"News Central Asia" - Туркменистан - год спустя несостоявшегося переворота 00:51 08.01.2004
В унисон ранее поднятой Вами темы в отношении Л. Комаровского направляю для возможной публикации перевод редакционной статьи, опубликованной на англоязычном сайте "News Central Asia", пакистанского журналиста Тарика Саеди (http://www.newscentralasia.com/modules.php?name=News&file=article&sid=365)
Гульнара Байрамова, Email - gulnar60@mail.ru
***
Туркменистан - год спустя несостоявшегося переворота
Тарик САЕДИ
Прошел год как в Ашхабаде была предпринята попытка государственного переворота с целью отстранения от власти президента Сапармурата Ниязова. С тех пор, события того дня покрылись горой пыли, запущенной заинтересованными в этом лицами. Спустя год снова всплыл вопрос о том, имело ли в действительности место попытка госпереворота или это было плодом чьего-то воображения.
Чтобы выяснить правду, давайте отбросим в сторону всю информацию, поданную туркменскими СМИ. Давайте также откажемся от любой информации из источников, которые можно было бы назвать лояльными по отношению к туркменскому правительству.
Чтобы найти истину, мы должны обратиться к источникам, которые представляются открыто враждебными к правительству и президенту Туркменистану.
Мы можем предположить, что интернет-сайты, поддерживаемые различными фракциями туркменской оппозиции говорят "приемлемую правду". Мы можем также предположить, что известная американская газета говорит правду.
Мы можем определенно предположить, что любой, кто был арестован в связи с этим заговором будет также говорить правду.
Один из таких людей - Леонид Комаровский. Леонид Комаровский, бывший журналист российского телевидения и в настоящее время американский гражданин, человек, который не стал бы высказываться добрыми словами о туркменском правительстве.
Когда туркменские власти начали аресты подозреваемых после полудня 25 ноября 2002 года, Комаровский был одним из тех, кто был взят под арест. В то время он находился в Туркменистане в гостях у местного бизнесмена и своего старого друга Гуванча Джумаева.
Давайте вспомним то, что рассказал Комаровский по возвращении в США после 102-дневного пребывания под стражей.
Марселла Бомбардири в своей статье в газете "Бостон Глоб", перепечатанной веб-сайтом туркменской оппозиции "Гундогар" 7 июля 2003 года, говорит:
"Согласно его (Комаровского) версии группа людей, включая Джумаева, планировала провести мирную демонстрацию. Как он разъяснил, 25 ноября около 50 безоружных людей вышли с транспарантами на улицу, по которой проехал кортеж президента Ниязова. Другие демонстраторы собрались у телестанции и у здания парламента, где находился и Комаровский".
В статье далее говорится: "Российский иммигрант рассказал, что он принял участие в демонстрации в какой-то мере из-за симпатии к своим друзьям и в какой-то мере из-за журналистского интереса".
Таким образом, если верить словам Комаровского и тому, что пишет американская газета, то инцидент действительно имел место. Однако, если это была просто мирная демонстрация, то возникает вопрос - почему около здания парламента и телестанции в ожидании чего-то стояли группы людей? В интервью российской газете "Известия", размещенном на туркменском оппозиционном сайте "Ватан" 11 мая 2003 года, Комаровский сам отвечает на этот вопрос:
"До этого были разговоры о предстоящем мероприятии, о том, что люди собирались организовать демонстрацию перед зданием Меджлиса (парламента) и попытаются войти в парламент и поговорить с депутатами. Говорилось также о том, что они приведут сюда президента Туркменистана Сапармурата Ниязова для того чтобы обсудить дальнейшие меры по демократизации страны".
Таким образом выясняется, что это все-таки не было простой мирной демонстрацией. Идея, как ее выразил Комаровский, состояла в том, чтобы "привезти" президента Ниязова к зданию парламента.
Как видно из рассказов Комаровского, группа людей в действительности находилась на улице и должна была попытаться "привезти" президента Ниязова в парламент, чтобы "обсудить дальнейшие меры по демократизации страны".
Как не случайно, откровения Комаровского полностью соответствуют официальной версии инцидента. Туркменское власти также утверждали все время, что заговорщики были разделены на три группы: одна группа была готова преградить путь президентскому кортежу, другая группа расположилась около здания парламента (чтобы обеспечить при поддержке спикера парламента быстрое принятие парламентом решения о назначении нового правительства) и третья группа находилась возле телестанции (чтобы объявить о смене власти).
Ссылаясь на показания Комаровского, можно утверждать, что попытка государственного переворота действительно имела место, хотя он настаивает, что это была невооруженная попытка.
Если это была мирная акция, то единственным объяснением тому могло быть то, что заговорщики каким-то странным способом и без применения оружия собирались остановить президентский кортеж, пересилить вооруженную охрану и захватить президента и привезти его на автомобиле к парламенту; они также каким-то образом собирались пройти через вооруженную охрану телестанции и войти в студию, для чтобы объявить о смене правительства, и все это должно было быть проделано голыми руками.
Кроме того, если бы это была простая мирная демонстрация, не было бы никакой необходимости в присутствии Бориса Шихмурадова, который незаконно пересек границу и прибыл в Туркменистан за несколько дней до событий.
Давайте снова проигнорируем любые другие источники и обратимся за подробностями к Комаровскому.
В интервью "Известиям" Комаровский сказал: "Он (Шихмурадов) пересек границу через пустыню в районе узбекского города Таллимарджан недалеко от областного центра Карши . Если быть более точным, он пересек границу на мотоцикле "Урал" в ночь с 23 на 24 ноября. После событий 25 ноября он скрывался в течение двух дней на квартире своего друга в районе старого аэропорта, а затем до 14 декабря он скрывался в узбекском посольстве".
Таким образом, Комаровский подтвердил официальную версию событий 25 ноября о попытке госпереворота за исключением одной детали: использования огнестрельного оружия.
По информации наших собственных источников, мы пришли к выводу о том, что инцидент действительно имел место и на месте происшествия была большая стрельба. Фактически стрельба велась на такой большой территории, что правоохранительным органам потребовалось более 7 часов для сбора всех пустых гильз на месте инцидента. Сотрудники органов безопасности были замечены ищущими на месте событий пустые гильзы до сумерков.
Полицейский, который стоял в районе автодемонстрационного зала, где произошел инцидент, рассказал, что приблизительно 8 или 10 человек стреляли с одной стороны проспекта "Туркменбаши", а 2 или 3 человека стреляли впереди президентского кортежа, который они сумели блокировать с помощью грузового автомобиля "Камаз".
Старая женщина, которая живет в доме недалеко от места происшествия, рассказала, что она выбежала на балкон, когда услышала сильный грохот. Она увидела как несколько людей стоя, а некоторые присев на колени, стреляли в направлении автомобилей, путь которым был перегорожен грузовиком.
Лейтенант, контролировавший дорожное движение, получил три огнестрельных ранения, когда он попытался помешать водителю грузовика, который блокировал дорогу. Офицер, получивший серьезное ранение, позже был награжден медалью за храбрость. Он рассказал, что получил ранения в результате выстрелов с двух различных направлений, но несмотря на это все еще старался изо всех сил войти в кабину грузовика, пока водитель не запаниковал.
Во время инцидента ранения получили также и несколько других сотрудников безопасности. Прохожие, у которых мы позже взяли интервью сказали, что они видели лужи крови в различных местах и ,по крайней мере, один человек был вывезен на носилках на машине скорой медицинской помощи.
перевела Гульнара БАЙРАМОВА историк, Туркменистан
|