Душанбе призывает Ташкент открыть воздушные ворота 21:00 13.01.2004
Два года назад президент Узбекистана И. Каримов пообещал возобновить авиасообщение между Ташкентом и Душанбе, однако данный вопрос до сих пор остается открытым. По мнению экспертов, этот факт, как и продолжающийся процесс транспортной изоляции Таджикистана со стороны Узбекистана, свидетельствует о сохранении напряженности между двумя этими государствами.
5 октября 2002 года, президент Каримов, по итогам саммита организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество", отвечая в Душанбе на вопросы журналистов, заявил "что уже в начале нового, 2003 года регулярные авиарейсы между Ташкентом и Душанбе будут возобновлены". Однако это обещание выполнено так и не было, и воздушные ворота Узбекистана по-прежнему остаются закрытыми для таджикских лайнеров.
Закрытой для автомобильного сообщения остается и граница, которая фактически захлопнулась после введения Узбекистаном визового режима. Попытки официального Душанбе наладить сотрудничество с соседней республикой в области транспортных коммуникаций остаются безуспешными.
29 декабря прошлого года в Ташкенте находилась правительственная делегация из Таджикистана, во главе с премьер-министром Акилом Акиловым. Как сообщает узбекское агентство УзА, по итогам межправительственных переговоров были подписаны соглашения о взаиморасчетах за транспортировку грузов, поставки узбекского природного газа, топлива в Таджикистан и государственном долге в 2004 году.
В тоже время, эксперты отмечают, что результаты этой встречи не могут до конца удовлетворить таджикскую сторону, так как ей не удалось решить старый и наболевший вопрос – прервать негласную транспортную блокаду со стороны Узбекистана, и в частности, добиться возобновления прямого авиасообщения между двумя странами. Также, в ходе визита министр иностранных дел РТ Талбак Назаров заявил корреспонденту ИТАР-ТАСС в Ташкенте, что в ходе переговоров будет обсуждаться и вопрос отмены визового режима между двумя странами. Но, судя по результатам переговоров, решения по этому важному вопросу достигнуто не было.
Ранее, 11-12 ноября, в Ташкенте также состоялась Министерская конференция по региональному экономическому сотрудничеству в Центральной Азии, которая проходила под эгидой Азиатского банка развития. На встрече в числе других обсуждался вопрос устранения искусственных препятствий в транспортной и энергетической сферах, однако, по мнению экспертов, стороны ни к какому конкретному решению не пришли.
"В ходе последних таджикско-узбекских переговоров в Ташкенте, по вопросам возобновления сотрудничества в использовании транспортных коммуникаций никаких существенных решений принято не было, хотя они стояли на повестке встречи", - говорит Турсун Кабиров, независимый политолог. По его мнению, эта неудача во многом объясняется современным состоянием отношений между республиками. За последние годы экономические интересы РУ принесены в жертву политическим интересам ее руководства. Транспортная отрасль Таджикистана – одна из таких жертв.
По оценкам наблюдателей, в последние десять лет страна фактически находится в блокаде со стороны Узбекистана, с которым у него общая граница протяженностью 1283 км. На сегодня полностью отсутствуют авиарейсы и автобусное сообщение, значительно затруднен проезд через узбекско-таджикскую границу частных автомашин из Таджикистана, как и движение таджикских поездов по единственному пути, соединяющему Душанбе со странами Центральной Азии и Россией.
Данный фактор негативно сказывается на развитии Таджикистана, экономика которого во многом зависима от внешних поставок, в частности зерна, продуктов, горюче-смазочных и строительных материалов, различного оборудования и т.д. "Сложности с транспортным сообщением между РТ и Узбекистаном являются одной из причин торможения социально-экономического роста Таджикистана, - заявил IWPR Рустам Собиров, независимый экономист. – Любая задержка груза на узбекской границе сказывается на работе того или иного предприятия, или целой группы потребителей".
Эксперт приводит в качестве примера случаи, когда задержки поставок бензина приводили к росту цен на этот вид топлива и соответственно к транспортному кризису в Таджикистане. Один из недавних примеров - задержка узбекскими властями в середине прошлого года крупной партии глинозема, шедшей транзитом через Узбекистан на Таджикский алюминиевый завод. Тогда из-за этого инцидента, завод, деятельность которого составляет львиную долю доходов страны, чуть не оказался на грани аварии и остановки.
Большое недовольство транспортная блокада вызывает и у населения двух стран. В приграничных районах здесь проживают большие диаспоры, которые имеют тесные родственные связи на сопредельной стороне. Отсутствие прямого транспортного сообщения, действие визового режима, сильно осложняет возможность контакта между ними.
"У меня в Ташкенте живет сын с семьей, - говорит Рахмон Хакимов, житель Душанбе. – Я очень скучаю по ним, но не могу навещать их более чем один раз в год, так как до них очень сложно добираться. Прямого авиарейса с Ташкентом у нас нет и мне приходиться сначала лететь в Бишкек, а уже потом оттуда к сыну. Это изнурительно и дорого".
Другой житель столицы, Негмат Факиров недоумевает: "В 2000 году после визита в Душанбе президента Ислама Каримова был подписан "Договор между Таджикистаном и Узбекистаном о вечной дружбе". Но какой же это друг, если он закрывает перед тобой свои двери?".
Эксперты считают, что отсутствие авиасообщения между двумя столицами приводит к потере потенциальных доходов со стороны Узбекистана.
"Отсутствие авиарейсов из Душанбе отрицательно влияет и на Узбекистан, так как в противном случае его казна могла бы пополнится твердой валютой за счет таджикских транзитных пассажиров, вылетающих международными рейсами из Ташкентского аэропорта, - заявил IWPR профессор Сироджиддин Комилов, директор Центра стратегических исследований при президенте РТ. По его словам, сегодня таджикистанцы тратят сотни тысяч долларов на билеты, приобретаемые в авиа кассах Алматы и Москвы, в то время как Ташкент расположен значительно ближе, имея при этом выходы практически во все страны мира.
По данным UzReport.com, на сегодняшний день самолеты национальной авиакомпании летают в более чем 20 стран мира. В конце декабря "Боинг" компании "Узбекистон хаво йуллари" совершил рейс во вьетнамский город Хошимин, который стал еще одним в азиатском направлении наряду с рейсами в Китай, Малайзию, Таиланд и Японию.
В свою очередь, в советское время, между Узбекистаном и Таджикистаном осуществлялись несколько авиарейсов, в том числе два ежедневных рейса Душанбе-Ташкент, десять рейсов Душанбе-Самарканд, раз в неделю в Бухару, Наманган, Фергану, Коканд и др. По заявлениям узбекских политиков, авиасообщение с Таджикистаном было прекращено в период гражданской войны, с целью "предотвращения повторения "таджикского сценария" в Узбекистане". В тоже время, по данным специалистов, в этот же период таджикские самолеты продолжали совершать полеты в Москву, Алматы, Бишкек.
По мнению наблюдателей, перспективы возобновления авиарейса Душанбе-Ташкент призрачны по причине сохранения напряженности во взаимоотношениях между двумя странами. "Обычно становление независимых государств сопровождает некая напряженная обстановка, не всегда отвечающая развитию отношений между соседними государствами. Но это носит временный характер и постепенно проходит", - говорит Рашид Гани, независимый политолог.
Существуют более радикальные мнения. Так один журналист, пожелавший остаться неназванным, заявил IWPR, что "это объясняется особенностями развития соседней страны, которая ставит мины на границах, осуществляет транспортную блокаду". "При этом у Узбекистана не существует безоблачных отношений ни с кем из соседей по региону, он создает фактор напряженности там, где его нет", - считает он.
Отчасти его слова подтверждаются результатами исследования по проблемам межгосударственных отношений в Центральной Азии, проведенного в 2002 году казахстанским Агентством политических исследований (APR). "Данный регион наполнен определенными сложностями, - говорится в этом исследовании. - Весь узел имеющихся проблем межгосударственных отношений в той или иной мере связан с влиянием лидеров ЦАР, в особенности Узбекистана. В отношениях государств региона с Узбекистаном зафиксирована самая высокая степень остроты противоречий".
"Трудно будет вот так взять и стать хорошими соседями, - сказал IWPR один таджикский правительственный чиновник, пожелавший остаться неназванным. - Узбекистан отказывается разминировать границу, в результате чего продолжают гибнуть мирные таджикистанцы, а нашим автомобилям по-прежнему фактически запрещено въезжать на узбекскую территорию. Определенные соглашения по этому вопросу имеются, но, к сожалению, они не выполняются".
Между тем "минная война" продолжается. В декабре прошлого года в Исфаринском районе был зафиксирован очередной случай подрыва мирных жителей, тогда погибли два гражданина Таджикистана. Всего с августа 2000 года по настоящее время на минах, установленных узбекскими военными на таджикско-узбекской границе, с обеих сторон погибло порядка 100 человек.
Зафар Абдуллаев, Мухаммаджон Тоштемиров, Таджикистан
|