Еще одна жертва беззакония. Кто убил Яну Орлову из Гулистана (Узбекистан) 01:42 09.01.2004
Еще одна жертва беззакония
Константин СТЕПАНОВ , правозащитник ОПЧУ
Узбекский уголовно-процессуальный кодекс не обеспечивает должной защиты задержанных от недозволенного обращения, а существующие нормы часто нарушаются работниками правоохранительных органов. Законность задержания не подлежит судебному контролю, и жертвы нередкой практики подбрасывания улик милицией оказываются лишенными механизмов защиты. Обычным делом является содержание в условиях полной изоляции, - когда задержанным отказывают в доступе к адвокату и контактах с родственниками. Пострадавшим от пыток систематически, за редким исключениями, отказывают в праве на судебно-медицинскую экспертизу, которая могла бы зафиксировать полученные ими травмы. Суды и другие государственные ведомства, обязанные осуществлять надзор за следствием и правосудием, не принимают никаких мер к исправлению действующего законодательства, кроме этого используют ситуацию с максимальной для себя выгодой.
Санджар Салимов житель города Гулистана, желая помочь своим престарелым родителям и материально обеспечить себе жизнь, долгое время работал за границей. После возвращения Санжар познакомился с Яной Орловой. Молодые люди стали часто общаться, отношения сложились теплые и довольно серьезные. Яна пригласила Санжара домой и познакомила его матерью, Любовью Орловой. По словам Л.Орловой: - "Санжар стал членом их семьи и готовились к свадьбе".
Но помешала женитьбе смерть Яны. Труп девушки был обнаружен у нее на квартире 11 декабря 2002 года примерно в девять часов утра с признаками удушения. Яна Орлова была удушена веревкой, на которой имеются следы пота и по группе крови принадлежат Фазлитдину Мавлянову, как это в последствии установлено судебно-медицинской экспертизой. К сведению, Мавлянов водитель управляющего одного из крупнейших банков Сырдарьинской области.
Смерть Яны послужило основанием для возбуждения уголовного дела в отношении неизвестных лиц и поручено для расследования старшему следователю прокуратуры города Гулистана Иллариону Ким.
Утром этого же дня был арестован Санжар Салимов. Его забрали сотрудники ГОВД города Гулистана, Ш.Бекмирзаев- заместитель начальника ГОВД и Ш.Шодманкулов -начальник уголовного розыска. Арест это первый шаг к "раскрытию дела". Дальше было организовано заявление от Раисы Садиковой, объяснение от Татьяны Ломакиной и административный протокол от оперуполномоченного ГОВД города Гулистана Эркина Каюмова. Якобы Санжар Салимов 10 декабря оскорбил Садыкову без каких-либо причин нецензурной бранью. Это административное дело было рассмотрено в Гулистанском городском суде по уголовным делам судьей Н.Каршибаевым. Заочным решением суда Салимову назначена мера наказания в виде 15 суток административного ареста.
Позднее на суде, Садыкова и Ломакина заявили, что они ничего в отношении Санжара не имеют. Даже оперуполномоченный ГОВД города Гулистана Эркин Каюмов пояснил, что административный протокол в отношении Салимова не составлялся.
28 декабря было сфальсифицировано второе административное дело. Председатель Сырдарьинского суда по уголовным делам М.Мелиев вынес решение в отношении Санжара Салимова административный арест на 10 суток. Начиная с 11 декабря, Санжар содержался в ИВС Гулистанского РОВД (об этом нигде не зафиксировано), как он мог оказаться в Сырдарьинском районе и оскорблять некую Зорбию Каюмову. Кроме этого свидетель по делу Хайрулло Бобомурадов на суде заявил, что с Санжаром Салимовым не знаком и никакого объяснения не писал…
А дело об убийстве Яны Орловой так и висело не раскрытым.
С целью выбивания явки с повинной над Салимовым всячески издевались с 11 декабря по 19 марта. За это время его избивали, применяли пытки, в 20 градусный мороз держали на снегу в голом виде, сутками не давали пищи. Санжар получил телесные, душевные повреждения и заболел туберкулезом. В настоящее время его состояние с каждым днем ухудшается.
Согласно постановления старшего следователя прокуратуры города Гулистана Иллариона Ким, дважды в квартире Санжара Салимова был организован и произведен обыск. Первый раз 11 декабря 2002 года, второй 29 января 2003года. Читаем заключение комплексной экспертизы: - "отрезок шнура, изъятый из дома подозреваемого С.Салимова, не имеет общей родовой принадлежности с отрезком шнура изъятого с места происшествия, следовательно, сравниваемые отрезки шнуров не составляли ранее единого целого".
Был и третий раз, 6 января 2003 года, организован и проведен обыск со стороны следователя ГОВД г.Гулистана со стороны майора милиции А.Ахмедова в составе 15 единиц работников милиции разного ранга без предъявления постановления на обыск. Они рассыпались про всей квартире и проследить их действия родственникам не представилось возможным. Сам следователь Ахмедов спросил, где спал Салимов, подойдя к дивану, вытащил из него спичечный коробок. Якобы коробок лежал в диване и ждал, когда Ахмедов придет с обыском. Майор показал присутствующим содержимое коробка и сказал: - "героин". В другой комнате этот же Ахмедов рядом с цветочным горшком поднимает пачку из-под сигарет и внутри опять же героин. Родители, чувствуя не ладное и опасались за дальнейшую ситуации, старались не пускать в дом чужих людей. Кроме этого до обыска и в канун Нового года была проведена генеральная уборка. По логике вещей в доме должен быть порядок и естественно родители не могли заметить этот коробок и сигаретную пачку. Тем более, что в доме никто не курит. В нарушении всех требований норм УПК и постановлений Пленума Верховного Суда "Об изъятии и упаковке по делам связанным с наркотическими веществами" в этот день был составлен протокол об изъятии обнаруженных вещей. Следователь в протоколе прямо указывает, что им обнаружены наркотические вещества - героин весом 0.6 граммов. Это же в последствии подтверждает эксперт УВД Сырдарьинской области. Ахмедов с точностью аптекаря на глаз определяет вес и название обнаруженного вещества. Даже специалист без лабораторных исследований не в состоянии установить название вещества, а тем более вес. Откуда такая точность?
Для чего был нужен этот обыск? Это было нужно для того, чтобы оказать давление на подозреваемого Салимова и его родственников. Это было нужно для того, чтобы показать работу милиции г.Гулистана и для повышения в должности Шовката Бекмирзаева- заместителя начальника Гулистанского ГОВД, теперь уже начальника милиции г.Янгиер.
Ахмедов после обнаружения наркотических веществ, по этому факту уголовного дела не возбуждает. Но по этому факту все-таки арест произвел с санкции прокурора. По устному запросу прокурор г.Гулистана Т. Сагатов запрашивает данное дело и передает к производству следователю И. Ким. Ким ведет дело по факту убийства Яны Орловой. До этого у прокуратуры не было оснований предъявить Салимову обвинения в убийстве, а теперь, когда он арестован, в их руках, теперь дело времени и техники. Сработал механизм выбивания признаний. Последнее, на чем сыграли работники правоохранительных органов, знатоки человеческой психологии, они угрожали Санжару подбросить героин родственникам.
Подозреваемого вынудили подписать явку с повинной. Начиная с декабря 11 декабря до 28 декабря 2002 года содержался незаконно по статье 183 Кодекса об административных правонарушениях Республики Узбекистан, по делу сфабрикованному со стороны работников милиции г.Гулистана и Сырдарьинского района. По этому делу активное участие принимал все тот же Шовкат Бекмирзаев .
В настоящее время решение председателя суда по уголовным делам Сырдарьинского района по факту назначения 10 суток ареста Санжару Салимову признано незаконным и дело прекращено из-за не совершения мелкого хулиганства.
17 декабря 2003 года по указанию начальника ГСУ МВД РУз. полковника милиции А.Шарафутдинова было изучено дело, был дан ответ - проведено служебное расследование и вынесено решение о прекращении уголовного дела в отношении Салимова. Справедливость восторжествовала, но до сих пор копию этого постановления придерживает начальник следственного отдела Гулистанского ГОВД подполковник милиции Искандар Эшанкулов. Факт обнаружения наркотических веществ в квартире Салимова не был подтвержден, не было состава преступления со стороны Салимова. Дело было прекращено по статье 83 пункт 2 УК Р.Уз. по реабилитирующим основаниям. В настоящее время по факту убийства сфабрикованного в отношении Салимова подана жалоба в надзорном порядке председателю областного суда по уголовным делам.
Судья Э.Г. Худжакулов, видя правонарушения и не состыковки по данному делу, выносит определение по ходатайству адвоката о проведении дополнительного расследования. После определения суда Давронов- прокурор Гулистанского района, который никакого отношения к делу ни имеет ни по территориальности, и обвинительное заключение с его стороны не было утверждено, выносит протест на предмет вынесения определения. Прокурор тормозит объективное рассмотрение дела и проявляет прямую заинтересованность. Санкцию на арест Салимова давал прокурор г.Гулистан Сагатов, обвинительное заключение тоже он, и по нынешнему занимаемому посту Сагатов является прямым начальником над Давроновым. А кто же может пойти против первого заместителя прокурора Сырдарьинской области? Являясь организатором группы по надуманным делам, чтобы показать работу прокуратуры и оправдать возложенные на них обязанности. Сагатов преследовал цель повышения себя в должности. А как это сделать? Надо расследовать громкое дело. Вот они его и придумали это дело. Кто-то получает повышение по работе, кто-то премии, а за это горькой монетой расплачиваются простые беспомощные граждане.
Вот только непонятно почему же районный суд по уголовным делам Мирзоабадского района во главе с председателем А.Ахматкуловым не нашел нужным рассмотреть данное дело по существу, а несмотря на грубейшие нарушения вынес решение по ст.97 , ч.I и с. 169 п. А, ч.2 выносит приговор "лишение свободы CРOKOM на 12 лет". Данный приговор не имеет под собой никаких оснований, но не смотря на это апелляционная коллегия оставляет данный приговор в силе. Все тот же Сагатов стоит в истоках этой истории и даже кабинет, где он сидит находится в пяти метрах от здания областного суда…
Историй подобных этой имеют место в нашей Республике. Т.Сагатов, Ш.Бекмирзаев, Ш. Шодманкулов, И. Ким, А.Ахмедов, И.Ишанкулов, А.Ахматкулов и Н.Каршибаев бросают тень на объективных и честных работников правоохранительных органов нашей страны. Им в противовес выступил председатель суда по уголовным делам Гулистанского района Сырдарьинской области Ходжакулов Э., но он был один в неравной борьбе, и проиграл, были неравные силы.
Получено из комитета социального мониторинга
|