А.Мамыкеев - ЦентрАзия: путевые заметки о зеленой демократии 00:14 14.03.2004
Путевые заметки о зеленой демократии
Адыл МАМЫКЕЕВ
По роду своей деятельности я на профессиональной основе изучаю процессы демократических преобразований в республиках Центральной Азии. Мне как политологу интересны различные процессы, связанные с обеспечением прав и свобод рядового обывателя. Оценивая ситуацию в регионе можно отметить, что более или менее заметные положительные изменения в вопросе демократизации общественных отношений произошли во всех республиках региона, за исключением Туркмении, где, как известно, стало еще хуже, чем во времена бывшего Союза.
С недавних пор меня заинтересовала деятельность различных правозащитных организаций в регионе. Предметное изучение данной проблемы показывает, что в этой области происходят, мягко говоря, странные вещи. Особенно интересное положение сложилось в Узбекистане, где официальные власти ищут баланс между борьбой с религиозными экстремистами, террористами и обеспечением прав и свобод своих граждан. Однако, любое действие властей республики, будь оно объявлением амнистии религиозным экстремистам или наоборот поимкой членов Хизб ут-Тахрир вызывают бурные негодования и волну гневных публикаций в различных СМИ со стороны правозащитных структур, действующих в Узбекистане. Мне это напоминает славные советские времена, когда дежурная доярка (пастух, прапорщик танковых войск и т.д.) ежедневно серьезно обсуждала глобальные проблемы мировой экономики и обрушивалась на США с очередной порцией критических измышлений.
На днях довелось посетить областной центр Узбекистана город Наманган. Решил воспользоваться ситуацией и на месте изучить ситуацию: пообщался с несколькими местными журналистами и представителями научной интеллигенции. Большинство из них сошлись во мнение, безусловно, большая заслуга организаций по защите прав человека в том, что в республике наблюдаются позитивные изменения как в вопросе свободы вероисповедания, так свободы слова. В то же время, одним из моих коллег политологом была высказана одна интересная деталь. Большинство активистов ныне действующих в Узбекистане правозащитных организаций являются бывшими членами движения Бирлик, находящегося в оппозиции. Такую картину можно наблюдать и в Намангане, где несколько бывших оппозиционеров удачно перекрасились в правозащитники. Естественно, любой здравомыслящий человек понимает, ничего предосудительного в том, что лица недовольные тем, что не они находятся у власти, занимаются защитой прав сограждан, если они сохраняют объективность и временами не переходят в огульное обвинение всех и вся без всякой причины. Впрочем, давайте обратимся к фактам, по словам очевидцев в октябре 2003 года около областной администрации можно было наблюдать скопление всех правозащитников области и некой женщины с плакатом на шее. Выяснилось, что проводиться пикет в связи с произволом прокуратуры над невиновным гражданином из Папского района Наманганской области Норматова Уринбоя, а бедная женщина, находившаяся практически на стадии нервного срыва, является его супругой. Комментируя данное событие, местный журналист отметил, что он искренне обрадовался такому проявлению заботы о рядовом гражданине со стороны правозащитников и решил тоже внести свою лепту в процесс установления высшей справедливости на земле, в частности, в Намангане. Как добросовестный журналист поехал в Папский район и решительно потребовал встречи с прокурором, совершившим злодеяние в отношении репрессированного Норматова Уринбая. Как ни странно прокурор с готовностью встретился с журналистом, более того он представил неопровержимые доказательства и организовал ему беседу с пострадавшими от деяний жертвы репрессии. Оказалось, что Норматов У. и его сын попросту занимались вымогательством, рэкетом и шантажом и применением насилия в отношении сограждан, которые обратились к блюстителям закона с просьбой о защите. Известно, что вышеперечисленные деяния уголовным законодательством практически всех странах мира, даже самих демократических, трактуются как серьезные преступления, требующие немедленного изолирования лица, совершившего их от общества.
По странному стечению обстоятельств мое путешествие в город Наманган совпало с еще одним событием, происшедшим в Папском районе. По Би-Би-Си объявили, что 22 января 2004 года известный правозащитник областного масштаба, неутомимый борец за права всех угнетенных, оборотившийся из активиста движения Бирлик в руководителя местного отделения Комитета по защите прав личности в Узбекистане Карабаев Махамадали пострадал за свои убеждения. Разумеется, такое событие не осталось без внимания и международных правозащитных, гуманитарных и прочих организаций, но о них скажем позже. Первая мысль, вот он узбекский Бекназаров (депутат из Аксыйского района соседней Намангану Джалал-Абадской области), который, не желая живота, полез в драку можно даже сказать в бой за правду и веру с властями. Снова бросился к одному из местных коллег, который не на безвозмездной основе согласился помочь провести независимое расследование по данному факту. Однако, меня ждало жестокое разочарование. Да избили, более того сломали руку, но не господину Карабаеву, а как раз наоборот, наш герой совершил физическое насилие в отношении председателя махаллинского комитета городка Халкобод Дадажанова Йулчивая. Аксакал махалли (восточной формы самоуправления граждан) решил проведать одного из нуждающихся граждан, дабы помочь ему, но по дороге ему встретился незнакомый человек с несколько странным поведением. Больно уж воровато оглядывался, ну, думает аксакал, человек, может быть, заблудился или просто грабитель. На всякий случай поинтересовался, мол, кто ты, что здесь делаешь. Незнакомец, впоследствии оказавшийся господином М.Карабаевым, по известным только ему причинам обвинил аксакала махалли во всех существующих грехах, главным образом, в притеснении демократических прав и свобод в республике. Так, возникла мелкая бытовая ссора, которую для полного счастья М.Карабаев завершил главным доводом отстаивания демократических принципов, т.е. умело воспользовался оружием первобытного человека в виде булыжника и нанес средней тяжести телесные повреждения оппоненту, наверное, апельсинового сока или боевитого охранника рядом не оказалось. Й.Дадажанов залечивает травму в больнице и искренне не понимает, почему отдельные средства массовой информации освещают бытовую драку как политическое событие и надеется, что судебные органы, куда он намерен обратиться разберутся во всем. Один из местных аналитиков утверждает, что лояльность западных СМИ к господину Карабаеву объясняется опять таки более меркантильными причинами, чем его репутация борца за правду, просто его невеста работает в азиатском отделе одной из западных радиостанций.
Я твердо продолжал верить в искренность правозащитников из местных организаций, подумаешь, кто не ошибается, ну защищают уголовников, сами совершают уголовные преступления, но с какими благородными целями. Просматривая другие материалы о нарушениях прав человека в Наманганской области, опубликованные в средствах массовой информации, понял, они построены на основе однобокого освещения, воздержусь от слова тенденциозного, хотя второе определение как нельзя точно характеризует их.
Обсуждение моих наблюдений в кругу местных журналистов прояснило ситуацию. Оказалось, что западные СМИ предпочитают платить только за сенсационные материалы. Особенно, бойко идут статьи или репортажи про грубые, ну хотя бы, серьезные нарушения прав и свобод человека, наверное, никак не привыкнут к новым реалиям в Узбекистане, когда в отличие времен бывшего союза местные власти предпочитают уважительно относиться к правам и свободам своих граждан. Остается только один путь заполучить заветные банкноты, придумать сенсационные материалы о нарушениях прав человека, вот и получается, что борьба за права человека приобретает зеленоватый оттенок. Примечательно, что множества международных фондов, организаций выделяют впечатляющие суммы на деятельность правозащитных организаций, подобных организации господина М.Карабаева. Нам остается констатировать, что хотя бы часть денег международных организаций, вложенных в так называемые структуры по защите прав человека не только в Узбекистане, но и по всей Центральной Азии, идут на защиту прав личности, то есть на личные нужды драчливых функционеров-правозащитников, которые имеют право на красивую и безбедную жизнь.
|