Вымогатели. Как "работает" андижанская милиция 02:06 30.12.2003
ВЫМОГАТЕЛИ
М. Исхаков Правозащитник Общества Прав Человека Узбекистана "Эзгулик" г.Андижан
Про оборотней в милицейских погонах наш народ наслышан. Хотелось, чтобы он узнал еще и о вымогателях в милицейской форме.
Около 15 часов 28 июля 2003 года во двор дома 67 по улице Буса города Ферганы въехала автомашина "Жигули" белого цвета с андижанскими номерами. Из нее в сопровождении троих человек в штатском и одного в милицейской форме с полуторагодовалым сыном Муроджоном на руках вышла жительница одной из квартир этого двора Эргашева Мунаввар, днем раньше вместе с соседями уехавшая в Андижан на "Жахон бозор" за покупками.
Один из приехавших, как позднее выяснилось старший оперативный сотрудник отделения милиции "Жахон бозори" Андижанского городского отдела внутренних дел Равшан Зулунов, сообщил собравшимся во дворе людям, что их соседи арестованы в Андижане за кражу на базаре. Это сообщение было подобно грому среди ясного неба.
А на самом деле случилось следующее. Когда Калодыгул Какалеевна Караталова, Мунаваар Темишевна Эргашева с несовершеннолетними детьми Юлликовой Дильфузой 1990 г.р., Эргашевой Бахорой 1992 г.р. и Эргашевым Муроджоном 2001 года рождения проходили по торговым рядам, Бахорой увидела на одном из прилавков кусок ткани длиной около метра. Он очень понравился ей и девочка, взяв его, побежала за матерью, прося, чтобы она купила его. Но мать, то ли не расслышала просьбу дочери, то ли не обратила на нее внимания. Тогда 12летняя Бахорой просто положила кусок ткани в сумку к матери. Это увидел кто-то из торговцев. Поднялся шум, женщин с детьми задержали и доставили в третье отделение милиции.
Начальник отделения М. Т. Ибрагимов тут же дал команду старшему оперативному сотруднику Р. Зулунову арестовать доставленных в отделение женщин и детей. Р. Зулунов, не имея на то достаточных законных оснований, но как исполнительный подчиненный, заводит доставленных в кабинет начальника отделения и без лишних слов дает им указание выложить на стол все имеющиеся при них вещи. У М. Эргашевой оказалось 8400 сумов, в сумке у К. Караталовой было 30000 сумов, которые легли на стол начальника. Пригласив какуюто женщину, провели личный досмотр доставленных в отделение милиции и обнаружили еще 30 тысяч сумов.
Каких только оскорблений в свой адрес при несовершеннолетних детях не услышали женщины. Но и этого сотрудникам милиции показалось мало: Р. Зулунов решил "повесить" на Караталову К., Эргашеву М. и находившихся с ними несовершеннолетних: Эргашеву Б., Юлликову Д. и Эргашева М., нераскрытую ими кражу. Для того, чтобы выбить из женщин признание, он пригласил на помощь Ф. Муллабоева и Х. Д. Хакимова. Гдето в 18.30 "доблестные" сотрудники милиции стали истязать женщин. Добиваясь от них признания, они сначала избили К. Караталову, потом М. Эргашеву. Видя, что, несмотря ни на что, женщины не желают брать на себя чужую вину, работники милиции взялись за обработку несовершеннолетней Д. Юлликовой. Началась она с того, что расстегнув джинсы, в которых был ребенок, милиционеры стали разглядывать ее половые органы, сказали, что "отвезут ее купаться в сауну". Потом очередь дошла и до другой девочки - Б. Эргашевой. При этом сотрудники милиции, которым эти девочки годились в дочери, не постыдились и к ним применить свою "мужскую" силу. О том, что в результате подобного обхождения женщины и девочки получили телесные повреждения, свидетельствуют заключения областной судебно-медицинской экспертизы.
Видя, что силой добиться от женщин признания в несовершенном ими преступлении они не добьются, милиционеры решили пойти другим путем. Прямо в кабинете начальника 3го отделения милиции, повалив на пол, К. Караталовой, которую за руки и ноги удерживали Х.Д. Хасанов и Ф. Муллабаев, Р. А. Зулунов зачитал показания о признании вины в совершении кражи, которые, якобы, написали К. Караталова, М.Т. Эргашева и несовершеннолетние Д. Юликова и Б. Эргашева, и заставил подписать их. После чего всех их отправили за решетку.
Тем самым Р.А. Зулунов умышленно совершил преступления, предусмотренные статьями 205 часть 2 пункт "в", 206 часть 2 пункт "в", статьей 234 часть 2 и статьей 235 часть 2.
Теперь от таких трудов можно было бы и отдохнуть, снять стресс, успокоить нервы, взвинченные этой "трудной, неблагодарной и опасной" милицейской работой. Приняв спиртное эти, с позволения сказать милиционеры, призванные оберегать покой граждан независимого Узбекистана, забыли о своем служебном долге и обязанностях. Р. Зулунову вместе с Х. Хасановым захотелось… женщину. Около 22 часов они вывели из-за решетки М.Эргашеву и привели ее в кабинет УР и …. Там, применив силу, Р. Зулунов сказал беззащитной женщине, что она сейчас выйдет с Х. Хасановым, сделает все, что он скажет и поручил ее своему сообщнику. Тот вывел женщину на "Жахон бозор", где в одном из торговых рядов, применив силу, насильно сорвав с нее платье, шаровары и трусы, один раз вступил с ней в половую связь. После этого женщину вновь вернули за решетку.
Теперь преступления, совершенные Р. Зулуновым, квалифицируются еще и по статьям 118 часть 2 пункт "в", 206 часть 2 пункт "в" и 234 часть 2.
Не случайно в народе говорят, что аппетит приходит во время еды. Помимо физического удовлетворения было решено получить и материальное. Теперь из насильников сотрудники милиции превратились в вымогателей. Вместе с М. Т. Ибрагимовым, Ф. Муллабаевым, Б. С. Умаровым, Е. Солиевым и Х. Д. Хасановым Р. Зулунов, злоупотребляя своим служебным положением стали требовать от Караталовой К. и Эргашевой М. деньги в размере 200 тысяч сумов. Те сказали, что с собой у них таких денег нет, но их можно взять дома, в Фергане.
"Что же, в Фергане так в Фергане", решили милиционеры, а поскольку на дворе была ночь, решили отложить это дело до утра, незаконно продолжая удерживать женщин и детей за железной решеткой.
Эти действия Р. Зулунова квалифицируются по статье 206 часть 2 пункт "в" и статье 25210 часть 2 пункт "г".
На следующее утро, решив довести до конца свой преступный замысел, забыв о своих должностных обязанностях и полномочиях, Р. А. Зулунов вместе с сотрудниками милиции Ф. Муллабаевым, О. Курбановым и Х. Хасановым усадили в машину ВАЗ2101 госномер 17в3044 М. Эргашеву и ее несовершеннолетнего сына М.Эргашева поехали в Фергану. Здесь они в присутствии соседей сообщили мужьям К. Катарталовой и М. Эргашевой, что их жены были задержаны за кражу. Они также сказали, что дело это можно "спустить на тормозах", не передавать его в следственные органы и не возбуждать уголовного дела. Но за это, разумеется, нужно будет отблагодарить. Был назван и размер благодарности - 200.000 сумов. Делать нечего. Зубарали Юлликов (муж К. Каараталовой) пошел домой и вытащил припасенные на черный день 100.000 сумов. Муж М. Эргашевой Маъмыр Эргашев принес 40.000 сумов. В итоге набралось 140.000 сумов. Когда они сказали Р. Зулунову о том, что это все их сбережения, он сказал, что недостающую сумму они согласны взять натурой. Вместо недостающих 60 тысяч сумов взяли ковер "Мадонна", что висел в квартире Эргашевых и уехали, пообещав отпустить задержанных женщин и детей. Не дождавшись их возвращения 29 июля Зубарали Юликов вместе с председателем домкома Кароматхон Ахмедовой приехали в Андижан, узнать, почему милиционеры не сдержали свое слово и не отпустили задержанных. "Принеси еще полтора миллиона сумов и мы их отпустим. Не принесешь - сидеть им в тюрьме", услышал он в ответ. Денег таких у З. Юлликова не было, и он стал настоятельно требовать у Р. Зулунова, чтобы немедленно освободили жену и детей. Услышав это, подошел М Ибрагимов, который не только припугнул З. Юлликова тем, что посадят его, но и всячески обозвал его.
Все эти долгие препирательства закончились тем, что сотрудники милиции все же "смилостивились" и решили отпустить задержаных, но с одним условием: завтра утором 1.500.000 сумов должны быть привезены. К. Ахмедова заверила, что так и сделает. Напомнив, что деньги должны быть привезены к 8.00 часам 30 июля. Забрав задержанных они вернулись в Фергану, попытались найти нужную сумму, но не смогли этого сделать и обратились в прокуратуру города Андижана с соответствующим заявлением.
Начальник отделения Ибрагимов Мухаммад несколько раз встретился с Юлликовым Зубаром и просил, чтобы тот не жаловался на милиционеров, взамен предложил отдать ему 500.000 сумов в качестве компенсации. Юлликов Зубар "проявил" милость и простил его.
Общеизвестно, что это типичная ситуация в практике некоторых недобросовестных и непорядочных сотрудников правоохранительных органов Узбекистана. Действительно, согласно законодательству, это право потерпевшего жаловаться на нарушение его прав или нет. Однако, согласно уголовно-процессуальному законодательству Республики Узбекистан при обнаружении фактов правонарушения правоохранительные органы обязаны провести расследование и привлечь виновных к наказанию. В вышеописанном случае, чтобы добиться признания в несовершенных преступлениях и заполучить деньги, сотрудники милиции применили в отношении задержанных пытки.
Общество "Эзгулик" призывает уполномоченные государственные органы Республики Узбекистан провести расследование по этому делу и привлечь виновных к наказанию.
На фото. Сотрудник 3-го отделения ГОВД г. Андижана и незаконно задержанные жертвы милицейского произвола.
|