Кто "приватизировал" недвижимость Таджикистана в Москве. Ответ росийским СМИ 00:32 20.11.2003
РАССТАВИМ ТОЧКИ
Борис ИВОЛГИН
В последнее время таджикистанская тематика в некоторых российских СМИ вновь начала приобретать определенный скандальный характер. Спектр рассматриваемых тем весьма обширен – благо жизнь и действительность богата. Но, к сожалению, отдельные публикации отличаются выходящими за разумные пределы этических норм предположениями и из ряда вон заумными, далеко идущими выводами.
Как и всегда, некая "единственно" независимая газета "в изгнании" оказалась на острие этой атаки. В очередном номере под банально проплаченный заказ, традиционно взяты 1-2 реальных факта. К ним добавлена дюжина лживых домыслов и полученная смесь, как обычно, остро заправлена "глубокомысленными" политиканскими умозаключениями. И вот этот пасквиль во всю распространяется через многие СМИ.
На этот раз для атаки на руководство Таджикистана избрана тема Гостевого дома Правительства республики в Москве, что на Тверской-Ямской улице. Поэтому, очевидно, небескорыстно были расписаны достижения бывшего руководителя дирекции предприятия Абдукодира Жабборова. И также, соответственно, во всю замараны действия таджикских властей. Как говорится, кто заказывает музыку, тот …
Но вот реальные факты, как всегда, говорят все-таки сами за себя. Да, годами здание в центре Москвы из-за событий в республике влачило жалкое существование и организационно-кадровая чехарда только усугубляла его положение. Больше того, несмотря на уже произведенные крупные финансовые затраты со стороны Таджикистана, власти Москвы справедливо не раз ставили на повестку дня вопрос об изъятии прав его аренды. С приходом к руководству дирекции г-на Жабборова республика осуществила огромные по таджикским масштабам финансовые влияния. Был произведен комплекс необходимых реконструкционных работ и объект начал худо-бедно функционировать по своему назначению.
Другое дело - и оно сугубо внутреннее, - что больше 2/3 этих вложений было разворовано и обращено на личные нужды бывшего директора. Стоит ли говорить, что за неполный год в родном городке Чкаловске, что на севере Таджикистана, г-ом Жабборовым и К^ практически параллельно строился частный фешенебельный гостиничный комплекс. Под завышенные и липовые сметные договоры и другие финансовые документы этот "предприимчивый" не просто, как говорится, солидно наварился из бюджета, но и – верх жульничества, - попытался сделать фактически своим должником правительство своей республики. Значительная часть дополнительно привлеченных кредитов на реконструкцию и оснащение оформлялась как ссуды и займы (с солидными %) от третьих лиц, среди которых оказались (разумеется, через подставных посредников) исключительно сам г-н Жабборов, сыновья, брат и жена. Кроме того, ежемесячная "многомиллионная прибыль" от скрытой субаренды большинства помещений здания различными коммерческими структурами исправно текла исключительно в его карман, ведь договора бывший директор предусмотрительно уничтожал. Добавьте еще и печально знаменитую липовую 500-рублевую регистрацию Гостевого дома, которую многочисленные приезжие из Таджикистана дружно оплачивали, не ведая, что она самая что ни на есть левая. Стоит ли говорить, что потом из-за этого мошенничества многие простые люди вполне справедливо задерживались милицией за нарушение паспортного режима, а некоторые даже депортировались.
А расходовались эти ручейки прибыли (в просторечии - навар) помимо строительства и оснащения огромного чкаловского семейного гостиничного комплекса, на аренду шикарнейшего многокомнатного жилья недалеко от Тверской улицы (понятно сколько это стоит?), на оплату авиаперелетов (Душанбе-Худжанд-Москва и обратно), проживания и питания в люксах правительственных санаториев "Отрадное" и "Ватутинки" бывшего директора и его многочисленного семейства, ну и на традиционные крупногабаритные подарки домой. А что же с реконструкцией? Обычный ремонт в сметах элементарно трансформировался в работы по евро-стандарту с соответствующими московскими расценками. Более того, всякая оставшаяся рухлядь, техника и б/у мебель оформлялась как "купленная" у самого "предприимчивого" или в дорогих магазинах Москвы. А кто работал? Ловкие жаббаровы-младшие, в нарушение миграционного законодательства нанимали мардикоров (наемных рабочих) в Таджикистане, сулили приемлемые зарплаты. По приезде же, папа-директор нагружал их такими объемами работы и, издеваясь, облагал такими штрафами, что некоторые бедолаги, подорвавшие здоровье (проживи-ка на 10 (!) рублей суточных) оставались еще и должны. О "благодарной" памяти этих простых восточных работяг, думаю, отдельный разговор еще предстоит. А в тех же самых подложных сметах г-н Жабборов не забывал проставлять им московские зарплаты.
Вся эта "предприимчивость" бывшего директора (оду которой поет ныне оппозиционная газетенка), а вернее – воровство и хищения и побудили правительство мягко, без жесткой посадки, уволить г-на Жабборова. Однако, "предприимчивый", видимо, не понял этого неожиданно свалившегося на его ухоженную голову счастья, и, как видно, пытается поиграть в политические игры.
Естественное право правительства республики на давно назревшее кадровое решение наемные "адвокаты" проворовавшегося деятеля пытаются представить как гонения. Более того, подменяя суть вопроса, сознательно отвлекая внимание и уводя в сторону, лживо и цинично приписывают к этой истории имена абсолютно непричастных лиц. Вот уже и брата президента, Нуруддина, руководителя обычного фермерского хозяйства расписали, как говорится, хуже не куда. Мол, он и главный кадровик страны и дети его на денежных должностях и бог весть что – "он же брат Рахмонова".
Однако, люди знакомые с жизнью простых дехкан, каким является Нуруддин Рахмонов, хорошо знают характер и далекие от политики заботы простых сельчан. Этот по дехкански скромный, но работящий человек и поныне живущий в родном Дангаринском районе до сих пор с утра до вечера (сам был свидетелем) работает на своем тракторе. Вместе с односельчанами обработал и содержит несколько десятков гектаров годами не паханной земли под плодовые деревья и зерновые. И дети его – обычные студенты душанбинских ВУЗов.
Использованный способ ухода от ответственности не нов – нужно лишь до предела замутить воду и затем попытаться половить в ней рыбку. Но времена в Таджикистане уже не те, прошло время смуты и вседозволенности. И возврата не будет.
|