HRW - Минюст Киргизии незаконно преследует правозащитника Р.Дырылдаева 00:28 10.10.2003
7 октября, 2003 Президент Аскар Акаев Проспект Чуй, Дом Правительства Бишкек 720003 Кыргызстан Факс: +996 312 218 627
Уважаемый Президент Акаев,
Сегодня мы пишем вам, чтобы выразить нашу обеспокоенность по поводу недавних действий правительства против ведущих правозащитников Кыргызстана и адвокатов гражданского общества.
Human Right Watch исследует и готовит отчет о ситуации по защите основных гражданских и политических прав людей в Центральной Азии с начала 1990 года. Недавно в мае 2003 года мы завершили исследование о ситуации по правам человека в Кыргызстане, также рассматривали важные моменты которые важны в развитии гражданского общества.
Недавнишние два события показываеют действия правительства как угрозу гражданскому обществу.
Министерсво Юстиции ответило отказам заявлению ключевой неправительственной организации гражданского общества. Она также лишила администрацию известной правозащитной группой регистрации, вместо них признав альтернативную администрацию организации Коалиция за Демократию и Гражданское Общество
Human Rights Watch приветсвует решение Министерства Юстиции от 3 октября зарегистрировать Коалицию за Демократию и Гражданское Общество. Однако, Human Rights Watch также обеспокоена неясностью конституционного положения, из-за чего Министерство Юстиции первоначально отказывалось зарегистрировать их.
Коалиция за Демократию и Гражданское Общество - уважаемое НПО, которое занимается мониторингом во время выборов и образованием гражданского общества. Коалиция имеет репутацию выдающейся НПО в Кыргызстане и по всему миру. Оно было создано в 1998 года и имеет офисы во всех семи областях республики. Группа очень активна вела мониторинг во время референдума и выборов. Во время президентских выборов в 2000 году она организовала 2500 человек для мониторинга. Международное сообщество опирается на честные и сбалансированные отчеты Коалиции.
Как вы уже знаете, Коалиция за Демократию и Гражданское Общество три раза подавала прошение для перерегистрации в 2003 году и три раза получила отказ от Министертсва Юстиции. Впервые она подала в середине июля 2003 года, после изменения положений устава. Коалиция внесла изменения в своем уставе для расширения своей миссии, чтобы определенно включить продвижение парламентаризма. Таким образом, Коалиция была нацелена на то, чтобы добиться уважения парламента и обучать людей о его роли в демократии. Коалиция также внесла технические изменения в уставе, где ясно указываются права и обязанности членов группы, полномичия совета, и процедуры для созыва чрезвычайного совета.
В то время Министерсво Юстиции отказало Коалиции,потому что, что измененный устав нарушал положение 8 статьи конституции, которая была принята в феврале 2003 года. Насколько вы помните, Коалиция сильно критиковала референдум. Международные организации, включая Национальный Демократический Институт, былы обеспокоены процессом внесения изменений в конституцию и проведения референдума.
Эта измененная 8 статья запрещала: действия иностранных политических партий, неправительственных и религиозных организаций, влючая их представителей и офисы, которые имеют политические цели. Это положение обычно интерпритировалось по отношению к иностраным лицам, но не гражданам своей страны. Преследование политических целей понималось как преследование политический власти, или политической должности и не интрепретировалось как запрет любого действия связанного с политикой, как отправка заявлений в правительство или мониторинг во время выборов. ОБСЕ после завершения референдума, решило что это положение было принято для ограничения действий иностранцев. ОБСЕ беспокоилось, что этот закон будет использован для ограничения иностранных групп гражданского общества. В своем отчете в марте 2003 года ОБСЕ утвердждает, что беспокойство вызывает положения в новой конституции, где запрещаются действия иностранных неправительственных организаций, которые преследуют политические цели и вовлечены в мониторинг и правозащитную деятельность. ОБСЕ опасалась ограничения действий иностранных НПО. Однако, получается что Министерство Юстиции пыталась использовать этот запрет по отношению к своим гражданам.
Конституционный запрет действий НПО, которые преследуют политические цели, является нарушением так как это получается запрет на важные гражданские действия как мониторинг во время выборов и продвижение демократии. Именно так интерпритировало Министерство Юстиции по отношению к Коалиции.
Наша обеспокоенность выражается по поводу общения Министерства Юстиции с Коалицией. В своем письме от 4 августа 2003 года Министерство Юстиции написало, что Коалиция должна принести текст устава, которая соответсвует законодательству, в частности статье 8 Конституции, где запрещается общественная деятельность, преследующая политические цели. Согласно Коалиции, Министерсто написало, что из-за запрета деятельности НПО должно ясно указать цели, в частности его продвижение честной, прозрачной и демократической системе выборов. Министерство также призывало доработки целей группы, как общественное участие в демократизации правительства на местном, региональном и национальном уровне. Также они комментировали приверженность Коалиции активно представлять и лоббировать права гражданского общества и сектора НПО на национальном и международном уровне.
Human Rights Watch считает, что действие Министерства Юстиции по применению статьи 8 против коалиции это попытка исключить самую важную независимую организацию по мониторингу. Отношение Министерства Юстиции мы рассматриваем, как отражение подозрений правительства о гражданском образовании и противодействие к прозрачности, мониторингу и отчетности. Министерство Юстиции предъявило дополнительные отговорки для отказа перерегистрации Коалиции. В своем письме от 17 сентября Министерство утверждало, что аренда офиса Коалиции не была правильно оформлена с властями.
Коалиция утверждает, что такие моменты очень редко рассматриваются во время перерегистрации. Министерство также утверждало, что список членов Коалиции неполный и включал только тех членов, которые вошли в Коалицию до октября 2002 года, но не после. Как нам известно список членов включал тех, кто являлся членом к июлю 2003 года, когда заявление на перерегистрацию была подано.
Мы также обеспокоены тем, что правительство пыталось запугать членов Коалиции, в некоторых случаях с целью переубедить их и отказаться от организации. В некоторых областях чиновники и их министерства звонили членам коалиции, чтобы подтвердить их статус как членов. В некоторых районах чиновники настаивали на том, чтобы члены докладывали о членстве в коалиции.
По крайней мере в одной области чиновники приняли беспрецедентный шаг, отправившись домой к членам коалиции для того, чтобы задать вопросы. Представители министерства в Нарыне расспрашивали не только о статусе их членства, но также просили официальное заявление почему они стали членами. Эти чиновники хвастались администрации Коалиции 30 сентября 2003 года тем, что министерство получило заявление об уходе из Коалиции от пяти членов.
Это является самым серьезным нарушением прав людей в ассоциации. Коалиция просила Генеральную Прокуратуру провести расследование в Министерстве Юстиции и Human Rights Watch придерживается того же мнения.
Действия Министерства Юстиции свидетельствуют о тактике, которая использовалась правоохранительными органами против Коалиции и других НПО во время конституционного референдума в начале 2003 года. Human Rights Watch получала жалобы о запугивании и притеснении со стороны правоохранительных органов во время референдума. Это заключалось в давлении на членов НПО со стороны милиции и Службы Национальной Безопасности, чтобы они подписали заявление аннулирующее их возражения к проекту конституции и отказаться от критики. В мае один член Коалиции из юга Кыргызстана рассказал Human Rights Watch, что они отправили обращение Акаеву во время конституционного референдума и СНБ призвала людей и потребовала, чтобы те сказали, что они не расписывались. В некоторых случаях запугивания правоохранительных органов было эффективным в том, что некоторые люди отказывались от своего убеждения.
Кыргызский Комитет по Правам Человека (ККПЧ)
24 сентября Министерство Юстиции перерегистрировало ККПЧ на администрацию людей, которые не были избраны членами и советом ККПЧ. Регистрацией альтернативной администрации ККПЧ, Министерство лишило настоящих членов ККПЧ регистрации и не дало возможность работать избранному лидеру. ККПЧ является независимой правозащитной группой. Он была основан в 1996 году Рамазаном Дырылдаевым. Международные организации и правительственные чиновники по всему миру доверяют полученной информации от ККПЧ о гражданских и политических правах в Кыргызстане.
Рамазан Дырылдаев был переизбран на пять лет, как глава ККПЧ 11 мая 2003 года. 13 августа Министерство Юстиции сообщило ККПЧ о подачи заявления на перерегистрацию. Министерство утверждало, что это было необходимо из-за изменений в конституции с февраля 2003 года после референдума. Администрация ККПЧ и члены возразили Министерству и ответили письмом, где говорилось, что нет юридической необходимости для перерегистрации группы. 25 августа бывшие члены ККПЧ провели собрание и объявили себя новой администрацией ККПЧ. Министерство Юстиции признало их как представителей ККПЧ и зарегистрировала их. Письмо отравленное 24 сентября от заместителя Министра Юстиции Алымбаева указывает, что ККПЧ был перерегистрирован на новую администрацию.
Несколько международных организацией выразили обеспокоенность по поводу этого маневра. ОМСТ написал Министерству Юстиции, что они действовали так, чтобы заставить замолчать независимую организацию. Международная Хельсинская Федерация также выразил свое беспокойство по этому поводу. Представитель Генерального Секретаря ООН по правам правозащитников Хина Жулиани выразила свое беспокойство о ситуации с ККПЧ во время международной конференции по правам правозащитников в Дублине, Ирландии. Жулиани приезжала в Кырыгызстан в августе 2001 года для расследования дела по нарушению прав правозащитников. Human Rights Watch знаком с попытками правительства дискредитовать и заставить молчать ККПЧ. Мы писали вам в 1998 году, когда регистрация ККПЧ была аннулирована. Мы информировали о последующей перерегистрации организации под альтернативным и незаконным руководством в апреле 1999 года.
Мы одобряем последующее восстановление Министерством Юстиции первоначальной регистрации. Human Rights Watch глубоко обеспокоено манипуляцией процедуры регистрации Министерством Юстиции. Мы опасаемся, что главной целью этой акции является остановить критику и вытеснить законное руководство ККПЧ.
Human Rights Watch призывает вас принять все меры для разрешения проблемы с регистрацией ККПЧ. Мы приветствуем решение Министерства Юстиции о регистрации Коалиции. Мы требуем вас принять меры, чтобы прекратить будущие барьеры по регистрации законных НПО. В частности, мы требуем вас сделать ясным запрет на деятельность в статье 8 Конституции КР. Кроме этого, мы просим Генерального Прокурора начать исследование по проявлению халатности Министерства Юстиции по отношению к членам Коалиции. Human Rights Watch следит за тем, чтобы убедиться в том, что регистрация НПО в Кыргызстане проводится в одинаковом и объективном порядке. Мы рекомендуем провести независимое исследование перерегистрации ККПЧ в сентябре, чтобы установить законность этого решения.
Мы благодарим вас за ваше время, которые вы уделили на нашу беседу по поводу ситуации о правах людей в Кыргызстане и ждем вашего ответа. Спасибо за ваше внимание.
Искренне, Rachel Denber Исполняющий Директор Европейского и Центрально-Азиатского подразделения
|