Валентин помогал "косить" от армии? Ислам и Православие о католическом празднике 00:00 14.02.2004
"СВЯТОЙ ВАЛЕНТИН - НАШ ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТОЙ" Диакон Андрей КУРАЕВ, Известия.Ru
Вот уже десять лет, как в середине февраля в церковной периодике и в приходских проповедях появляется особая тема: тема предостережения от празднования Дня святого Валентина. Не наш, мол, праздник...
Странно: сам праздник назван не Днем стахановца и не Днем леса. Он носит церковное название и напоминает о христианском святом - а церковь призывает его не праздновать...
Разберемся сначала с формальным поводом к празднику. Был ли такой святой на самом деле? Да, св. Валентин жил в итальянском городе Терни в III веке и был казнен 14 февраля 270 г. "Наш" он святой или католический? Наш. Все святые, совершившие свой подвиг в Западной Европе до 1054 года, то есть до даты разрыва Православия и Католичества, - это наши, православные святые.
Но, может, хоть и жил он в православные времена, только католики осознали его святость и святым он является лишь по католическим критериям?
Нет, Валентин в лике святых был прославлен задолго до разрыва Запада и Востока. Обычно говорят, что эту канонизацию совершил римский папа Геласий в 494 г.
Более определенно можно сказать о том, что св. Валентин якобы тайно венчал влюбленных. Это уж точно не более чем легенда: во времена св. Валентина просто еще не существовало особого обряда церковного венчания брака.
Но в религии есть закон: то, во что люди верят, становится реальностью. Может быть, апостол Андрей не ходил по берегам Днепра и не доходил до Валаама. Но на Руси всегда верили, что это именно так, - значит, апостол Андрей действительно породнился с нашей землей. Наши молитвы к нему и его молитвы о нас создали между нами связь более прочную, нежели чисто "историческую".
Если люди считают, что св. Валентин был казнен потому, что покровительствовал влюбленным, и если люди, исходя из этой веры, молятся Валентину о своих любимых - то даже если это их представление исторически недостоверно, все равно св. Валентин и в самом деле молится о них.
Интересно, что когда "не нашему" Валентинову дню пробуют противопоставить какой-либо православный праздник, который можно было бы представить как "праздник святых - покровителей влюбленных", то обычно предлагают вспомнить о святых Петре и Февронии Муромских. Но если читать их официальное церковное житие - то за общими словами ("будучи оба святыми и праведными людьми, любили чистоту и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими... оба приняли монашество и скончались в один день") никак не проступает история их любви.
Вера современных людей в св. Валентина как покровителя влюбленных есть несомненный факт, не зависящий ни от каких источниковедческих штудий. Переубеждает ли Церковь людей, верящих в то, что от зубной боли надо молиться именно святому Антипе, а от головной боли - святому Иоанну Крестителю? Так отчего же Церковь должна разрушать убеждение людей, которые хотят молиться нашему святому о чем-то гораздо более важном, нежели зубная или головная боль?
14 февраля - это День влюбленных. Разве это плохо с точки зрения православия? Разве наша Церковь состоит только из монахов? Разве влюбленность не должна сопровождаться молитвой?
Понимаю, что большинство из тех, кто празднует День святого Валентина, именно молиться-то Валентину и не помышляют... Но поскольку традиция эта в России еще только-только новорожденна, она изменчива и пластична. И Церковь могла бы оказать влияние на ее формирование не брюзжанием, а чем-то иным. Начать хотя бы с того, чтобы 14 февраля служить молебны св. мученику Валентину об умножении любви. Сказать, что в День святого Валентина храмы ждут тех, кто любит и желает быть любимым. Улыбнуться пришедшим. И помолиться вместе с ними.
*****
"ВАЛЕНТИНКА?" - "НЕТ, СПАСИБО, Я МУСУЛЬМАНИН" Ислам.Ru
Среди ученых существует достаточно много споров и разногласий, касающихся этого дня. Для того, чтобы восстановить подлинную историю, необходимо распутать множество культурных и религиозных нитей. Корни Дня святого Валентина уходят слишком глубоко в прошлое. На этот счет имеется ряд вполне разумных предположений.
Нам известно, что у римлян существовал праздник 14 февраля, посвященный королеве римских языческих богов и богинь, а 15 февраля они справляли праздник, посвященный божеству-покровителю пастухов и их стад.
Ни один из этих праздников не представляется каким-то образом связанным с романтическими отношениями, однако с этими праздниками был связан ряд обычаев, ассоциирующихся с плодородием. Описания ритуалов в различных источниках, в общем, совпадают, хотя и расходятся в некоторых деталях.
Один из ритуалов заключался в том, что мужчины шли к гроту божества в волчьем облике, расположенному у подножья горы Палатин. Римляне полагали, что именно здесь волчица выкормила Ромула и Рема – основателей города. На этом месте мужчины также приносили в жертву козла, после чего надевали его шкуру и начинали бегать кругами и хлестать женщин небольшими кнутами. Такие действия были подражанием богу Пану. Предполагалось, что после этого на протяжении следующего года ударенная женщина будет обладать способностью к зачатью.
Другой ритуал заключался в том, что женщины складывали в специальный ящик записки со своими именами, а каждый из мужчин вытаскивал одну из них. Таким образом, он находил себе партнершу на время праздника (а иногда – на предстоящий год). Оба эти ритуала были посвящены плодородию и продолжению рода.
Однако же нынешний праздник называется не Днем святого Валентина. Разобраться в этом вопросе – еще более сложная задача для историков. Дело в том, что в ранние годы христианства существовал не один известный человек по имени Валентин (при этом двое или трое были признаны великомучениками).
Согласно одной из историй, римский император Клавдий II ввел ограничение, касающееся заключения браков, поскольку слишком много молодых людей женились с целью уклонения от военной службы (в армию забирали лишь холостяков). Христианский священник по имени Валентин решил игнорировать этот запрет и втайне провел несколько брачных церемоний. Конечно же, его поймали, посадили в тюрьму и приговорили к смертной казни. Когда он находился в заключении, многие влюбленные передавали ему записки о том, что "любовь лучше войны", - первые "валентинки".
Как можно догадаться, казнь священника состоялась 14 февраля 269 года нашей эры – в тот самый день, когда римляне справляли праздник любви и плодородия. В 469 году император Геласиус объявил 14 февраля Днем святого Валентина, что позволило заменить языческий праздник христианским.
Другой Валентин, согласно преданию, был священником, которого посадили в тюрьму за помощь христианам. Находясь за решеткой, он влюбился в дочь тюремного надзирателя и посылал ей письма, подписанные "от твоего Валентина". В конце концов, ему отрубили голову. Он был похоронен на кладбище Виа Фламина. Рассказывают, что Папа Юлий I построил базилику на его могиле.
Третий Валентин был священником в Терни и также в конечном счете погиб смертью мученика. Его мощи были похоронены в Тернии.
Конечно же, ритуалы праздника были изменены – теперь они должны были соответствовать канонам церкви, почитающей великомучеников. Кроме того, христианство не поощряло ритуалов, так или иначе связанных с сексуальностью. Теперь из ящика стали вынимать записки не с именами девушек, а с именами великомучеников. До четырнадцатого столетия лейтмотивом праздника были мученичество и смерть, а не любовь и жизнь.
В эпоху Возрождения люди стали освобождаться от ограничений, налагаемых на них христианской церковью. Триумф так называемого гуманизма повлек за собой проявление большей чувственности в искусстве и литературе. Не было недостатка в поэтах и авторах художественных произведений, связывавших начало весны с любовью, сексуальностью и продолжением рода. Поэтому неудивительно, что празднование Дня святого Валентина приобрело более языческий характер.
Ворожба и гадание начали играть большую роль в праздновании Дня святого Валентина, что характерно для праздников с языческими корнями. Мужчины и женщины вновь стали обращаться к различным вещам и явлениям природы, пытаясь найти среди них "указание" на то, кому предстоит стать их "второй половиной". Снова стали популярны те виды еды и питья, которые способствуют возбуждению влечения.
Одним из наиболее заметных признаком Дня святого Валентина сегодня является всплеск коммерческой активности. Сотни миллионов долларов тратятся на шоколад, леденцы, цветы, обеды, комнаты в отелях, ювелирные изделия и другие подарки. На желании людей отмечать этот и другие праздники делаются огромные деньги. Естественно, чем больше праздников с языческим оттенком будут отмечать люди сегодня, тем выше будут прибыли корпораций.
Касаясь мусульман, следует отметить, что отмечать праздники других религий запрещено. Тем более, что День Валентина превратился сегодня в еще один фестиваль животного разврата и бездумного потребления.
|