КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 23.01.2004
22:38  Медицинская реформа в Узбекистане
21:03  Во что обходятся США военные базы
16:15  "Gulf News" - Арабам не следует держать все яйца в одной американской корзине
15:31  А.Таксанов - Пластик вместо денег
12:09  Узбекская официальная газета "Народное слово" взялась разоблачать бюрократов
12:06  В Джалалабаде сокращается бедность. Уже на 8%
12:03  Сеть бизнес-инкубаторов программы ПРООН все гуще покрывает Узбекистан

11:54  Богатеем? Стремительно дорожает жилье в городах Казахстана
11:51  В Алматы освобождена 2-летняя девочка, взятая 5 января в заложницы в Бишкеке
11:50  Виктор Крымзалов - Ташкентская авиакатастрофа: очередное вранье?
11:32  30 дней до потопа. Спасти Шардаринское водохранилище можно только затопив Кзылорду!
11:29  Узбекские певицы Мунаджат Йулчиева и Севара Назархан номинированы на "Премию публики" Би-би-си
11:27  Вышел сборник "Казахстан: 50 лет начала освоения целинных и залежных земель"
10:29  А.Гали - Казахизация, как этносоциальная мобилизация для создания постэтнического Казахстана
10:11  11-летняя украинка родила от мигранта из ЦентрАзии. Счастливый отец... сбежал
10:06  "Россiя" - Нефтяной блеф Азербайджана. Что потечет по... пустой трубе?
09:56  "Комсомолка" - Чулпан Хаматова развелась и еще летом тайно родила вторую дочь...
09:48  "Къ" - Кашмиру – мир. Индия вступила в "исторические переговоры"
09:42  Особой паники нет... Две узбекские дамбы перегородили сток Шардаринского водохранилища Казахстана
09:31  "Бозори мардикор": безработица - главная язва современного Таджикистана
09:19  43 русских девочки "поставил" в бордели Таиланда и ОАЭ гражданин Узбекистана Джамалов
09:17  "Садить" может только суд. Реформа судебно-правовой системы Узбекистана
08:38  Феликс Кулов: "Главное – я не сломался!" (диалог в радио-эфире)
08:36  Золотая промышленность Таджикистана: есть запасы и мощности, нет... качества
08:26  "НГ" - Военно-базовая удавка. Смогут ли США удушить Россию и остальной мир?
06:41  А.Собянин - Дугинское евразийство не может быть основой пост-советской интеграции
06:17  М.Александров: Махалля - ступень классической азиатской деспотии
03:30  Б.Мусаев - Узбекистан независимый: реформы или бунты? Заключение
00:58  США хотят сделать НАТО "гарантом безопасности" ЦентрАзии
00:31  "Договор о Вечной дружбе" и Баткенский губернатор Айбалаев. Путевые заметки
00:23  Поднимет ли немецкий тренер Франц киргизскую сборную по футболу?
00:11  Вышедшая из берегов Сырдарья начала затоплять Байконур
00:06  Казахстан и Россия думают создать ракетное СП "Ишим" по запуску мелких спутников
00:05  Туркменистан вводит частично-платную медицину
00:03  Поработать на туркменском шельфе Каспия хотят 20 иностранных компаний
00:00  "Газета СНГ" - Назарбаев и Каримов соревнуются перед арабскими шейхами
Четверг, 22.01.2004
20:35  "Логичен, ясен и прозрачен", - туркменский парламентарий В.Михайлов о бюджете страны
19:10  Вторым вице-спикером Законодательного Собрания Киргизии избран К.Байболов
18:13  В Ферганской долине создана единая сеть НПО Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана
18:00  Узбекистан исключает теракт, неисправности в катастрофе ЯК-40
17:04  Турция ограничила поставки некоторых товаров из Ирана
16:33  У кыргызстанцев будут новые паспорта
12:25  Минюст Таджикистана незаконно затягивает регистрацию партии "Тараккиет"
12:22  Таджикистан депортировал на родину из тюрем 18 афганцев
12:00  Максим Соколов - Суд над российской демократией
11:56  Стейк, казы - плиз... На американскую авиабазу "Ганси" наняты киргизские повара
11:46  Zamon.info: Технари – исчезнувший подвид в Узбекистане
11:35  Изданы "Очерки истории и культуры Казахстана" Николая и Александра Подушкиных
11:04  Узбекистан последовательно осуществляет политику гуманизации судебной системы
10:42  Новое распределение обязанностей в правительстве Казахстана
10:37  А.Дугин - Путин и Назарбаев зачали в Астане новую империю
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
М.Александров: Махалля - ступень классической азиатской деспотии
06:17 23.01.2004

"Большой брат" видит тебя

М.Александров

В Узбекистане закончился "год махалли". Махалля - сообщество жителей квартала, объединенных между собой соседскими и родственными связями. Испокон веков здесь было принято сообща исполнять религиозные обряды, отмечать торжества и важные события. В более широком смысле махалля не только община, но и своеобразный институт местного самоуправления, поддержания порядка и приобщения молодежи к национальным ценностям. Однако в последние годы махалля значительно изменила свои функции.

В связи с тем, что минувший год был объявлен "годом махалли", на протяжении всех двенадцати месяцев со страниц местной прессы не сходило это слово, щедро уснащенное такими эпитетами, как "оплот спокойствия", "очаг высоких нравственных качеств" и "оазис духовности". Но если попытаться трезвым взглядом оценить процессы, происходящие в нынешней махаллинской общине, то выводы вряд ли будут столь жизнеутверждающими.

"В эпоху Ислама Каримова комитет махалли из автономного органа местного самоуправления был превращен властями в элемент системы слежки и контроля общенационального масштаба".

"Комитет махалли - это глаза и уши центральной власти и главный проповедник политики и практики репрессий".

Так утверждают авторы специального доклада, подготовленного международной правозащитной организацией "Хьюман Райтс Вотч". В основу документа легли четырехлетние исследования деятельности махаллинских комитетов по трем направлениям. Это их участие в шестилетней кампании преследования исламистов, целенаправленное ущемление прав женщин, а также роль, которую они сыграли в принудительном переселении жителей горных районов в 2000-2001 годах.

В докладе подробно анализируется ситуация, которая сложилась после того, как к концу 90-х годов в итоге пересмотра административного деления страна была поделена на махалли, которых сегодня насчитывается около 12 тысяч: от 150 до 1500 семей или дворов в каждой.

В этот же период правительство наделило махаллинские комитеты рядом ранее несвойственных им полномочий - например, после взрывов в Ташкенте в 1999 году, был принят закон, по которому на комитет махалли возлагалась такая функция, как пресечение деятельности незарегистрированных религиозных организаций. Другим нормативным актом был введен институт так называемых "стражей махалли". С той поры власть махаллинских комитетов только усиливалась.

Формально махаллинский комитет во главе с председателем избирается общим собранием жителей махалли. Однако в современном Узбекистане деятельность махаллинского комитета оказалась под полным контролем исполнительной власти. На сегодняшний день без согласования с хокимиятом ни один кандидат не может стать председателем махаллинского комитета. И это естественным образом вытекает из характера возложенных на него задач - сбора досье на неблагонадежных и, если потребуется, организации давления на них либо на их семьи. Учету подлежат не только ранее судимые или зачисленные в категории "сплетник", "наркоман", "алкоголик", "скандалист", "трудный подросток", но и вообще все, на кого укажут представители власти, и прежде всего "исламисты". Правовая сторона дела - то, что подобная слежка является нарушением права на неприкосновенность частной жизни, семьи и жилища, власти не беспокоит.

В борьбе с экстремистами (и всеми, кто огульно к ним причисляется) махаллинским комитетам отводится важная задача. Они не только ведут слежку за подозрительными, но и участвуют в организации общественных собраний, на которых слишком религиозных мусульман и членов их семей подвергают публичному осуждению. По общему духу эти собрания перекликаются с собраниями сталинских времен, на которых звучали требования сурово покарать "врагов народа". Как правило, подобное действо представляет собою хорошо подготовленный спектакль, преследующий цель не только наказать ослушников, но и послужить примером для остальных. Выступающие на собрании штатные чиновники клеймят "подсудимых" и выставляют их в самом неприглядном виде - называют бесполезными для общества, плохими отцами, матерями и т.д. Упорствующих лишают возможной материальной поддержки или даже организуют бойкот со стороны прочих жителей махалли (Такое произошло с 48-летней Саидой, матерью семерых детей. Правда, по другой причине - она добивалась выдачи заработанных в колхозе денег. По инициативе махаллинского комитета против нее и ее семьи был введен бойкот - жителям махалли запретили приглашать ее и ее родственников на какие-либо торжества или самим ходить к ним. Через некоторое время женщина совершила самосожжение).

В условиях отсутствия внешнего контроля над распределением выделяемой махаллям социальной помощи, комитет махалли по своему усмотрению решает, кому оказать материальную поддержку, а кому нет. Право выделять деньги на социальную помощь дает комитету сильный рычаг воздействия - в нынешних условиях полуголодного существования люди вынуждены выбирать между свободой поведения и денежным пособием.

Еще одним способом давления является отказ в выдаче необходимых документов. С советского времени в Узбекистане бережно сохраняется бюрократическая система, согласно которой граждане на каждом шагу должны предъявлять разные документы - от паспорта до всевозможных справок и характеристик. Одной из функций махаллинского комитета и является выдача жителям таких справок. Однако случаи, когда председатель махаллинского комитета в обмен на справку ставит какие-то свои условия, а то и вовсе отказывается выдать ее, не являются редкостью.

Справедливости ради надо сказать, что иногда председатели махалли отказываются проводить подобную политику (такие случаи известны) или даже оказывают поддержку семьям репрессированных. В ответ на это председателя обычно вызывают в хокимият и угрожают снять с работы. Но бывает и что похуже. В докладе "Хьюман Райтс Вотч" приводится такой пример. Ташкентскую правозащитницу Махбубу Касымову осудили на 5 лет за "мошенничество и укрывательство преступления", но через год, после вмешательства международного сообщества, освободили. Незадолго до суда ее привели на махаллинское собрание, заметную роль в котором играл председатель ее махалли, заявивший: "Я не считаю эту женщину женщиной, ей место только в тюрьме". По словам Касымовой, после ее освобождения председатель пришел к ней и извинился: "Мне очень неудобно перед вами, кажется я виноват, что вас в тюрьму отправили… Меня в милицию вызвали. Они хотели, чтобы я дал против вас показания. Я сказал, что она порядочная женщина, с детьми… Они угрожали мне, говорили, что если ничего не скажешь - завтра здесь будет твой сын".

В общем, как заметил один из узбекских правозащитников, комитет махалли "сам людей не сажает, только указывает на тех, кого надо посадить".

Второе направление деятельности махалли, получившее отражение в докладе, - насильственное ограничение прав женщин. Хотя, по свидетельству женских организаций Узбекистана, с 2001 года власти и проявляют готовность обсуждать такую ранее табуированную тему, как насилие в семье, однако на деле их политика по-прежнему направлена на то, чтобы скрыть эти факты. И в этом им помогает махалля - проводник официальной государственной линии. Согласно нынешним государственным установкам женщина в семье должна довольствоваться лишь традиционной ролью - кухня, уборка, дети. Развод по ее инициативе допустим лишь в крайних случаях, уголовные же дела по фактам насилия в семье вообще не возбуждаются. В 1998 году, объявленном "годом семьи", власти решили уменьшить число разводов административными методами. По данным "Хьюман Райтс Вотч", дело доходило до того, что если на какой-либо территории было слишком много разводов, администрацию предупреждали о том, что она будет наказана.

С той поры ничего не изменилось. Женщин по прежнему насильно заставляют жить в семьях, где их постоянно подвергают моральному, физическому и сексуальному насилию. Последнее обстоятельство на сегодняшний день является абсолютно закрытой темой. Комитеты махалли играют в этой ситуации определяющую роль, подчиняя интересы и благополучие женщин официальным установлениям на сохранение семьи любой ценой. В связи с этим должностные лица махалли систематически лишают женщин доступа к правовой защите, возможности развода или обращения к уголовному закону, что служит ярким примером намеренной дискриминации женщин и нарушении их права на равную защиту. Принуждение женщины к сохранению брака, блокирование ее попыток добиться развода, при нормальном отношении к разводу со стороны мужчины противоречит всем международным стандартам.

Комитет махалли обычно исходит из того, что женщина сама во всем виновата. "Хьюман Райтс Вотч" приводит в качестве примера разговор с председателем сельсовета: "Как правило, муж бьет жену, когда она не выполняет свою работу… Мы вызываем женщину и спрашиваем ее сначала, почему он ее бьет. Потом спрашиваем мужа. Большинство женщин осознает свою вину. Они понимают, что не сделали чего-то, что должны были". Глава махалли особо подчеркивал религиозный аспект: "У мусульман сто обязанностей для женщины, и сто для мужчины. Я спрашиваю женщину, выполняет ли она все сто обязанностей. Проверяю. Если она отвечает "нет", я говорю ей: "Похоже, ты ничего для семьи не делаешь. Отправляйся назад и живи с мужем".

Этот рассказ хорошо иллюстрирует, как махаллинские комитеты понимают роль женщины в современном обществе. Терпимое отношение к избиению мужьями своих жен является для них абсолютной нормой. А нежелание вмешиваться ради "сохранения семьи", когда инициатива развода исходит от мужчины, говорит о желании закрепить это неравноправие. Между тем ни "Семейный кодекс", ни "Закон о махалле" не предусматривают для должностных лиц махалли какой-либо процессуальной роли в расторжении брака. Что, однако, ничуть не мешает последним, особенно в сельской местности, на свое усмотрение разрешать женщинам подавать в суд или блокировать их попытки отказом в выдаче необходимых справок. Важным рычагом, которым махаллинский комитет может воспользоваться, чтобы заставить женщину отказаться от развода, является и угроза оставить ее без денежных пособий.

Ссылаясь на интересы детей, должностные лица махаллей, тем не менее, отказываются признавать, что этим интересам не слишком-то соответствуют происходящие на глазах у детей постоянные оскорбления и избиения их матери.

Еще одним проявлением деятельности махаллинских комитетов служит их участие в принудительном переселении в 2000-2001 годах около 4 тысяч человек из горных кишлаков Сурхандарьинской области на расстояние примерно 250 километров. Люди не только были переселены против своей воли, но и не получили адекватной компенсации за жилье и имущество.

Операция по переселению проводилась после антиправительственных рейдов боевиков ИДУ в горные районы Сурхандарьинской области, а также в Бостанлыкский район Узбекистана и в Баткенский район Киргизии. Ответом узбекских властей послужило создание "пояса безопасности" - из зоны таджикской границы были выселены потенциальные пособники боевиков и их семьи. Официальные объяснения свелись к тому, что переселение преследует исключительно благородные цели - обеспечить безопасность населения от новых вторжений боевиков, а также от природных катастроф, вызванных оползнями и наводнениями.

Во время выселения военные, которых сопровождали представители местной администрации и махалли, выгоняли жителей из домов под дулами автоматов, не давая им времени собраться, в результате чего многие были вынуждены оставить большую часть имущества, продуктов и скота. Сначала людям говорили, что это временная мера и вскоре они смогут вернуться, но позже всем сообщили, что возвращения не будет и что никому не разрешается даже побывать на старом месте. Впоследствии власти попытались ограничить обмен информацией с внешним миром: переселенцам запретили разговаривать с посторонними, а если и говорить, то давать лишь положительные отзывы об условиях на новом месте.

Аресты в Сурхандарьинской области (73 человека по обвинению в пособничестве или сочувствии ИДУ) проводились с сентября 2000 по апрель 2001 года. Непосредственным образом к ним были причастны должностные лица махаллей. С их помощью сотрудники милиции внушали людям, что их вызывают для беседы, а родственникам обещали, что их близкие в тот же день вернутся домой. Иногда же представители властей заманивали подозреваемых под предлогом обсуждения компенсации. Родственникам об их аресте не сообщали и те узнавали об этом иногда лишь спустя несколько месяцев, когда находили их в списках заключенных в Таштюрьме. При этом речь о том, что их вызывают лишь для того, чтобы обсудить компенсацию вели представители махалли.

Такова истинная роль махалли в современном узбекском обществе. К сожалению, эта оценка не имеет шансов просочиться в местные СМИ.

Подводя итоги "года махалли" можно констатировать, что узбекистанцам он принес лишь усиление политического контроля и стал очередной ступенью к созданию классической азиатской деспотии, которую вот уже тринадцать лет небезуспешно строит "всенародно избранный" президент Каримов.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1074827820


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторы утвердили повестку заседания Палаты
- Мажилис рассмотрит законопроект о противодействии торговле людьми
- Правительство приступило к реализации масштабных инфраструктурных инициатив Главы государства
- Банковские войны
- Олжас Бектенов обсудил с исполнительным вице-президентом "Шелл плс" Питером Костелло перспективы наращивания казсодержания
- Госсоветник провел совещание по вопросам реализации инициатив Главы государства, озвученных на III заседании Национального курултая
- Олжас Бектенов обсудил с главой ЕАБР Николаем Подгузовым вопросы совместной реализации инфраструктурных проектов
- Депутаты Мажилиса ознакомились с планом работы Минздрава
- Россияне сплотились вокруг президента: политолог из Казахстана о выборах
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх