О.Хакбердиев: В "кривом зеркале" правды не увидишь 16:30 11.04.2004
В "кривом зеркале" правды не увидишь
Одилжон Хакбердиев
(см. также ЦентрАзия, Летят "утки" из Ташкента, 05.04.2004 и Поиск "слабого звена", 08.04.2004)
Жители Узбекистана едва начали приходить в себя после известных недавних событий, как на ту их часть, которая пользуется услугами мировой паутины Интернет – обрушился новый удар – информационный. Представители ряда мировых СМИ бросились наперебой смаковать подробности, с наслаждением шакалов копошиться в смердящих трупах камикадзе, стеная и оплакивая их, а заодно высмеивая целый народ…
Яркий образчик подобных псевдогуманизма содержится в публикации "Christian Science Monitor" (США) за 6 апреля под заголовком – "Устали от насилия в вечерних теленовостях? Смотрите УзбекТВ!". Автор ее, некий Скотт Петерсон, действительно по-скотски, точнее по-свински, похрюкивает под попавшим в беду народом: "Узбеки грустно шутят: "Если хотите оказаться в раю – смотрите УзбекТВ. Если хотите сполна ощутить все "прелести" ада – поживите в Узбекистане".
Нам со стороны сложно судить об адских или райских условиях жизни, как в США, так и в Узбекистане. Зато о том, какой "демократический рай" янки строят в Ираке можно представить хотя бы по тому, что народ "освобожденный" страны до сих пор ведет войну против своих "освободителей". Не дай Бог никому иракского "рая"! Вот тут почему-то хваленые свободные американские телеканалы не дают на США броские репортажи о похоронах убитых в Ираке солдат, о глумлении над их трупами, подвешенными вниз головами на площадях иракских городов. Странно получается у "христианского" мирового зеркала" понимание демократии и открытости…
Автор гневно обличает: "Никак и нигде не упоминалось критика, прозвучавшая со стороны США, руководителей других западных стран, правозащитных кругов о том, что плотный прессинг независимых исламских лидеров, со стороны узбекских властей, вполне мог бы спровоцировать вспышку исламского экстремизма. Власти страны упорно отказываются связывать одно с "другим".
Официальная пресса Узбекистана все это время публиковала телеграммы сочувствия, присланные президенту Каримову от ряда политиков мирового масштаба, а также сообщения о телефонных разговорах Каримова с президентами России и США. Надо полагать, у глав государств не настолько развито столь явное раздвоение личности, чтобы они официально говорили, одно, а неофициально - нечто противоположное. Выходит, столь дружную кампанию американских, английских и российских СМИ по шельмованию Узбекистана оплачивали не федеральные бюджеты, а некто другой. Ведь при всей кажущейся "независимости" все эти "подголоски" готовы исполнить любую "музыку" за хорошую плату…
В той же публикации Скотта Петерсона автор сетует на то, что власть не со всеми делилась информацией. Вот и на пресс-конференцию в Генпрокуратуре Узбекистана кое-кого не пустили. "Иностранная пресса – и в первую очередь российская – допущена не была, за передергивания фактов и искаженное освещение событий". Как видим, объективности ради и ему пришлось, скребя сердце, признать истинную причину отказа официальных властей сотрудничать с непорядочными иностранными СМИ.
Во всей этой истерии, поднятой вокруг Узбекистана рядом СМИ, явственнее ощущается наглое стремление навязать стране западную модель демократии. По-русски это называется лезть со своим уставом в чужой монастырь. Очень четко выразил свое негативное отношение к подобной практике вполне демократичный, известный поэт Казахстана Олжас Сулейменов в недавнем интервью газете "Мегаполис": "Печать, в которой тоже трудно стало определить, где красота человеческого тела, а где, что называется, голая правда. А на востоке все-таки такое откровение не принимается. Культура ислама признает больше табу, чем какая-либо другая культура. А там, где демонстрируются сплошные разрешения и никаких табу, человек сдвигается в сторону животного".
Фактически "оскотинить" людей, вдолбить и в них прозападный культ потребление, сделать их рабами денег и удовольствий – неспособность добиться этих целей даже после 12-м с лишним лет постсоветской жизни, надо полагать, именно она, бессильная злоба движет силами, стоящими за провокационными статьями.
"Безответственные теракты" - автора публикации в "Независимой газете" Владимира Мухина, называющего исполнителей ташкентских взрывов "повстанцами", волнует вполне конкретный вопрос. Кто они, неизвестные герои, наконец-то осмелившиеся бросить вызов самому Каримову? Ау, где вы, отзовитесь – ну дайте хоть одно анонимное интервью? Молчат. Не прельщает их слова и гонорар в российских рублях, долларах США или фунтах стерлингов, евро наконец.
И делается вывод – "усиленное привлечение армии и милиции помогло удержать ситуацию под контролем, а повстанцы не успели провозгласить идеи и лозунги, способные повести за собой людей. Наблюдатели предупреждают, что последние события вызовут новую волну переселенцев-славян, а также представителей других не титульных наций из Узбекистана в Россию". Бедные "повстанцы" - у них хватило времени почти неделю будоражить страну взрывами и перестрелками, а для общения с прессой, особенно иностранной, времени не выкроили. Вот уж в следующий раз, заявляет господин Мухин: "действия против действующего режима окажутся более эффективными".
Это как понимать? В том смысле, что к следующим терактам господа боевики подготовят для СМИ заранее пресс-релизы на основных мировых языках, видеоролики своих интервью для телевидения, клипы с "повстанческими песнями и сюжеты о тренировках в горных лагерях "Аль-Каиды"? А что, пиариться так с размахом, благо наркодолларов хватает.
По поводу переселенцев в Россию. Какой смысл туда бежать – чтобы из огня, да в полымя? Не говоря уже о бесчисленных терактах в областных центрах, в самой Москве стало небезопасно выйти на улицу или в метро спуститься. А с азиатской внешностью там вообще нечего делать – разгул беспредела "скинхедов" милиция застенчиво именуют криминальными разборками. В недавнем случае с афганскими торговцами на базаре это еще как-то оправдано, а чем таким криминальным отличилась убитая в Питере девчонка?
И в заключение хотелось бы – напомнить слова известного русского поэта – "и злые языки – страшнее пистолета" в применении к ташкентским событиям.
|