1% вместо 4,5%. Реформы в Узбекистане идут слишком медленно 19:01 08.01.2004
Алишер ДЖУРАЕВ
По прогнозам Всемирного банка (ВБ) и МВФ, в случае медленных структурных реформ реальный экономический рост Узбекистана в 2003 году окажется менее 1% вместо оптимистичных официальных цифр роста в 4,5%. Об этом заявил новый представитель ВБ Мартин Райзер при встрече с журналистами.
Он отметил, что международные финансовые институты ведут политический диалог с правительством Узбекистана с целью содействия структурным реформам в экономике. В частности, банком предусматривается предоставление на 2002-2004 годы до $150 миллионов кредитов.
Прежний представитель ВБ Дэвид Пирс, который также присутствовал на пресс-конференции, заявил, что решение правительства по введению конвертируемости валюты является "позитивным шагом вперед". В тоже время он добавил, что из-за сохраняющихся ограничений в денежном обращении и в торговле заявленные меры пока выглядят формальными. Недавно узбекское правительство заявило о снятии с 15 октября 2003 года последних валютных ограничений, введенных еще в 1996 году, и присоединению к восьмой статье Устава МВФ, предполагающей принятие обязательств по введению конвертируемости национальной валюты по текущим операциям платежного баланса.
В свою очередь Всемирный банк намерен вести мониторинг действий республики по либерализации валютного рынка, где долгое время отсутствие конвертируемости являлось основным препятствием в привлечении иностранных инвестиций и развитии бизнеса в этом государстве. Однако, несмотря на отмену валютных ограничений, внедрение системы таможенного мониторинга взамен запретительной процедуры регистрации импортных контрактов, а также обуздание инфляции за счет ужесточения кредитно-денежной политики, Узбекистан пока лишь формально соответствует заявленным целям полноценной либерализации валютного рынка. Д.Пирс считает, что правительству удалось достичь унификации обменных курсов и соответствовать требованиям МВФ по обменным операциям во многом за счет искусственного сдерживания доступа к наличной местной валюте - суму - через банки и сохраняющихся ограничений во внешней торговле из-за закрытых границ с соседними странами и высоких таможенных пошлин.
Между тем, механизм конвертируемости валюты должен служить, как заявил Д.Пирс, просто инструментом в продвижении более всеобъемлющей либерализации, в частности, сельского хозяйства, финансового сектора и приватизации. При этом бывший представитель стал скрывать своего разочарования результатами разгосударствления и трансформаций в аграрной сфере, где Всемирный банк работал с правительством Узбекистана по ряду проектов. Несмотря на коммерциализацию сельхозпредприятий, повышение закупочных цен на зерно и хлопок, государство продолжает сохранять контроль за реализацией продукции и ограничения на доступ в этот сектор частных предпринимателей и иностранных инвесторов.
|