КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 24.11.2003
23:51  В Москве открылось кадровое агентство для мусульман "Лукман"
20:06  В.Путин - Политика Грузии свелась к борьбе за унизительные подачки из-за рубежа
18:59  А.Аслаханов: Мусульмане должны быть представлены во всех органах власти
15:28  Представительство ООН в Узбекистане презентовало отчет "Общая оценка страны"
15:00  Россиянам нравятся иракские партизаны, а американцы не верят в свою победу (опросы)
14:10  Синьхуа о пожаре в Университете Дружбы народов. 17 китайцев пропали без вести
13:37  Стихийный митинг в защиту мусульман Узбекистана прошел и в Худжанде (Таджикистан)

12:36  "Ozod Ovoz" - Еще одна смерть от пыток узбекской милиции
12:00  М.Чертыков (член Чон Чобi) - Делегатам Х Съезда хакасского народа
11:20  Даешь Халифат! Весь киргизский Джалал-Абад обклеен исламистскими листовками
11:13  Б.Клич - "Двойные стандарты" Запада к ЦентрАзии. Демагогией радикалов не унять
10:46  "C.S.Monitor": США в Ираке = СССР в Афгане. Крупный блеф ястребов Буша
10:28  С.Жумагулов - Кыргызстанская пресса станет свободнее. Обещает американская типография
10:21  IWPR - Кишечная смерть. В Фергане перестали хлорировать воду
10:15  В Москве сгорел Университет дружбы народов
10:14  На защиту лидера киргизской оппозиции Ф.Кулова выходят... женщины
10:06  "Слово Кыргызстана": Акын в Киргизии - больше, чем акын...
10:01  В.Абатуров - "Мыльная опера" ВТО в Канкуне
09:53  Что-то новенькое. В Казахстане обнаружены листовки с призывом свергнуть... И.Каримова
09:44  Gazeta.kz - Китайские переселенцы в Казахстане и мире. "Освоение" продолжается
09:25  Сара Назарбаева учредила стипендии стедентам-сиротам
09:11  "Я уважаю Бен Ладена..." Экстремизм - дитя глобализации
09:07  С.Лузянин - Возрождается идея о стратегическом треугольнике Россия-Китай-Индия
08:16  Близ Баграма (Афган) рухнул американский вертолет. Пятеро погибших
07:11  В Ургенче состоялся пикет против местных диктаторов
06:45  Интервью президента "Народная Лига "Таджики" Каромата Шарипова (ответ на публикацию ЦентрАзии)
06:18  Д.Тиллаходжаев - В Узбекистане продолжается практика "подбрасывания" оружия "религиозникам"
01:39  Первый узбек-генерал Сабир Рахимов оказывается был... казахом. Жена вспомнила
01:09  Нашли друг друга. Восточно-казахстанский бизнесмен Тетерин провел переговоры о сотрудничестве с Дустумом
00:58  ГумПомощь? В Казахстане поступили в продажу дешевые карамельки с Бен Ладеном
00:56  Кончай базар! Торговый бунт в Киргизии грозит неприятностями Казахстану
00:52  Поступок летчика Маханова. В Казахстане обретен "ханский" Коран 12-го века
00:34  Б.Мустафаев (глава Конституционного суда Узбекистана) - Название Олий Мажилис придумал сам И.Каримов
00:33  "История, прошедшая через мое сердце". Акаев написал новую книгу
00:25  "НовПоколение" - Каспий: как не утонуть в "море дружбы"?
00:11  Е.Трифонов - Апокалипсис завтра. Индостан: христиане монголоиды против "лесных племен"
00:05  "НарСлово" - В детдомах Узбекистана в 10 раз меньше детей чем в России и Казахстане
00:04  Кондуктор, нажми на... Грядет глобальная реформа железных дорог Казахстана
00:03  В Кыргызстане создано Агентство информационных ресурсов и технологий
Воскресенье, 23.11.2003
20:46  "Я еду домой..." Шеварднадзе согласился уйти в отставку
19:13  38 семей иранских казахов вернулись на историческую родину
16:12  ВВС - Спецназ МВД и Национальная гвардия перешли на сторону восставшего грузинского народа
16:01  В Турции проходят демонстрации под лозунгом: "Буш + Шарон = Бен Ладен"
16:00  Банковской системе Кыргызстана требуются квалифицированные менеджеры
12:30  Zamon.info - До трех миллионов не дотянули. Итоги хлопковой страды в Узбекистане
11:00  Госдеп США - В Афганистане наблюдаются стремительные политические трансформации
04:56  А.Пушкарев - В Вооруженных Силах Узбекистана раскрыта "шпионская сеть" России
03:02  Гендиректор МАГАТЭ назвал нечестными обвинения США
01:08  "Принципиально не желаем втягиваться в дрязги!" Политическое заявление "Озод дехконлар партияси" (Узбекистан)
00:46  Гендиректором подмосковного аэропорта "Внуково" стал скандально известный экс-глава узбекской авиакомпании
00:18  Там, где нет мафии. Китайские впечатления С.Шерматовой
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
М.Чертыков (член Чон Чобi) - Делегатам Х Съезда хакасского народа
12:00 24.11.2003

Уважаемая ЦентрАзия!

Обращается к Вам представитель хакасского народа. Мною подготовлена статья, конечно на непрофессиональном уровне, но, тем не менее, отражающая национальную политику в Республике Хакасия. Предлагаю Вам ознакомиться и по возможности осветить проблемы моего немногочисленного народа в вашей интернет газете.

Данная информация будет представлена делегатам Х Съезда хакасского народа (29 ноября 2003 г.). Мы надеемся, что кто-нибудь из правозащитников, известных на международном уровне обратит внимание на то, что наш народ поставили в рамки, которые обрекают нас на ассимиляцию и алкогольную деградацию.

С уважением,
Михаил Чертыков,
член Чон Чобi,
председатель хакасской молодежной организации "Парыс"

*****

Для делегатов Х Съезда хакасского народа

Народное самоуправление - Съезд хакасского народа.
Опыт и перспективы.

Народное самоуправление нашего народа в форме Съезда представителей народа существовало с незапамятных времен. Еще в те времена уже существовал подобный способ самоуправления и самоорганизации, который бытовал практически у всех народов Великой Степи - в этом заключалась сущность так называемой "военной демократии". Подобные органы самоуправления в царской России были Степные Думы, и в тот период, который не был в достаточной мере освещен в исторической науке - период борьбы за национальную независимость в 10-20-х гг. ХХ века, не говоря уже о периоде, предшествовавшем завоеванию.

По понятным причинам, в советский период орган национального самоуправления прекратил существование. В конце 80-х годов начала муссироваться идея в среде национальной интеллигенции о необходимости воссоздания такого органа.

I Съезд хакасского народа состоялся в 1990 году, где были подняты вопросы о республиканском статусе региона, хотя позиция Совмина Хакасской АО тогда была против. После развала СССР в 1991 году на основании решения Съезда хакасского народа Хакасская АО была преобразована в Республику Хакасия. Был принят закон "О статусе Съезда хакасского народа" (1994 год), который давал право законодательной инициативы. Однако в течение 90-х годов данное право применялось крайне неэффективно (также по причине элементарного незнания механизма его реализации). К концу 90-х годов об этом праве многие забыли, в том числе и некоторые члены тогдашнего Чон Чобi.

Чон Чобi - исполнительный орган Съезда хакасского народа, избираемый на Съезде. Численность исполнительного органа из года в год возрастала и достигла к концу 90-х 51 человека, что полностью парализовало его работу.

Кроме того, из года в год избирались одни и те же люди (по крайней мере, люди одного склада мышления), моральная усталость которых, а также скрытая продажность (в смысле того, что существовали тайные договоренности с Правительственными кругами) некоторых из них усугубляла ситуацию. Позиция руководящего состава Республики была нацелено на сглаживание любых противоречий (политика "умиротворения"), но при этом не делалось каких - либо значимых шагов в сторону удовлетворения национальных интересов хакасского народа. Однако стоит отметить, что все же были созданы некоторые условия для развития национальной культуры в виде Хакасского культурного центра, который в то время сконцентрировал усилия на коммерческой деятельности, целью которой было финансирование национальных проектов в культурной сфере. Даже тайные договоренности не шли дальше пустых обещаний, не говоря уже о деле отстаивания национальных интересов.

Дошло до откровенных издевательств, что вошло в правило, когда хакасы полностью потеряли вес в политических кругах после того, как ставленники СаАЗа стали управлять Хакасией. Торосов В. М. - реальная политическая фигура первой половины 90-х, пытался противодействовать СаАЗу, но в связи с тем, что был замаран реальными уголовными делами (Макаронная фабрика, присвоения денежных средств внебюджетного фонда через фирмы "Хакасинтерсервис", "Белка" возглавляемые сыном Торосова В.М. (фирма "Белка" умудрилась замараться с незаконными операциями Международного валютного фонда по делу "Банк оф Нью-Йорк" через господина Хроленко), незаконные операции с векселями РХ, фирма "Виконт") превратился в безмолвную марионетку. Второй признанный лидер хакасского народа Штыгашев В.Н. встал на соглашательские позиции и был "прикормлен" СаАЗом, в том числе через своего зятя Верхотурова В., возглавлявшего в свое время криминально - известную фирму "Стэк", организаторами которой являлись известные криминальные авторитеты Хакасии "Пекан" и "Агрозина", а ныне возглавляющего преуспевающую фирму "Власта", которой мэр г. Абакана Булакин Н.Г., выдает помещения в аренду под магазины на 25 лет, непонятно за какие заслуги.

Также, известны случаи предоставления "Русским алюминием" Верхотурову В. денежных кредитов порядка 1 миллиона рублей, которые поступали на фондовый рынок для получения прибыли через Хакасский инновационный фонд.

Удовлетворение интересов СаАЗа подвигло В.Н. Штыгашева пойти на представление ВС РХ представителя "Русского алюминия" Саркисяна А.Р. на пост представителя ВС РХ в Совете Федерации ФС РФ на безальтернативной основе, что является нарушением федерального законодательства. Это подтверждено заявлением Генеральной Прокуратурой РФ по делу Шахновского - представителю в СФ ФС РФ законодательного органа Эвенкийскому национальному округу, а также решением суда г. Красноярска. В свое время сам Штыгашев В.Н. избирался депутатом в ВС РХ на безальтернативной основе, однако до настоящего времени этот факт властью замалчивается.

Полковник ВДВ Лебедь А.И., не имеющий никакого понятия о том, как руководить Республикой, стал ширмой, за которой творился большой передел собственности в республике. Назначив к себе в помощники представителей СаАЗа, а также людей работавших с прежним руководящим составом Республики (Трошкина Г.А. и пр.), он сконцентрировался на устранении препятствий для концентрации своей власти. В результате проведения ряда мероприятий по устранению конкурентов на пост председателя правительства, Лебедь А.И. помог "Русскому алюминию" в захвате крупных предприятий РХ (Абаканвагонмаш, молибденовый завод, Хакасуголь и др.).

Чон Чобi на тот момент существовал как декорация, а Съезды, которые тщательно режиссировались, служили неким буфером, на котором выплескивалась и тушилась волна народного недовольства. Хакасы, после таких Съездов, проходивших по старой партийной схеме, расходились с чувством глубокой скорби за свой народ. На данных Съездах никогда не соблюдался регламент - регламент существовал для прогрессивных и молодых, но не для старых и "уважаемых". Вспоминаю, как выводили на сцену трясущуюся старушку, которая в течение 30-40 минут рассказывала о том, как все плохо и безвыходно, после чего выводили совсем не ходячего старика, который рассказывал то же самое на протяжении такого же времени. А также припоминаются визжащие интеллигенты, плачущие "прислуженные" народные артисты и прочая неконструктивная болтовня.

Конечно же, никакого положительного воздействия данные "Съезды" не оказывали. Припоминается подписание соглашения о сотрудничестве тогдашнего Чон Чобi с правительством Лебедя А.И., в котором не стояло даты подписания, вследствие чего соглашение было заведомо ничтожным де - юре (о данном соглашении позже протрубили все СМИ, о нем было написано в десятках сборниках).

Данная ситуация продолжалась до того, как в недрах предпоследнего Чон Чобi, избранного на 8 - м Съезде, не произошел раскол. "Молодые" схлестнулись со "старыми". Дело в том, что руководство того Чон Чобi собиралось в основном для того, чтобы выпить и погулять, что не устраивало патриотически-настроенную часть, пришедшую в Чон Чобi работать. Кроме того, собрания проходили в таком бардаке, что нормальному человеку было невозможно там находиться (не соблюдался регламент, не было элементарной этики).

Стало понятно, что тот контингент, кочующих из одного Чон Чобi в другой, абсолютно не работоспособен. Кроме того, выяснилось, что в середине лета 2001 года, по решению суда Чон Чобi был ликвидирован как юридическое лицо, по согласию руководителя Чон Чобi Майногашева Г.И.. Этот факт долго тщательно скрывался от рядовых членов Чон Чобi. Вероятно, Майногашев Г.И. был поставлен правительством во главу Чон Чобi с целью лишить хакасов последнего инструмента воздействия на власть, дабы не и меть в будущем потенциального препятствия в политической сфере. Может быть поэтому, Майногашев Г.И. после избрания на пост председателя Чон Чобi, стал руководителем Земельной кадастровой службы РХ. Вероятно, такая была цена предательства. Раскол в Чон Чобi был не столько по возрастному признаку (хотя у "старых" не было ни одного более или менее молодого человека), сколько по морально - нравственному. "Молодые" обвинили руководство в беспринципности, а правительство РХ в национальной дискриминации подтвердив свои обвинения документальными фактами, перечисление которых сейчас займет слишком много времени. Определился лидер у "молодых" - 35 - летний директор хакасского национального книжного издательства "Айра" В.И.Чаптыков. Была создана "Инициативная группа по созыву 9-го Съезда хакасского народа".

В октябре 2001 года в ответ на активные действия инициативной группы, "старое" руководство Чон Чобi сделала призыв ко всем 51 члену Чон Чобi собраться в доме правительства, с целью обосновать ненужность проведения данного Съезда. Сбор был произведен впервые за полтора года существования данного состава Чон Чобi. В это время, на площадь перед домом правительства молодежной организацией "Парыс", в знак протеста, были выведены студенты ХГУ. Собрание проходило явно в пользу отмены Съезда, но как только собравшимся стало известно о митинге на площади, ситуация была переломлена. Не буду перечислять все нюансы предсъездовской подготовки, так как, то давление, которое испытали члены "Инициативной группы" может быть описано в специальной работе по проблемам юриспруденции и психологии человека в пограничной ситуации. Последней попыткой правительства предотвратить Съезд, что окончательно усугубило атмосферу, было трансляция за день перед Съездом по республиканскому телевидению собрания "старых", которое якобы отменило проведение Съезда.

Были использованы методы административного давления, когда, например глава Таштыпского района торжественно докладывал правительству, что с его района не будет ни одного делегата, хотя нам говорил обратное. Также некоторые из глав районов обещали предоставить транспортные средства для доставки делегатов на Съезд, но утром назначенного дня никакого транспорта не обнаружилось. Кроме того, распространялась дезинформация, якобы Съезд перенесен на другой день, что этот Съезд проводят уголовники и экстремисты и пр. Атмосфера накалялась. Лебедь на заседании Общественной палаты при Правительстве РХ на призыв обратить на бедственное положение хакасского народа сделал заявление в присутствии всех СМИ, депутатов ВС РХ, лидеров практически всех общественных объединений: "Ассимиляция - естественный процесс. Алкоголики и наркоманы должны вымирать. Чем больше их вымрет, тем лучше для Республики". Никто из присутствующих на том заседании не возмутился.

Съезд все же состоялся 1 декабря 2001г. На Съезд были привлечены порядка 60 студентов. Кроме того, от молодежи участвовало в Съезде в качестве делегатов большее количество, чем в предыдущих Съездах. Был жестко организован регламент, четко построена работа Съезда. Охрана Съезда жестко отсекала провокаторов от Правительства РХ. Для членов Правительства РХ был шок, что хакасы стали самостоятельно без оглядок на кого- либо решать, что делать дальше.

На Съезде была принята Декларация хакасского народа, а также ряд законопроектов, разработанных юристами "Инициативной группы" и ХРМОО "Парыс", в том числе определяющий для хакасского народа законопроект "О статусе коренных народов Республики Хакасия", который в случае его принятия, открывал бы широкие перспективы для развития хакасского этноса как-то: сравнительно большая независимость хакасского этноса от органов исполнительной власти в культурных, образовательных сферах.

Открылись бы перспективы принятия законопроектов "О порядке от вода, использования и охраны земель исконной среды обитания коренных народов РХ", "О реализации социально - экономических интересов коренных народов РХ" также принятых на Съезде, обязывающих предприятия находящихся на территории Хакасии отчислять определенный процент в фонд коренных народов Хакасии (по аналогии с системой успешно существующей в других субъектах, где данный процент исчисляется десятками процентов, для хакасов в принципе хватило бы хотя - бы сотые доли процента). Кстати, по данным законопроектам были проведены консультации с некоторыми депутатами ВС РХ, которые были ими одобрены.

В целях сохранности нравственных устоев хакасского народа на Съезде было утвержден "Свод принципов и норм нравственности хакасского народа". Так же, на Съезде, под давлением прокуратуры РХ, было учреждено Хакасское республиканское общественное движение "Съезд (Чыылыг) хакасского народа", но было решено: исполнительный орган - Чон Чобi не регистрировать, так как общественное объединение может существовать без регистрации, что прописано в Законе "Об общественных объединениях" (делегаты Съезда справедливо предположили, что при существующей неблагоприятной для хакасского национального движения ситуации не исключено мощное юридическое давление).

На Съезде выступил один из двух истцов, добивающих в судебном порядке отмены выборов Председателя Правительства РХ Лебедя, по причине подтасовок. Съезд после двух голосований, подавляющим большинством голосов поддержал инициативу истцов и утвердил данное направление работы Чон Чобi.

Началась работа нового состава Чон Чобi, в количестве 11 человек. Надо отметить, что СМИ в период подготовки к Съезду, и после его проведения освещали данные события крайне необъективно, а порой печатали заведомо ложные сведения. Даже газета "Хакас Чирi", по причине того, что учредителями данного печатного органа являются Правительство РХ и ВС РХ, не смогли повлиять на развитие информационного климата в СМИ. К сожалению, приходится констатировать, что независимых СМИ в Хакасии нет.

До и во время проведения Съезда мы уже знали, что как бы мы не провели Съезд - все равно скажут что незаконно. Поэтому мы решили действовать так, как посчитали нужным это делать, без намерения оглядываться на Правительство РХ и на подконтрольные им СМИ.

Суд по незаконным выборам Лебедя А.И. мы естественно проиграли в РХ, что неудивительно, при нашей системе правосудия, точнее ее отсутствия. Но все же мы дошли до Верховного Суда РФ, где один из истцов отозвал иск - это совершенно отдельная история (оказалось, что наши истцы нашли, кроме фактов подтасовок в РХ, слабое место в общероссийском законодательстве и в случае выигранного иска на тот момент, теоретически могла бы произойти бы цепная реакция по всей РФ, что привело бы к тому, что все губернаторские выборы в РФ могли быть признаны недействительными). Напор такой мощности от хакасов Правительственные круги РХ никак не ожидали. В Правительстве РХ нарастала паника. Дошло до того, что перед праздником Чыл Пазы в Абакане работниками аппарата Правительства РХ начали распространяться слухи о возможности покушения на жизнь Лебедя А.И.

Присутствующие на празднике, оказались свидетелями того, как место проведения Чыл Пазы было взято на осадное положение правоохранительными органами (даже отбирались бинокли у несчастных китайцев, думая, что это орудия наведения). Лебедь А.И. вышел поздравлять собравшихся в бронежилете военного образца, который позорно торчал из-под куртки (фотографии с комментариями о данном факте вышли затем в республиканских и центральных СМИ, в частности "Аргументы и факты"). Штыгашев В.Н. предпочел вовсе не выходить к народу.

Кстати, после этого Лебедя А.И. начала охранять ФСО, что конечно понятно - он осознает, что после того, как он столько напакостил хакасскому народу - ему это не может просто так сойти с рук. Но наши Духи его наказали по-другому, о чем не будем распространяться. Все об этом знают. Наказание, однако, его не образумило. Были проведены судебные разбирательства по законности Закона "О статусе Съезда хакасского народа". На суде было сказано, что группой лиц хакасской национальности была подана жалоба в прокуратуру РХ об ущемлении данным законом их прав и свобод (впервые за все время существования данного закона с 1994 г.). Прокуратура в свою очередь за день до Съезда (поразительная оперативность!) подала иск об отмене закона, хотя за 2 месяца до этого, та же прокуратура утверждала, что "проверка названного закона грубых нарушений федерального законодательства выявлено не было". В процессе рассмотрения данного иска судьей было признано, что Съезд был юридически грамотно подготовлен и проведен, но в силу несоответствия указанного выше закона законодательству об общественных объединениях, отменил его действие.

Указанное решение продемонстрировало, что власть хочет загнать деятельность Съездов народа независимо какого украинского, немецкого, хакасского в рамки общественного объединения и фактически приравнять Съезд целого народа с обществом, например, собаководов и огородников.

В рассматриваемый период стоит отметить активизацию "алюминиевых" и подконтрольных Правительству РХ СМИ, т.е. практически всех, в деле дискредитации Чон Чобi. Справедливая, по сути, и юридическая правильная по форме критика деятельности Правительства РХ и Избирательной комиссии РХ преподносилась населению Хакасии как проявление национализма, сепаратизма, экстремизма и в случае "с бронежилетом" - терроризма.

В интервью "Комсомольской правде" Лебедь А.И. назвал одной из своих главных проблем - существование хакасских "скинхедов" (экстремистов), которые называются "…то ли "Белые барсы", то ли "снежные"", имея видимо в виду молодежную организацию "Парыс".

В газете "Взгляд" (ст. "Развод в национальном семействе" (№49 от 06.12.2001г.), ст. "Коренные народы Хакасии предложено объявить вне закона" (№14 от 04.04.2002г.), ст. "Неугомонные мстители" (№31 от 01.08.2002г.) и пр.) авторы, не имея правовых знаний даже на уровне средней школы, в негативном свете рассматривали предложенные законопроекты, что не всегда под силу даже опытным юристам, а также всю деятельность Чон Чобi, тем самым, бросая тень на достоинство и репутацию хакасского народа. Кроме того, "Взгляд" пытается усомниться в умственных способностях членов Чон Чобi, но при этом допускает кучу фактических ошибок и логических просчетов, которые заставляют усомниться в компетентности сотрудников газеты, а также в умственных способностях отдельных корреспондентов. "Отличились" в этом и ряд других газет.

Информационная обстановка вокруг деятельности Чон Чобi больше похожа на избиение человека связанного по рукам и ногам, т.к. у Чон Чобi нет реальной возможности отвечать на подобные выпады в силу полной информационной блокады.

Чон Чобi все - же добился рассмотрения законопроекта "О статусе коренных народов Республики Хакасия" на сессии ВС РХ. Комитет ВС РХ по законодательству, законности и правопорядку отказал в представлении на сессию ВС РХ по формальным признакам. Но благодаря настойчивости Чон Чобi Президиум вынужден был вынести данный законопроект на рассмотрение сессии ВС РХ, по-видимому, испугавшись пикета, который был назначен на 25 декабря - день проведения сессии ВС РХ. Закон был представлен на сессии Чало Чон Чобi.

Но из 67 депутатов "за" проголосовали 10 человек. В процессе обсуждения закона депутатами высказывалось много замечаний к данному законопроекту и председателем ВС РХ Штыгашевым В.Н. поставлено на голосование предложение отправить этот законопроект на доработку в комитет по межнациональным отношениям ВС РХ. Комитет должен был доработать его с учетом рекомендаций Государственной Думы РФ и вынести на повторное рассмотрение сессии ВС РХ.

Каково же было удивление членов Чон Чобi и депутатов, когда в публикации официальных решений ВС РХ, было указано "…отказать в принятии Закона " О статусе коренных народов РХ"". Штыгашев В.Н. своим подлым обманом показал в очередной раз свое истинное отношение к проблемам хакасского народа, пойдя даже на фальсификацию, а также показав свое отношение и к мнению депутатов РХ. Во время рассмотрения законопроекта в ВС РХ у здания Правительства был собран пикет. Пикетчики, несмотря на 35 градусный мороз на протяжении нескольких часов стояли в надежде, что депутаты все же обратят свое внимание на проблемы народа. Но видимо народные избранники предпочли не портить свои отношения с Правительством РХ и в очередной раз показали свое безволие и управляемость.

Особую озабоченность Чон Чобi, в последнее время, вызывает отсутствие социальных условий, особенно на селе, где проживает основная часть коренного населения, а также его высокая заболеваемость и смертность, особенно детская. Бедственное положение хакасов было отражено в докладе министра здравоохранения Бурнаковой, после чего данный вопрос был поднят председателем Чон Чобi на конференции совета старейшин Аскизского района, проходившего в ДК с. Аскиз. В.И.Чаптыков обратил внимание присутствующих на то, что бездействие Правительства РХ в социальной сфере подпадает под признаки геноцида хакасского народа. После доклада на данной конференции прокуратурой РХ Чаптыкову В.И. было вынесено предупреждение о недопустимости действий, могущих подпадать под признаки экстремистской. В чем проявились экстремизм и национализм, для нас до сих пор является загадкой. На заседании Чон Чобi был рассмотрен вопрос о проведении Х Съезда хакасского народа, где вопросом повестки Съезда рассматривался бы вопрос геноциде хакасского народа, что в дальнейшем могло быть предметом распространения западными СМИ. Испугавшись обнародованных и официально признанных фактов, Правительство РХ пошло на ряд кардинальных мер. В частности в бюджете 2003 года было предусмотрено увеличение финансирования Аскизского района на 150%, Таштыпского - на 100%. Газете "Хакас Чирi" в течение 2-х недель профинансировали ремонт занимаемых помещений, которые не выделялись годами, в сумме 500 тыс. рублей. Национальной гимназии экстренно выделили деньги на ремонт, который не проводился годами. Вопрос: что мешало Правительству сделать это раньше? СМИ, и даже "алюминиевая" телепрограмма "Нота Бене", сделали специальные передачи, освещающие культуру и быт хакасского народа. Неоднократно В.И. Чаптыкова вызывали в прокуратуру РХ и Минюст РХ, требуя разъяснений. Прокуратурой г. Абакана возбуждалось уголовное дело по статье экстремизм. С каких пор защита конституционных прав и свобод граждан, защита интересов, в том числе национальных, является правонарушением? Не добившись ничего, прокуратура РХ была вынуждена довольствоваться распиской В.И. Чаптыкова о том, что он ознакомлен с положениями закона "О противодействии экстремизму".

Не является ли экстремизмом со стороны Правительства РХ, принудительное закрытие хакасского книжного издательства "Айра" - единственное издательство, которое 75 лет издавало учебники на хакасском языке? Ведь, тем самым, Правительство РХ нарушило конституционные права хакасского населения обучаться на родном языке? Банкротство издательства "Айра" было преподнесено как вина директора В.И. Чаптыкова, хотя еще до того, как В.И.Чаптыков возглавил издательство, Госкомимуществом РФ издательство было признано банкротом, в чем непосредственная вина Правительства РХ, т.к. издательство существовало на государственных заказах (именно Правительство РХ являлось заказчиком). Кто же виноват - Чаптыков или Правительство РХ в том, что не выделялись деньги на образование? Не является ли экстремизмом, когда в школах ставят учеников перед выбором идти на урок по хакасскому языку или на урок информатики, назначенных на одно и то же время? Или когда сокращают часы вещания на хакасском языке? Или ликвидация республиканского центра народного творчества им. С. Кадышева ("Юрта"). Или доведения народа до такого состояния, что среди хакасской молодежи стал широко распространяться алкоголизм и суицид, когда даже дети школьного возраста в массовом порядке кончают жизнь самоубийством (весной 2002 г. в с. Казановка за одну неделю покончили самоубийством три восьмиклассника, также известны случаи, когда в одном деревне за короткий промежуток времени происходило свыше 10 суицидов)?

Или…. Пакости, в виде выселения Чон Чобi из занимаемого помещения, игнорирование в органах государственной власти обращений исполнительного органа целого народа по конкретным проблемам коренных жителей и пр. даже не хочется упоминать. Не подпадают ли под признаки национализма действия по выдавливанию хакасов с руководящих должностей, как это происходило, например, с некоторыми членами Правительства, а также с руководящими кадрами Хакасского отделения Сбербанка.

Ярким примером проявления национализма является факт отказа включить в состав Квалификационной коллегии судей РХ представителей от общественности, трех кандидатов, которые оказались единственными представителями от коренного населения РХ, вероятно опасаясь того, что деятельность этого органа станет открытой и прозрачной для общественности (В.И.Чаптыкова исключили по причине того, что степень бакалавра якобы не является высшим образованием, хотя в законе прямо указывается обратное).

После гибели губернатора Красноярского края Александра Лебедя его "хакасский" брат стал вынашивать планы по выдвижению себя на место брата.

Пройдя на пост Председателя Правительства РХ за счет громкого имени брата, Алексей собирался пройти в губернаторы за счет его же трагической гибели.

При этом он заявил о том, что "не возражает против вхождения Хакасии в Красноярский край", что стало для Чон Чобi поводом задуматься о суверенитете Хакасии. Ведь в случае прохождения Лебедя А.И. в губернаторы Красноярского края объединение было бы вопросом решенным и делом времени. Была проведена пресс-конференция 06 июня 2002 года, на которой было объявлено о том, что существует иск о незаконности избрания Председателя Правительства РХ. После данной пресс-конференции "алюминьщики" прекратили финансирование выборной компании Лебедя А.И., что привело к тому, что Лебедь А.И. был вынужден снять свою кандидатуру, обеспечив тем самым победу А. Хлопонину.

В тоже время Правительство РХ вело работу по расколу хакасского национального движения. Сразу после Съезда общество хакасских женщин "Алтынай", Совет старейшин родов хакасского народа заняли про правительственную позицию. Видимо надеясь, что если как следует понравиться Лебедю А.И., то можно что-то поиметь. И они не ошиблись. Особенно "отличились" старейшины, которые вобрали в свою организацию те элементы, от которых успешно избавился хакасский народ на IX Съезде. Работали эти "товарищи" по принципу "главное обгадить, а потом пусть попробуют отмыться". Не имея каких либо порочащих членов Чон Чобi сведений они выковыривали из носа обвинения, которые активно распространяли на своих районных конференциях, вводя районные советы старейшин в заблуждение. Апогеем коллаборационизма стал т.н. 10 съезд хакасского народа. Сразу после проведения этого правительственного мероприятия имевшее амбициозное название, в сети интернет появилось сообщение, где неизвестный автор описывает увиденное. Надо отдать должное автору сообщения, который подписался как "Зритель" - описание виденного отличается подробностью и пониманием происходящего.

Предлагаем Вам взгляд со стороны на то, что называется "Великий совет старейшин хакасских родов". Если смотреть с научно-исторической точки зрения, то стоит отметить, что у хакасов, как и у других народов степной цивилизации, никогда не было такого органа самоуправления. У хакасов всегда почиталась сильная личность, т.е. была военная демократия. Советы старцев носили рекомендательный характер. Решения же принимались съездом уважаемых людей. Чтобы иметь уважение - надо его заслужить.

"10 съезд "хакасского народа"

В театре кукол "Сказка" 28 февраля 2003 г. прошло марионеточное представление "10 съезд хакасского народа". Гл. режиссер и постановщик - Лебедь А.И. - председатель Правительства Республики Хакасия. Но несмотря на большой опыт в проведении подобных представлений отмечается крайне низкий уровень данной постановки: куклы были как неживые, старые, потертые и, видимо, не раз уже использованные, по причине чего не пригодные к употреблению в каких - либо серьезных представлениях; были видны нити, которые тянулись из рукава Лебедя А.И.(они оказались белые).

При всем при том сюжет, который задумывался постановщиком как героическая и энергичная борьба здоровых сил хакасского общества против "экстремистски" настроенных членов международной террористической организации "Аль Каида", внедренных в процветающую экономически и во всех других планах хакасскую среду, не выдерживает никакой критики.

Во-первых, сюжет не отличался оригинальностью. Во - вторых, та часть постановки, где все присутствующие энергично и единодушно осуждают коварных террористов в порыве любви к Правительству РХ единогласным голосованием, показывает отсутствие интригующих моментов в постановке, что приводит к тому, что зрителю с самого начала просмотра уже понятно, что будет происходить дальше и чем закончится.

Исполнительский уровень также оставляет желать лучшего. Например, куклы изображающие мудрых и седовласых хакасских старцев дрожали, сбивались и несли такую чепуху, что вызывали в зрительном зале всеобщее покраснение, невольный смех даже самого постановщика и вообще угадывалось, что они были взяты из другого спектакля типа "Неграмотные и дикие дети степей благодарят тов. Сталина за их счастливую старость" или "Успехи коллективизации и 5 пятилетки в Хакасской автономии".

Однако стоит отметить выступление марионетки под именем Торосов Владислав Михайлович, который привнес в данный казалось бы уже провальный спектакль элементы реалистичности и интриги, подвергнув критике кадровую политику в РХ, чем сразил публику своей революционной (а если выражаться Правительственным сленгом: "экстремистской") радикальностью. Но данный удачный, в общем, экспромт при ближайшем рассмотрении оказался грубым плагиатом статьи в информационном сообщении Чон Чобi, при чем кукла зачитала слово в слово, не отходя от текста оригинал, чем вызвала у прочитавших сообщение улыбку.

Следует также отметить, что прием использованный постановщиками данной постановки для создания видимости одобрения ее творческой общественностью не может не вызвать справедливого возмущения - зрители, рассаженные в зале на поверку оказались либо членами Правительства, либо представители Совета старейшин родов хакасского народа - т.е. в большинстве своем постановщики этого спектакля и их куклы.

Однако следует признать, что привлечение к участию в данной постановке органов внутренних дел внесло в постановку элементы оригинальности. Особенно в той части, где представители компетентных органов, переодевшись в рабочих, убирали перед театром снег, пристально смотря при этом не на лопаты, а на окружающих (когда благополучно началось представление, то один из постановщиков распорядился " рабочим " сворачивать работы), а также 14 бойцов отряда милиции особого назначения дислоцированных в туалете. Однако было бы более оригинально, если к театру сказок подтянули части регулярной армии.

Особое умиление при просмотре данного представления вызвала концовка спектакля, где 10 съезд хакасского народа единогласно и без обсуждения принял списком руководящий орган под названием "Совет старейшин", средний возраст которых около 65 лет. Особое умиление вызвало то, что среди немощных и трясущихся старейшин - бывших работников партаппарата оказался А.Костяков, обиженный предыдущим Съездом, а также по совместительству единственный член организации "Тун". Это, безусловно, при учете того, что А.Костяков сравнительно молод, по задумке постановщика, должно было продемонстрировать преемственность поколений (А.Костяков, всю жизнь считавшийся молодым минуя стадию среднего возраста, стал старейшиной).

В целом можно сказать, что спектакль не удался. Несмотря на отчаянные попытки в газете "Хакас чирi" представить его как аншлаг, расходившиеся с представления зрители высказывали недоумение, либо проявляли полное безразличие ведя разговоры о своих старческих болячках и спеша на бесплатный обед. Также осталось непонятым, почему в день представления на фасаде театра висел один единственный плакат: "Звезды эстрады на нитях. Зритель".

Что тут еще можно добавить? Люди всю жизнь работавшие во властных и партийных структурах пытаются вернуть себе спецпаек. Когда находишься на т.н. конференциях, то напрашиваются невольные ассоциации с клиникой для душевнобольных. Все действия старейшин ограничиваются лишь декларациями, призывами, имеющие форму приказа, типа: "Всем жить хорошо! Всем садить огурцы!" (насчет огурцов - полнейшая правда). Даже "Хуртуях Тас" старейшины не смогли поставить на исконное место, проект чего, кстати, был разработан членами ХРМОО "Парыс", один из которых, будучи в Москве даже консультировался в Министерстве культуры РФ по этому вопросу (работали с законами, собирали сведения по архивам и библиотекам, проводили работу с общественностью).

Подло украв проект, старейшины заявили о своем авторстве. В традициях хакасского народа почитать старость, но как почитать этих старцев?

Так называемый "10 съезд хакасского народа" не имел законного основания называться Съездом хакасского народа, т.к. не были соблюдены элементарные правовые формальности. В итоге Совет Старейшин (СС) по сути, создал незаконные формирования. Конечно, грустно осознавать, что старшее поколение у нас такое маргинальное в духовно-нравственном плане. Но также надо понимать какой вред они наносят своими действиями нашему народу. Ведь не будь их, то Правительству РХ не на кого было бы ставить в разигрывании очередного лохотрона для народа, и Чон Чобi наверняка выполнил возложенные на него Съездом обязанности в полной мере.

Целью проведения данного мероприятия был раскол хакасского народа. Чон Чобi сознательно занимает после старческого съезда позицию наблюдателя, дабы не дать возможности столкнуть лбами две группы хакасского населения. Время, как мы и предполагали, показало недееспособность насажденного сверху "общественного движения", хотя в распоряжении СС было все: власть с административным ресурсом, деньги, СМИ, вера народа, но они не сделали практически ничего положительного. Более того, внутри СС начались разногласия и раздоры. Таким образом, Совет старейшин повторил путь тех хакасских общественных организаций, которые "сожрали" себя изнутри, что неудивительно, ведь те же сомнительные личности, тот же тип мышления.

Попытки Правительства РХ реанимировать свое нежизнеспособное детище могут оказаться успешными, если будут найдены новые, энергичные "старейшины", что мало вероятно, т.к. хакасский народ не сборище предателей и подлецов.

Согласно уставу хакасского республиканского общественного движения "Съезд (Чыылыг) хакасского народа" пришло время отчитаться исполнительному органу Чон Чобi перед Съездом о проделанной работе. Также узнать позицию хакасского народа по отношению к руководству Чон Чобi. Поэтому 29 ноября 2003 г. проводится очередной Х Съезд хакасского народа. Наверняка Правительство РХ в очередной раз займет позицию активного противодействия. ХРМОО "Парыс" арендовало помещение в ГЦК "Победа", но по личному указанию мэра г. Абакана в предоставлении помещения было отказано. Возможно это его личная позиция по отношению к хакасскому народу.

Теперь о перспективах. Исходя из той ситуации, в которой находится национальное движение в республике, существуют два обозначившихся вероятных направления развития событий.

Первый вариант возможен при условии лидирующей роли Совета старейшин и им подобным в национальном движении. Всевозможные уступки и сдача позиций приведут к тому, что хакасский народ, с реализацией закона о продаже земель сельхозназначения, потеряет все права на исконную землю, а вместе с тем и право на свой образ жизни т.к. он на прямую зависит от вопросов пользования, владения и распоряжения землей. В конечном итоге, в процессе ассимиляции хакасский народ исчезнет как нация, ибо как показывает история, народ который теряет права на свои земли, теряет право на жизнь в рамках единого народа.

Второй вариант возможен при лидирующей роли органа народного самоуправления, который бы отстаивал интересы хакасского народа не путем одних лишь уступок, но и грамотно и умело направлял бы борьбу за свои коллективные политические и экономические права и свободы, в соответствии с нормами международного права. А для решения подобных задач необходимы люди, которые в первую очередь сильны духом, при этом являясь квалифицированными специалистами в области права, экономики и пр. областях. Ясно, что в нынешнем Совете Старейшин подобных личностей просто нет.

Задача Чон Чобi на настоящем этапе, заключалась в том, чтобы определить цели и пути, стратегию и тактику дальнейшего развития национального движения и по возможности запустить механизм борьбы за свои коллективные права и свободы.

Цели и задачи, которые были поставлены на 9 Съезде хакасского народа, носят долговременный и поэтапный характер. Время показало, что методы и способы воздействия на власть, используемые Чон Чобi работают и дают положительные результаты, хотя многое необходимо дорабатывать, либо пересматривать. В настоящий момент важно не терять взятого темпа и довести дело до логического конца.

Член Чон Чобi М.А. Чертыков
sagay13@list.ru

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1069664400


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх