Что пьют граждане Республики Узбекистан? 01:34 25.01.2004
ЖИТЕЛИ УЗБЕКИСТАНА В МАГАЗИНАХ ПОД ВИДОМ СПИРТНОГО ПОКУПАЮТ САМУЮ НАСТОЯЩУЮ ОТРАВУ
Виктор Крымзалов
Пить спиртные напитки крайне предосудительно. Это непреложный факт. В то же время граждане Узбекистана эти спиртные напитки все равно пьют. Причем не только мужчины. Женщины тоже часто неравнодушны к Зеленому Змию. При этом и те, и другие не обязательно пьют по три литра в день. Многими спиртное употребляется в небольших количествах по праздникам или для снятия стрессов, которыми так богата жизнь в условиях недоразвитой рыночной экономики. Иной вопрос – что же пьют граждане Республики Узбекистан?
Полки многочисленных коммерческих магазинов столицы просто ломятся от обилия спиртного. Разноцветные этикетки призывно зазывают потенциальных клиентов. Однако, не торопитесь покупать самую красочную бутылку. Здесь вас может ожидать неприятный сюрприз. Спиртное вполне способно оказаться такого качества, что после первой же рюмки вас вывернет на изнанку. И это в лучшем случае.
Увы, значительная часть спиртного, продающегося в столичных магазинах – обыкновенный "самопал". Особенно это касается водки.
Как-то я со своим знакомым, занимающимся продажей спиртных напитков, ехал по улице Бобура. И мой знакомый назвал цифру подпольных водочных цехов, которые находятся только на двухкилометровом отрезке этой улицы. Цифра была более чем внушительной, но, честно говоря, она меня не удивила. Чему удивляться, если купить в ташкентском магазине водку, от которой стошнит не сразу, а только утром, стало равносильно выигрышу в лотерею?
Причем, подделывается не самая дешевая водка – любая. Приходилось ли вам видеть в ташкентских дворах лошадку, запряженную в повозку с пустыми бутылками? А так же отметить тот факт, что дядя, сидящий в этой повозке, скупает у населения все водочные бутылки, включая даже бутылки от страшно дорогой и престижной водки "Абсолют"? Правда, мало кто домыслил суть этого факта до конца – бутылка вряд ли покупается с целью отправить ее за рубеж на адрес фирмы-изготовителя. Можно не сомневаться – бутылка будет заполнена новым содержимым и вновь появится на прилавках коммерческих магазинов.
И содержимое это может быть совершенно разным. Некоторые подпольные изготовители винно-водочной продукции щадят своих клиентов и в бутылки с более дорогими сортами водки наливают водку низших, менее дорогих сортов. Причем, еще по доброте душевной добавляют в жидкость несколько таблеток глюкозы, скрадывающих впечатление обмана.
Но это те "подпольщики", у которых осталась хоть капля совести. У большинства из них совести, как таковой, нет. Для них главное – спихнуть свою продукцию покупателю. Лишь бы напиток держал крепость сорок градусов. А там хоть трава не расти.
Для поддержания крепости подделки используется множество способов. Самый страшный из них – с применением ацетона. Рецепт такой: спирт сильно разводится водой, градусов до пятнадцати. А затем крепость получившейся баланды доводится ацетоном до требуемых сорока градусов. Если организм крепкий – после употребления такой отравы выживешь, нет - проблема твоих похорон "фирму-изготовителя" мало интересует. Тем более, что убивает такая водка не сразу, а постепенно – день ото дня "сажая" печень и сердце. Увы, статистика в Узбекистане не регистрирует смертность от подобного алкогольного терроризма. Умер человек от цирроза или сердечной недостаточности, вот и вся статистика. А на деле на совести подпольных производителей десятки тысяч жизней, фактически хладнокровных, расчетливых убийств.
К сожалению, и так называемая "заводская" водка очень далека от идеала. Как-то мне пришлось знакомиться с работой одной российской компании, выпускающей очень хорошую водку. По настоянию руководства там каждую смену дежурят представители налоговой инспекции – не дай Бог смена рискнет выпустить "левую" продукцию, разбавив часть производимой жидкости какой-нибудь гадостью. А на этикетке напечатан призыв – выпив водку, разбейте бутылку. Это, значит, для того, чтобы никто не смог бы купить эту бутылку, приехав на лошадке с повозкой, заполнить ее "самопальной" мерзостью и пустить ее в оборот через коммерческие магазины.
Увы, и еще раз увы – "заводская" водка в Узбекистане в своей основной массе относится к категории редчайшей дряни, ничего общего с настоящей водкой не имеющей. Знатоки утверждают, что гонят ее исключительно из технического спирта. И те, кому довелось отечественную водку пробовать, вряд ли будут спорить с этим утверждением. Недаром и бутылки, и даже стограммовые стаканчики с водкой производства нашей винно-водочной индустрии в народе метко окрестили "ацетоновкой". И так же недаром знающие толк в спиртном мужчины гоняются за водкой, выпускаемой в Казахстане. Самая дешевая и дрянная по меркам соседней республики водка – просто бальзам на душу истосковавшихся о приличных спиртных напитках мужчин Узбекистана.
Но вернемся к подделкам. Подделывают в республике любой спиртной напиток, не только столь импонирующую настоящим мужчинам водку. Возьмем, к примеру, шоколадное бренди "Беркут", импонирующее больше женщинам. Появилось оно в Ташкенте недавно – в конце прошлого года. Напиток дамам понравился, его стали охотно брать. Но уже через три дня "Беркут", едва распрямивший крылья, их сложил – почти повсеместно под маркой "Беркута" стал продаваться "самопал" – отвратительная смесь технического спирта, крепкого чая и сахара.
Когда-то, лет пятнадцать-двадцать назад, большинство граждан республики предпочитало всем остальным напиткам сухое вино. Стоило оно буквально гроши – 80 копеек поллитровая бутылка, 1 рубль 20 копеек бутылка объемом 0,7 литра. Для особо взыскательных дам предлагался "Ок мусалас", по цене в полтора рубля. Это был самый распространенный, популярный да и безопасный для здоровья спиртной напиток в республике. Но те времена канули в небытие. И сухое вино сейчас практически нигде не продается, а если и продается, то по такой цене, что захватывает дух. Поэтому многие пьющие мужчины, чтобы не разориться на сухом вине и не отправиться раньше времени на тот свет от употребления отечественной водки, предпочитают взамен выпивать портвейн. Тем более, что иностранные врачи усиленно рекомендуют красное вино от инфаркта.
Дешево по нынешним временам стоит портвейн – каких-то четыреста сумов. И заводы-изготовители честно гонят его пусть из явно гнилой, но все-таки натуральной плодовой продукции. Однако, даже такое дешевое барахло в Узбекистане не брезгуют подделывать. Если не в подпольных цехах, то в винно-водочных магазинах. Разбавляют водой, а чтобы возвратить крепость добавляют в лучшем случае технический спирт. И отрава, которую в том же народе окрестили "керосиновкой", готова.
Особое раздражение при всем этом вызывают добросовестно наклеенные на каждой бутылке "ацетоновки" или "керосиновки" акцизные марки. Идея, по сути была неплоха, но … но в данной ситуации акцизные марки смотрятся как самое настоящее издевательство над потребителем.
Проблема с дрянной, а точнее – смертельной спиртной продукцией, продаваемой в магазинах Узбекистана, достигла на сегодняшний день просто фантастических масштабов. Тут бы, как говорится, и карты в руки Федерации обществ прав потребителей республики. Ей давно пора бить во все колокола. Но, увы, создается такое впечатление, что в Федерации собрались исключительно непьющие люди…
Материал подготовлен правозащитной организацией "Комитет социального мониторинга"
|