Бахадыр Мусаев: Размышления социолога в связи с одним убийством в Ташкенте 00:05 23.04.2004
Времена: Размышления социолога в связи с одним убийством в Ташкенте.
Бахадыр Мусаев (Узбекистан).
"…Они по дорогам скачут, свинцом черепа налиты, они не умеют плакать, их души лаком покрыты…" Ф. Гарсиа Лорка, "Романс об испанской жандармерии".
Узбекистанское общество идет вспять. История повторяется. Вновь наступают времена, когда подлость и низость, злоба и страх становятся нормами жизни.
Горько вдвойне, что приходится говорить об этих вещах, не отвлекаясь от таких дорогих сердцу понятиях и словах, как "свобода", "независимость". Однако именно они, эти слова, реально в наших условиях приобрели совершенно иной смысл, чем должны нести сами по себе. Думаю, здесь все ясно без необходимости в построении цепи логических рассуждений. Свобода и независимость от каких- либо нравственных запретов, то есть вседозволенность стала выступать сегодня важнейшей приметой времени.
Она (вседозволенность) обнаруживает себя во всей многоликой мерзопакостной неприглядности, будь- то ложь, клевета или ханжество и цинизм, воровство, донос, правовой и иной беспредел, насилие, убийство… Вот только один пример, который, без сомнения, мало кого может оставить равнодушным. Во всяком случае меня он потряс. И есть стыд, гнев, "немой" крик… Хотелось бы надеяться, что мои "мудрости" на предмет наших с вами общих условий бытия в Узбекистане вызовут импульсы к соразмышлению о времени и о себе. Действительно, что с нами происходит? Где очутилось узбекистанское общество и куда оно неумолимо движется?
28 марта 2004года в Ташкенте на базаре "Чорсу" милиционером был убит человек. Со слов Анвара Тураходжаева, принимающего участие в работе общественной комиссии, созданной независимыми правозащитниками в целях оказания моральной поддержки пострадавшей семье, выявлено в ходе опросов многих очевидцев следующее. Жертвой оказался Ахмаджон Турдыев, пенсионер в возрасте 65 лет, инвалид 2 группы. Аксакал, сделав покупки уже направлялся к выходу рынка, когда столкнулся с милиционером, который избивал молодого извозчика базара. Старик сделал замечание правоохраннику. При этом, он сказал, что несправедливо не давать людям зарабатывать себе на жизнь честным трудом. В ответ милиционер накричал и на пожилого человека, сильно ударил его ладонью в шейной области. Он упал, но поднялся и проклиная милиционера говорил о том, что Аллах накажет за произвол, оскорбление, неуважение старших…Милиционер ударил старика локтем по дыхательному пути. А затем еще и еще. Последний пошатнулся, прошел шагов десять и упал. Из его рта пошла пена с кровью. Все это происходило на виду многочисленных прохожих, продавцов и покупателей. К лежащему на земле подбежала продавщица зелени и пытаясь поднять его голову, хотела дать ему воду. Однако старик, будто уже не дышал. Женщина и вслед за ней другие закричали на милиционера: что ты натворил? Ведь убил человека? На это милиционер, схватив извозчика, повел в сторону участка милиции и через плечо, не поворачиваясь, обронил фразу: " пусть умирает. Одним больше – одним меньше".
Поднялся шум. Неслись проклятия в адрес милиции. Буквально через несколько минут на базаре появилось много милиционеров. Никто не успел опомниться, как они забрали тело старика. По некоторым источникам стало известно, что только в 17.часов власти сочли нужным сообщить семье, что их муж (отец, дед) попал в больницу, не открывая правды. Разрешили забрать тело, которое находилось в морге нового Ташкентского медицинского института лишь к 11 ч. ночи. При этом выдано свидетельство о смерти в результате инфаркта. Вплоть до похорон, начиная с вечера 28 до следующего дня на улице Тахир, махалля "Чарх-камалон" Чиланзарского района (туман) несли дежурство гражданские лица, которые видимо представляли соответствующие службы.
Во время похорон, на кладбище было сказано, что старика убили. Тем не менее, никто из близких не заявил нигде и никому публично о случившемся. В дальнейшем же попытка сестры покойного искать справедливость была пресечена. Ее сына задержали под каким – то предлогом на трое суток. Намек, явно похожий на угрозу, остановил женщину. Супруга убитого через несколько дней побывала на месте происшествия с целью восстановления хода событий. Милиционер, его имя Шухрат, исчез на несколько дней. Вскоре он появился на базаре и продолжает по сей день наводить "правопорядок" на своем участке базара. По прежнему изымает товары, продукты. Так, уже в первый день своего появления, этот доблестный страж порядка, изъял, то бишь прикарманил 12 бутылок растительного масла, три куска мяса, у провинившихся перед ним за что- то продавцов.
Информация к сведению. В качестве виновника событий избрали извозчика. На настоящий момент он в следственной камере. В день убийства был задержан также молодой человек- продавец картофеля, но был отпущен после вмешательства женщин. Согласно свидетельств Шосалимова Жахонгира, работающего на "Чорсу", когда он утром 28 марта в 8ч. 20 минут подьехал к рынку, то у входа на базар стояли более или немногим менее 150 милиционеров с дубинками. " Я услышал, - рассказывает предприниматель, - что убит старик. Собиралась огромная толпа в количестве почти 300 человек. Толпа требовала привести убийцу- милиционера и родственников погибшего. Тело же убитого было окружено милиционерами и оперативниками с фотокамерами. Через полчаса толпа увеличилась вдвое. Милиция вызвала подкрепление. Оно прибыло на 10 автобусах. Со стороны толпы неслись призывы не отдавать тело убитого милиции, наказать виновника, слышались проклятия в адрес милиции, требования отмщения, произносилось имя Аллаха… Под натиском милиции в борьбе за тело убитого толпа отступила…
В соболезновании от правозащитных и отдельных неправительственных организаций, подписанным проф. О. Каримовым, А. Орифовым, Ю Коноплевым и др., выражается искреннее сочувствие семье и близким в связи с трагической кончиной Ахмаджона Турдыева. В частности, подчеркивается, что его поступок по защите неизвестного ему мардикера на рынке Чорсу 28 марта 2004 года от бесчинства милиционера, ставит А. Турдыева в один ряд с истинно национальными героями. Ахмаджон-ака останется в нашей памяти олицетворением порядочности, народным заступником за честь и достоинство человека.
К слову сказать, я посетил его дом. Мне чисто из человеческих чувств захотелось, прежде чем сесть писать эту статью, побывать там, где жил А. Турдыев. Увы, я не сумел вызвать на откровения невестку Ахмаджон-ака. Не трудно догадаться, что власть основательно поработала и с родственниками и с жителями махалли. Но и из скупых фраз обитателей дома по улице Тахира 36, передо мной раскрылся еще один трогательный штрих облика аксакала. У ворот буйной зеленью цветут черешни, которые посадил своими руками и растил Ахмаджон-ака. Невестка рассказывала, что все малые соседские ребятишки называли отца ее мужа " дада", "оппок дада" (т.е. отец, дедушка) из-за его доброты. Как правило, когда созревали плоды черешни, он срывал их и пригорошнями раздаривал, вечно крутившимся вокруг него детям.
Я уходил от дома аксакала с одновременным ощущением невозвратимой потери и приобретением для себя чего-то нового. Не могу объяснить, подобрать нужные слова. Знаю одно: Ахмаджон Турдыев останется в людской памяти. И я убежден, что отныне пепел его доброй живой совести уже начинает стучаться и будет стучать в наших сердцах, звать решать задачи в ситуациях и неопределенности, риска, где нет места позорному благоразумию, оправданию собственной инертности различными доводами, включая философскую казуистику, суфизм. Ведь стара истина, что мир двигают люди с готовностью (именно в условиях риска) решать вызовы времени, его назревшие проблемы. Я говорю о способности совершать личностные поступки. И дай бог, чтобы, перефразируя одного мыслителя, желание гражданственности совпадало с актами гражданственности. Ахмаджон Турдыев ценою жизни преподал всем нам этот урок соединения желания и акта гражданственности.
Приведенный факт, малая капля в море людских бед, где отражается целое. Я имею ввиду не только ситуацию в стране, а и существенные черты социального портрета власти. Ясно как день, что власть действует в свойственной ей возмутительной форме безобразной обыденности, бездушия в отношении своих граждан, которым она между прочим должна служить. Вместо этого власть имущие еще раз продемонстрировали с одной стороны свою косность, с другой - общую морально – нравственную запущенность, агрессивную глупость. От всего этого в совокупности веет духом гнили и мертвечины. Пусть не согласятся со мной в радикальности суждения, но по сути, это так, ибо названные характеристики подтверждаются следующим. Во-первых, налицо убежденность персоналий верхних эшелонов власти, что наиболее действенный путь разрешения проблем и конфликтов заключается в насилии (силовых методах). Во-вторых, наблюдается, присущая руководителям боязнь перемен. В- третьих,так называемая идеология независимости…
Время не ждет. Завтра всегда поздно. Не хочу отрицать, что порой мои размышления принимают пессимистический оттенок. И все же…
Если мы с вами не манкурты, лишенные памяти и понимания собственного Я, то не должны оставаться глухими к несправедливостям и бедам друг друга. Поэтому в заключение позволю привести длинную цитату, не из стремления, как выражается известный чеховский персонаж "Они хочут свою ученость показать", а единственно предоставить возможность читателям зарядиться импульсами к рефлексии. Философ Джон Дьюи предупреждал, что в наших собственных личных установках, в наших собственных общественных институтах "существуют те же предпосылки, которые в других государствах привели к победе внешней власти, дисциплины, единообразия и зависимости от вождей. Соответственно поле боя находится и здесь, в нас самих, и в наших общественных институтах".
Ташкент. 21-22апреля 2004г.
|