Кто разбудил "духа войны"? Мистический фильм "Проклятие Тимура" вызвал бурную реакцию... 05:03 16.03.2004
Кто разбудил "духа войны"?
Дмитрий ТИМОФЕЕВ
Показ по российскому телевидению фильма "Проклятие Тамерлана" довольно неожиданно вызвал очень бурную, прямо-таки истеричную реакцию в таджикской прессе... (см. ЦентрАзия, 21.02.2004, "Проклятие Тимура", или Лжесвидетель. Комментарий к мистическому фильму телеканала "Россия").
Итак, чем же так досадили воспоминания известного кинорежиссера Малика Каюмова, что дали повод усомниться в прочности дружбы народов Узбекистана и Таджикистана?
В основу телефильма положены воспоминания узбекского режиссера о его участии в экспедиции по вскрытию захоронения Темуридов в Самарканде в 1941 году. Народная молва еще тогда напрямую связала это событие с нападением Германии на Советский Союз - ибо 21 июня была вскрыта гробница Амира Темура, а уже 22 июня фашистское воинство вторглось в пределы СССР. Таковы факты, а объяснение их было следующим - мол, исследователи потревожили обитавший в могиле "дух войны". Позже проклятье духа Тамерлана перестало действовать лишь после обратного захоронения останков. Кинорежиссер Малик Каюмов снимал тогда документальный фильм об экспедиции ученых, ставившей себе целью ответить на вопрос - действительно ли останки Тамерлана захоронены в Самарканде. Ведь он умер в походе и вполне мог быть погребен где-то в пути. К тому же сам факт смерти правителя долгое время скрывали от войска во избежание смуты.
Историческая цель экспедиции была достигнута - после вскрытия гробниц в Гур-Эмире и детального изучения останков сомнений не осталось. Они принадлежали Амиру Темуру и его потомкам. Однако, если верить народной молве, то цена установления истины оказалось чрезмерно высока…
Ознакомившись с гневными отповедями в таджикской прессе, в особенности с выступлением Камола Айни, председателя литературно фонда Айни, приходишь к выводу - их основной пафос направлен в защиту Садриддина Айни. И обвинение "Лжесвидетель", брошенное сыном Айни в адрес Малика Каюмова, в какой-то мере можно понять. Им двигало возмущение - по мнению Каюмова именно Айни и Кары Ниязий стали виновниками беды, отвергнув просьбу старцев не вскрывать могилу Амира Темура.
Объективности ради следует уточнить - в принципе, по большому счету, неправы оба. Инициатором идеи о вскрытии гробницы был русский ученый Герасимов, который и не собирался спрашивать на то позволения ни у Айни, ни у Каюмова. Тогда по поводу чего весь сыр-бор, спрашивается? Во время советской империи мнение малых народов вообще мало интересовало вождей "красной орды". И в эту натянутую за уши легенду об обращении Малика Каюмова к маршалу Жукову верится с трудом.
Подобные спекуляции на религиозных мотивах не в новинку. То на полном серьезе "въезжают" в уши и мозги легендой об облете Москвы военным самолетом с иконой православной святыни, то теперь уже останки Амира Темура "облетели" Сталинградский фронт. И все это, якобы, по приказу самого Сталина. Так кем же был Иосиф Джугашвили - православным христианином или скрытым мусульманином? Может не стоит искать дешевой славы такими дутыми сенсациями…
И жаль, что в 1812 году никто не догадался "подсказать" Кутузову с крестным ходом и попами обойти Белокаменную. Глядишь, и француз в нее не вошел бы. А так Кутузов отступил - чтобы победить. Без всякой мистики.
Еще в одном отказало чувство меры Малику Каюмову - он датирует первые победы Советской Армии 1942 годом, "ненароком" умолчав об исторической битве под Москвой, где Гитлеру было нанесено первое крупное поражение. Ах да, там ведь другие святыни город облетали…
У каждого народа, каждой религии есть свои дорогие имена. И потому Малику Каюмову, в искреннем порыве решившему еще раз прославить своего предка, не надо было, походя ущемлять память тех, кто является гордостью другого братского народа - таджикского. Как видим, это вызвало настолько бурную волну негодования, что налицо другая крайность - попытка диктовать соседям, кого им почитать, а чьи памятники убирать. Это уже прямое посягательство на права суверенного государства, чреватое не простыми дипломатическими демаршами, а чем-то большим. Например, война в Нагорном Карабахе тоже вспыхнула после непримиримого научного спора…
Вот и не верь после этого в легенду о "духе войны", содержащемся в гробнице Амира Темура - стоило лишь вновь потревожить его демонстрацией документальных кадров, как разразился этот скандал. Возвращаясь к истории о трех старцах, обратившихся к Айни и Кары Ниязий с просьбой не вскрывать захоронение, следует подчеркнуть - сам факт данного обращения подтверждает и сын Айни. Значит, это уже не легенда, а реальность. Правда, Камол Айни пытается выставить стариков темными фанатиками, даже не умеющими читать. И мол, его отец "просветил" дедов - хоть книга и писана арабскими буквами, но никакая она не священная, а обычная художественная, в которой на фарси описаны фантастические битвы, называется она "Джангнаме".
Далее идет странное уточнение - а слова об Амире Темуре, на которые вы ссылаетесь, приписаны здесь от руки. И что же получается? Сами старики сделать приписку не могли - по словам Айни они даже читать не умели. Тогда кто их написал? Вот о чем бы задуматься спорщикам, а не бить себя в грудь кулаком, утверждая, что его предок "круче". По поводу Амира Темура - он не нуждается в подобной "рекламе", поскольку в многочисленных трудах историков его заслуги полководца и государственного деятеля уже зафиксированы, официально признаны мировым общественным мнением. Амир Темур, при всей противоречивости оценок его деяний, прочно займет свое место в памяти потомков как Потрясатель Вселенной, оказавший большое влияние на судьбы мира.
Еще одна деталь - фильм прокручен по российскому телевидению, шумит о нем пресса Таджикистана, а вот в самом Узбекистане в средствах массовой информации реакции не последовало. И это представляется чисто по восточному мудрым - повлиял или нет "дух войны" Тамерлана на события в 1941 году, для нас, ныне живущих, не так уж и важно. Для нас гораздо важнее то, чтобы неосторожные действия не пробудили этот "дух войны" вторично - ибо развернутая с подачи Камола Айни истерия может серьезно повлиять на состояние таджикско-узбекской дружбы. Ведь нарастание нестабильности в регионе Центральной Азии не входит в интересы не только расположенных здесь стран, но и самой России, показавшей фильм.
|