КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 02.02.2004
21:46  В Ташкенте прошла первая пресс-конференция нового посла США
20:02  Стратегическая дорога Догарун (Иран) - Герат (Афганистан) откроется весной 2004 года
19:40  В Ташкенте будет улица и дом Гейдара Алиева
17:25  Первоочередная задача Генсека НАТО - "приведение в порядок дел в Афганистане"
15:18  Из Красноярска выдворены 14 граждан Индии
13:09  Ташкент предлагает создать в ЦентрАзии новую правоохранительную структуру
13:01  Религиозная жизнь в Узбекистане. Брифинг для журналистов в Ташкентском исламском университете

12:53  "Die Welt" - Россия наращивает экспорт оружия. В Китай и Индию
12:46  Демократия отменяется. Почему разбежался иранский Парламент?
12:36  Китайские рыбаки едва не сбили... палками российский вертолет Ми-8
12:17  "Немецкая волна" - Эдипов комплекс Дариги Назарбаевой
11:07  Смерть во время хаджа. Праздник Жертвоприношения омрачен гибелью 244 паломников
09:26  А.Есимов (1-й вице-премьер) - "Экспорт зерна из Казахстана совершенно свободен"
08:57  Р.Малаев - Наркокоррозия разъедает Таджикистан. Дело майора Фозилова и полковника Халимова
08:42  Сбежал в Россию. Отец ребенка 11-летней украинки был узбек... или таджик
08:04  Исак Абдуллаев - Почему Хорезмский хоким зол на мою семью?
08:00  Сами просятся... Туркмения депортирует граждан Армении - 92 чел
06:08  Gazeta.kz - Казахстанский Каспий: "критический фактор" освоения шельфа
05:32  Минпечати России за год уличил 50 изданий в разжигании межнациональной розни
03:28  Бахадыр Мусаев: Кое-что о насилии и репрессивном мышлении режима власти Узбекистана
02:16  Партнерство на штыках. "Шалости" российских военных в Таджикистане
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Бахадыр Мусаев: Кое-что о насилии и репрессивном мышлении режима власти Узбекистана
03:28 02.02.2004

Кое-что о насилии и репрессивном мышлении режима власти Узбекистана

Бахадыр Мусаев,
социолог, кандидат философских наук (Ташкент)

" Надежду не сгубила ночь
и вера в свет не угасает".
Николай Ганиев.

Эпиграфом к предстоящему разговору я взял строчки стихотворения, написанного осужденным в камере смертников. Сколько их, в отношении которых, - впервые осужденных юношей, - в приговорах начертано беспрекословной рукой: "не подлежит исправлению в условиях изоляции от общества"?

Если жить в современном Узбекистане, оставаясь при этом честным человеком и иметь мужество смотреть правде в глаза, то надо признать: еще не время для великих истин милосердия и доброты. Ведь кругом наблюдаются такие действа власти, что здесь пристало говорить отнюдь не о том, что и власть не обделена духовно-нравственной силой, что она (власть) в борьбе со своими мнимыми, воображаемыми, потенциальными и реальными врагами предпочитает будто бы просветительский путь, опираясь на чистоту религии. По моему же глубокому убеждению, перефразируя автора верноподданнической статьи, под названием " Верность национальному духу" (см. "Халк сузи". 16 декабря 2003 г.), никакая маска верности национальному духу не может скрыть настоящую природу власти. В действительности, дела последней не только не противостоят общечеловеческим направлениям демократии и истинным национальным ценностям, а несовместимы с понятиями чести, справедливости и представляют крайние выражения опасностей развития узбекистанского общества. В числе их, прежде всего проявления насилия, жестокостей со стороны режима власти по отношению к своим гражданам. Мы имеем в виду то насилие, которое австрийский писатель, нобелевский лауреат Элиас Канетти, считал самым низким и самым животным проявлением власти.

В данной связи, беру на себя смелость заявить, что содержание, характер и направленность действий носителей судебной власти и в целом представителей правоохранительных органов не только не напоминают по духу, но и повторяют "подвиги" террористической бюрократии Сталина. Наверное, также к месту привести следующие слова Монтеня, написанные им в страшный век инквизиции, доносов и иных подлых дел, сопровождаемых пытками, казнями. "Страдают живые, страдают и те, кто еще не родился". Бесчисленны примеры произвола и насилия в Узбекистане, которые показывают, что люди облеченные властью и по долгу службы, обязанные защищать закон, выражать "дух законов", сами же и творят беззаконие, не перестают совершать преступления. Я веду речь не об эпизодических проявлениях насилия, а их систематичности. Об этом свидетельствуют, в частности, данные мониторинга судебных процессов по уголовным и гражданским делам, проводимым членами инициативной группы правозащитников (ИГНПУ) в г. Ташкенте и других регионах Узбекистана на протяжении последних двух лет (2002-2003г.г.). Первый же месяц нового 2004 года, объявленного нашим правительством годом милосердия и доброты, опровергает на примере результатов судебных процессов утверждения руководителей первого эшелона власти, что пытки якобы сегодня редки и тем более не носят систематический характер. В частности, эта мысль прозвучала в заявлении, сделанном министром иностранных дел Узбекистана С. Сафаевым в одной из передач радиостанции "Би-Би-Си" в январе 2004года. Так ли это на самом деле? Вот очевидное яркое свидетельство игнорирования закона милиционерами, которых вовсе не останавливает ответственность, перед введенной в Уголовный кодекс новой статьей, предусматривающей наказание работников правоохранительных органов за применение пыток. Мониторинг судебных процессов первого месяца 2004 года, только в городе Ташкенте (см. ЦентрАзия, 28.01.2004г. Сурат Икрамов. Судебные процессы в Ташкенте. Корчуют инаковерующих.) фиксируют, что при задержании и проведения следствия со стороны милиции в отношении задержанных применялись пытки. А при аресте был жестоко избит сотрудниками ГУВД г. Ташкента Орифом Матибрагимовым, Комилом Саттаровым и Юльчиевым, задержанный Ботыр Арипов. В результате Б. Арипов очутился в больнице, где его врачи ставили на ноги в течении 23 дней. Есть и другие факты подобного "редкого" использования средств физического давления (и пыток) на задержанных со стороны милиционеров лишь за последние недели. Безусловно, эти лишения и страдания составляют капли в море людских бед. Скупые, хотя и постоянные сообщения правозащитников о судебных процессах не в силах передать весь трагизм положения тех сограждан, чьи жизненные судьбы оказались сломленными в одночасье. Осуждение многих из них вызывают сомнение уже потому, что обвинительные заключения судей начисто переписаны с материалов следственных органов, методы работы которых приводят к "чистосердечным" признаниям обвиняемых в совершении того или иного преступления, но чаще в причастности к посягательствам на конституционный строй и т.п. Таким образом, есть основание обратить внимание на следующее, но только взглядом социолога, предупредив обвинения в неправомочности правозащитников вторгаться в политическое пространство.

1. Правоохранительными органами Узбекистана продолжают использоваться различные, скажем так, недозволенные средства физического и морального воздействия в отношении граждан, очутившихся в положении угнетенных. Иными словами, всякий гражданин Узбекистана, находящийся под следствием оказывается в полной изоляции в смысле того, что правоохранительные органы делают все, чтобы в отношении подозреваемых в совершении преступления снимался вопрос о его правах. По существу это и есть один из ликов беспредела. Особенно обнаженно и в циничном виде он (беспредел) наблюдается в незаконных арестах и без присутствия понятых, в выбивании признания в ходе допросов.

2. Диссонансом фактам, отражающим правовой беспредел правоохранительных органов, включая суды и милицию, звучат голоса о том, что якобы они в своих действиях несут ответственность перед законом, регулируя, так называемую " законность" этих самых действий, уголовно- процессуальным и административным законодательством.

3. Блефом чистейшей пробы является в этом отношении и утверждения, что за деятельностью милиции осуществляется надзор прокуратуры. Однако, ясно как день, что в условиях отсутствия Закона о милиции, Закона о Службе Национальной Безопасности, названные структуры, действующие на основе своих временных положений, безгранично свободны перед чем или перед кем - либо, за исключением главы государства. Поэтому целесообразно акцентировать внимание на известной мысли о том, что корневым истоком и причиной бедствий, царящего произвола всегда и во все времена, в разных странах выступала абсолютная власть, которая развращает все и вся. Отличительным признаком аморальности такой власти, на наш взгляд, выступает прежде всего ее лицемерие. Но и оно уже не в силах скрыть, что в основании действий власть предержащих лежит воинствующая философия нетерпимости к своим противникам, в том числе, включая несогласных с их политикой.

4. Режим власти Узбекистана, где имеют место явные признаки неограниченной власти президента, более чем терпимо воспринимают различные проступки, включая часто наблюдаемые патологические наклонности милиционеров и надзирателей. Без сомнения, что они, как и судьи, прокуроры, следователи и другие из числа стражей общественного порядка и безопасности в собственных глазах делают одно полезное дело. Я не оговорился, именно " полезное дело", так как они чисто психологически не могут не оправдывать многие свои недостойные дела. При этом, представители Левиафана, без которых, собственно, не могут вращаться шестеренки государственной махины (машины), оправданность и свою полезность видят, по- видимому, в том чтобы не постоять за ценой в устремлениях " вправить мозги" (И. Каримов) всякому, кто по их разумению или, вернее сказать, отсутствию воображения, не есть патриот, а является врагом нации. Полагаю, что своеобразным идеологическим подспорьем оправдания жестокостей этой машины будет отныне выступать их родная сестра - наступательная глупость, откровенно и громогласно заявившая о себе, в упомянутой нами статье " Верность национальному духу". Практически, дух названной статьи, на наш взгляд, удивительным образом сходится с содержанием побасенок Карела Чапека "Тиран и философы", "Флюгер на ветру", "Узурпатор". В первой побасенке тиран дает указание философам: "Я буду действовать, а вы будете подыскивать основания для моих действий". Во второй, флюгер в самозабвении провозглашает: "Я опять нашел новое направление". В третьей, узурпатор утверждает: "Пусть останутся одни развалины, лишь бы они оказались в моей власти". Горько осознавать, что верховодят в стране те, которые претендуя на роль духовных пастырей и спасителей нации, проповедуют шовинизм, прикрываясь заботой о сохранении национального жизненного уклада и национальных ценностей. О каком "глубоком осознании демократии" вами может идти речь? И о какой ее судьбе печетесь уважаемые братья - "демократы", если ополчившись, в частности, на действительных защитников прав женщин Узбекистана, стыдливо умалчиваете о явлении насилия в отношении женщин, желания многих "голосовать" за ограничение прав женщин в пользу утверждения традиционных исламских норм поведения, состоянии готовности, либо предрасположенности значительной части населения к строительству жизни по правилам и законам традиционного общества. Разве не факт, что ныне воспроизводится и укрепляется в обществе, угнетающая дух традиционалистская власть, персонифицированная в лице одного. Это отчетливо видно в узбекской семье, где верховодит отец или старший сын. Чего стоит Ваш "благородный" пафос негодования относительно международных организаций и фондов, если сами Вы, на деле служите не народу и даже не власти, а прислуживаете последней, способствуя лишь восстановлению феодальных устоев общества. От Ваших рассуждений, о так называемой "узбекской сущности", о том, что необходимо родиться узбеком, чтобы понять национальные ценности, отдает за версту этнонационализмом, низкопробным шовинизмом. Остается заговорить еще, если следовать Вашей логике, о чистоте крови собственно узбеков. Сегодня же, в 21 веке, по меньшей мере стало анахронизмом делать ставку в формировании национальной государственности абсолютно на этнографические связи. Коли говорить о национализме, то следует исходить от национализма как государственной идеи, или национальной приверженности интересам своего государства, проведении в жизнь государственной политики, базирующейся на технологии формирования нации на общегражданской и многокультурной основе. Вспомним хрестоматийные истины.

Русский историк В. Ключевский писал: "…народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона. В государстве народ становится не только политической, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения". По Максу Веберу, нация, как политическая категория, применима только по отношению к государству, хотя она и не идентична ему. Корни нации в понимании Вебера лежат в объективных факторах, например, в расе, языке, религии, привычках или политическом опыте, каждый из которых может вызвать национальное чувство. Однако он же считает, ни один из этих факторов в отдельности, не является основой для определения нации. Общность языка не является универсальной чертой всех государств. На это указывает, в частности, политическая история Пакистана, Швейцарии, Канады, формируемая государственность современного Афганистана и т. д. Люди, не имея общего языка формируют единую нацию. Испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет в работе "Восстание масс" утверждает, что принципом, послужившим причиной образования современных наций было не кровное родство и вовсе не общность языка. "Какая реальная сила, - пишет он, - объединила под единой верховной общественной властью миллионы людей, которые мы сейчас называем Францией, Испанией, Италией, Германией?… Секрет успеха национального государства надо искать в его специфически государственной деятельности, планах, стремлениях, словом в политике, а не в посторонних областях, биологии или географии". А то, что проповедуете Вы, озабоченные приверженностью национальному духу, не сделает наш разноликий и многоязычный народ нацией. Разве не об этом свидетельствует отсутствие настоящих признаков государственности (и нации) в современном смысле слова (государство-нация) здесь в Узбекистане, где попирается конституция самими власть имущими, где соответственно нет правового порядка и попираются права человека? Впрочем, к чему метать перед Вами бисер. Ведь и так ясно: никакой правоверный мусульманин, то есть, имеющий инсоф (совесть), ор-номус (честь, достоинство) и многие другие элементы "народной культуры", "коллективного сознания" не вполне доверится Вам. В стороне от Вас и другие народы не мусульманского вероисповедания, иного цвета кожи. Да и не веруете Вы по большому счету Аллаху милосердному, а поклоняетесь величайшему Ангелу смерти, завоевателю и угнетателю народов, которого возвели на пьедестал. Но придут другие времена, прорастет травой забвения память о Вас и делах Ваших, потому что захиреют "идеи" и "идеалы", за которыми стоят лишь примитивная фетишизация власти, насилие, борьба за власть и сохранение этой власти, а не культура, не стратегическая ориентация на создание условий для свободного человека-гражданина открытого общества.

5. Последние годы в Узбекистане, начиная с печально известных событий в феврале 1999 года, обозначилась тенденция превращать в " уголовные" желания немалого числа молодых людей свободно выражать убеждения религиозного или околорелигиозного характера. Как правило, за названные убеждения молодому человеку инкриминируется совершение преступлений, подпадающие под статьи 159, 244 прим. 1, 244 прим.2 Уголовного кодекса Республики Узбекистан, то есть: " посягательств на конституционный строй.."; " изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку"; " создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях". В свете изложенного, стоит крепко задуматься: почему сегодня в Узбекистане продолжают отслеживаться устойчивые проявления различных видов насилия? Отчего продолжают иметь место в действиях милиции "инстинкты бесчеловечности"? Целесообразно было бы каждому кто осознал, что не свобода - не жизнь, задаться вопросом: до каких пор будем жить иллюзиями типа "начальство все лучше знает" (Маркс)? И представлять этим самым начальникам право решать за нас: как нам жить? Указывать нам: кто друг, а кто враг? Надо ли также молчаливо соглашаться со всем тем, что они нам диктуют? Разве социальная жизнь, утвердившаяся в стране и повседневный опыт нелегкого существования в нем каждого рядового человека не открывает нам глаза, когда становится ясно: "..ничтожно и бессмысленно следовать бездарным сценариям, навязываемыми нам человеческими существами, называемыми вождями" (Отар Иоселиани). И действительно, доколе следовать, если плоды политики власти повсюду. Они в прорехах социальной сферы, зияющих пустотах на месте ряда отраслей экономики, в обнищании абсолютной части народа Узбекистана, в катастрофическом состоянии его физического здоровья,…А она (власть), как показывают реалии повседневной жизни, особенно в области обеспечения прав человека, продолжает видеть ключ к решению многих острых проблем на общенациональном уровне отнюдь не в выработке адекватной стратегии демократических реформ и фактическом их осуществлении, не в установлении конституционного или цивилизованного порядка, а в насилии, неосмотрительно рассчитывая на долговременное терпение народа.

1.02.04г.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1075681680
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Премьер-Министр РК А. Мамин проинспектировал восстановительные работы в Мактааральском районе Туркестанской области
- Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 апреля 2020 года №183
- Кадровые перестановки
- Заместитель Премьер-Министра РК Ералы Тугжанов ознакомился с ходом реализации "Дорожной карты занятости" в Карагандинской области
- Рейтинги АО "Народный банк Казахстана" (Халык Банк) подтверждены на уровне "ВВ/В", несмотря на ухудшение условий ведения операционной деятельности; прогноз - "Стабильный"
- АО "НК "ҚТЖ" консолидировало 100% акций крупнейшего оператора логистических терминалов в РК
- "Такого не должно повториться"
- О ликвидации подпольной лаборатории по производству синтетических наркотиков
- Гороскоп на неделю 25-31 мая 2020 года
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх