили до 2,3 коней?! Автор работы приводит фотоснимки костей и предметов обиходя, найденных в могилах - захоронениях, где были найдены кости покойника и его коней. Этот обычай показывает, насколько жизнь наездника связана с конем и насколько велико было уважение, почтение к покойному наезднику.
С принятием ислама всадников, пошедших свою смерть в бою, в игре улак или в путешествии, в дороге, хоронили как чистые душой невинные жертвы. Ведь наездник перед игрой тщательно готовился: купался, мылся, брился, совершал омовение, читал молитвы, просил благословение Аллаха и только потом садился на коня. Этот обычай сохранился до наших дней, стал уже традицией. Например, наездники, желающие принять участие в игре улак, тщательно готовились: очищались, мылись, совершали омовение, затем готовили конское снаряжение - седло, сбрую, окуривали себя душистой травой "иссирик" - от сглазу, поворачивали коня головой в сторону гибли, читали молитвы, просили Аллаха благословения, гладили коня по голове, по спинах и шее, говорили с ним по душе. Затем левую ногу вздевали в стремя, говорили: "Бисмиллохир рахмонир рахим, святой пророк Али, помоги, поддержи!" и садились в седло. К святому пророку Али обращались как к прямому потомку Мухаммеда и покровителю богатырей, честных людей. Затем наездник перед тем, как вступить в игру, просит благословения у своего отца, учителя - наставника и аксакалов кишлака - просит оградить от травм, просит победы - и вступает в игру.
Подобный обычай, порядок и правила подготовки к игре улак сохранились и строго соблюдается у всех тюркских народов Центральной Азии.
|