Чори Латипов vs. Матильда Богнер. Как "Хьюман Райтс Вотч" пришел со своим уставом в чужую махаллю 01:11 17.10.2003
ПРЕСС ЦЕНТР ИГНПУ СООБЩЕНИЕ
14 октября 2003 года в 9-30 в здании гостиницы "Пойтахт" состоялась пресс-конференция по поводу опубликованной 1 октября 2003 года в газете "Халк сузи" ("Народное слово") статья "Кто нарушает Закон". Автором статьи является Чори Латипов, он же - главный редактор газеты "Махалля". Статья затрагивает правозащитную организацию "Хьман Райт Воч" в Узбекистане по проблемам махалли. В статье имеются высказывания клеветнического характера на представителя данной правозащитной организации Матильды Богнер (Matilda Bogner) и директора Лондонского института по освещению войны и мира Галимы Бухарбаевой.
После окончания пресс-конференции участники провели пикет у здании газетного корпуса в Ташкенте с требованием: Отставки главных редакторов "Халк Сузи", "Махалли", "Хукум", "Свобода слова честным журналистам", "К ответственности продажного журналиста Чори Латыпова", "Требуем отставки Аббасхона Усманова, Чори Латыпова и Абдухолика Абдуразакова".
На пресс-конференции и пикете принимали участие журналисты, правозащитники, представители международных организаций и посольств аккредитованные в Узбекистане.
Сурат Икрамов Председатель Инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана E-mail surat.i@rambler.ru
*****
Ниже мы публикуем ту самую статью из газеты "Халк сузи" ("Народное слово") от 1 октября 2003 года
КТО НАРУШАЕТ ЗАКОН... махалля или представитель "Хьюман Райтс Вотч" Чори ЛАТИПОВ
Анализируя случаи нарушения закона, нетрудно прийти к заключению: независимо от знания или незнания законов их нарушителями являются люди, с пристрастием относящиеся к обществу, живущему по этим законам, ставящие свои личностные интересы выше закона.
Подобное отношение прослеживается в деятельности представительства международной организации "Хьюман Райтс Вотч" в Узбекистане, считающей себя правозащитной в частности касающейся "исследований" жизни махалли.
22 сентября в столичной гостинице "Grand Mir" она провела пресс-конференцию, посвященную презентации выпущенного ею бюллетеня под названием "Узбекистан - от дома к дому: произвол махаллинских комитетов" (так они называют сход граждан махаллей в своих документах - Ч.Л.). В нем говорилось о том, что махалля, являющаяся у нас в стране органом самоуправления граждан, есть на самом деле "глаза и уши" правительства, главным органом проведения государственной политики репрессий. Махаллинские комитеты якобы только преследуют жителей за религиозные убеждения, вмешиваются во внутрисемейные дела, ущемляют права женщин, занимаются распределением государственной помощи малообеспеченным семьям.
Вот уж и впрямь, что называется, со своим уставом в чужой монастырь.
Сотрудница представительства Института освещения вопросов войны и мира Галима Бухарбаева, председательствовавшая на собрании, предоставила слово представителю организации "Хьюман Райтс Вотч" Матильде Богнер. В своем выступлении она повторила слово в слово то, о чем было сказано в бюллетене, изложила вытекающие из сказанного выводы. В частности, о прекращении финансирования махаллинских комитетов международными организациями, ограничении полномочий махаллей.
Какая трогательная забота! И как это мы до сих пор не знали, что у наших махаллей, жителей Узбекистана есть такие чуткие и внимательные радетели в лице международной организации "Хьюман Райтс Вотч" и ее представителя Матильды Богнер (на самом деле это не что иное как открытое вредительство).
По всему видать, следовало бы спросить у Матильды Богнер, как можно опровергнуть, опорочить то, чего никогда не видел, о чем не имеешь ни малейшего представления? Иначе чем невежеством нельзя назвать выбор самого заголовка аналитического бюллетеня: "Узбекистан - от дома к дому: произвол махаллинских комитетов" Галимой Бухарбаевой и Матильдой Богнер, которые судя по всему даже с вывеской "Сход граждан" знакомы понаслышке. И где уж им обращаться к опыту самого народа, апеллировать к мнению ученых-специалистов, исследовавших проблему махалли, интересоваться мнением активистов махалли, аксакалов.
Уже на самом мероприятии возник вопрос: какими источниками пользовались авторы при составлении бюллетеня? Ответ оказался на редкость невразумительным. Как вы думаете, что представляют из себя так называемые гонимые со стороны махалли герои, о которых с такой жалостью и озабоченностью упоминает представитель "Хьюман Райтс Вотч", обратившиеся в эту организацию за защитой? В основном это члены или приспешники экстремистской организации "Хизб ут тахрир", на деятельность которых наложен запрет во многих странах, или других подобных организаций, проповедующих политику джихада.
В какой степени Г. Бухарбаева и Матильда Богнер знакомы с институтом махалли? Об этом может судить любой объективно мыслящий и хоть мало-мальски знакомый с деятельностью махаллей человек.
Более того, любой председатель схода граждан махалли, секретарь, активист, ознакомившись с текстом бюллетеня, наверняка будет удивлен своеобразным изложением вышеупомянутого бюллетеня, возложенных на сход граждан и их сотрудников обязанностей. Даже в страшном сне им не могло присниться, что круг их обязанностей (по бюллетеню) включает следующее: основной исполнитель репрессий отдельных личностей, преследуемых со стороны государства, составитель личных досье на население, якобы собирающий документы в нарушение прав на неприкосновенность личности, семьи и дома с представлением в органы внутренних дел и властные структуры, исполнитель других работ по наблюдению и отчетности, который своими действиями оскорбляет чувства и убеждения верующих мусульман, угрожает им расправой, подвергая их незаконным наказаниям, отправляет избитых мужьями жен к мужьям, подвергая новому насилию вопреки их желанию развестись, поддерживает силовые структуры при насильном переселении населения, активно содействует государству в проведении политики подавления общества и преследования инакомыслия.
Одним словом, ознакомившись с текстом бюллетеня, диву даешься, пытаясь понять, когда это активисты махалли занимались всеми этими "деяниями" и откуда и как об этом узнали авторы. В ходе мероприятия аксакалы, активисты махалли, журналисты-международники, представители международных организаций забросали их вопросами. Ответов почти не последовало. Матильда Богнер все повторяла, что в Узбекистане невозможно точно установить уровень насилия в семье, потому что правительство не ведет такую статистику, что женщины не обращаются с жалобами на совершенное над ними насилие в семье. К сожалению, госпоже Богнер не дано понять, насколько положительным может быть эффект обсуждения семейных проблем между соседями, в махалле, когда люди с большим жизненным опытом приходят на помощь молодым семьям. Каждая узбекская женщина прекрасно понимает, что лучше обратиться в махаллю на мужа-обидчика, чем заявлять в милицию, в суд. Разве плохо, что таким образом махалля помогает сохранить семью. Ведь в сохранении семьи заинтересованы все: и правительство, и махалля, и сама семья.
Госпожа же Матильда смотрит на все это со своей колокольни: по ее мнению, лучше было бы развести ссорящихся супругов. Потому что, как она сама призналась, для нее и ее организации отрицательные факты представляют гораздо больший интерес. Между тем сохранение семьи нужно не только для успехов правительственной политики, как пытается представить она, а в первую очередь это нужно семье, в частности самой женщине. Ну а если эту госпожу радуют жалобы жен на непутевых мужей, что ж, это ее личный выбор.
Вас наверняка заинтересует, что же еще содержит этот 84-страничный опус Матильды Богнер. "Гениальными" советами за жизнь ничтоже сумнящийся автор призывает правительство Узбекистана, доноров, международное сообщество обратить внимание на вопиющую ситуацию, излагает глубокомысленные "аналитические" выводы о причинах и факторах, провоцирующих конфликтные ситуации, приводит ничем не подкрепленные данные неких мифических исследований, интервью. У любого здравомыслящего человека, который все-таки сумеет одолеть бюллетень от начала до конца, возникнет вопрос: что же нужно этой женщине, какова ее цель? Почему автор собрала эти измышления, почему мы должны ее слушать, и на каком основании она советует нам пути "исправления" положения? И какой же вывод следует из этих советов и наставлений?
По сути это же скрытая провокация, призыв действовать против собственного народа, правительства и, собственно, против себя!
Недоумение вызывают также сентенции о том, что лучше будет, если махалля не будет заниматься самодеятельной борьбой против преступности, терроризма, с семейными конфликтами.
Некоторые предложения не знаешь даже, как расценивать. Например: "Обеспечить справедливое распределение средств в интересах предоставления социальных услуг жертвам домашнего насилия и их детям", "Предписать махаллинским комитетам прекратить практику назначения примирительных периодов перед подачей заявления на развод. Прекратить практику требования судами согласия махалли как условия принятия к производству иска о расторжении брака. Предписать должностным лицам махалли облегчать доступ в суд для жертв домашнего насилия, принявших решение расторгнуть брак". Судя по всему автор под столь благими предложениями на самом деле стремится разрушить исконные традиции семьи и махалли.
Составители бюллетеня в качестве источника ссылаются на интервью, проведенные с 20 женщинами и проведенными в трех махаллях с их руководителями. Неужели, чтобы опорочить образ жизни и менталитет, общественные устои целой страны, достаточно нескольких интервью?!
Узбеки это называют "уличными сплетнями".
Чтобы судить о таких серьезных предметах, мало десятилетиями жить в этом обществе, мало провести даже десятки, сотни исследований. Но мадам совершенно пренебрегает подлинными источниками. Совершенно произвольно, с ошибками приводит названия законов, нормативных документов.
Матильда Богнер свою "обвинительную речь" (ее опус иначе и не назовешь) озаглавила "Узбекистан - от дома к дому: произвол махаллинских комитетов". Итак, кто же нарушает закон? Разве не является правонарушением клевета, оскорбление чести и достоинства целой страны, общества, народа?! Разве М. Богнер неизвестны требования международных законов на этот счет?
О целях автора можно догадаться и из текста благодарности, приведенного в конце бюллетеня. Она заканчивается словами: "Хьюман Райтс Вотч" выражает глубокую признательность узбекским правозащитникам за неоценимую помощь, которую они оказывали нам, несмотря на постоянные трудности. Наконец, мы хотели бы самым искренним образом поблагодарить всех пострадавших и их родственников, согласившихся дать интервью для этого доклада. "Хьюман Райтс Вотч", Отделение по Европе и Центральной Азии".
Это надо понимать так: мы добились своей цели, опорочили вашу страну.
Спасибо вам за "бесценную" помощь. Теперь же прощайте. Все остальное уже за вами. Мы вам больше ничем помочь не можем.
Ну а вы, дорогие сограждане, теперь знаете, куда и к кому идти со своими проблемами в обход правительства, схода граждан, правоохранительных органов.
|