С.Абдуллаев - У узбекской оппозиции не получилось объединиться 07:38 13.05.2004
Объединения не получилось, яйца оказались протухшими
Сафар АБДУЛЛАЕВ, независимый политолог
9 мая текущего года в частной гостинице "Малика" г.Ташкента состоялось собрание представителей узбекской оппозиции, которое было призвано объединить их усилия в борьбе с правящим режимом Ислама Каримова. Собрание было представлено такими оппозиционными партиями, как "Бирлик", демократическая партия "Эрк", Партия аграриев, и недавно созданная партия "Свободных дехкан".
Это собрание фактически является очередной попыткой узбекской оппозиции выступать на политическом фронте единым блоком, чему в немалой степени способствуют международные организации, посольства США и Великобритании, а значит и правительства этих стран, испытывающие, видимо, некую эйфорию, вызванную грузинскими событиями, провалившимся армянским сценарием, подслащенные бескровным возвращением Аджарии в лоно той же Грузии. Практика международных организаций в Узбекистане ясно продемонстрировала, что Мухаммад Солих и Пулатов Абдурахим, выступавшие олицетворением узбекского политического "сопротивления", себя не оправдали. Подросшее поколение их не знает, а предыдущее поколение порядком подзабыло. Америке срочно понадобилась новая харизматичная личность, которая могла бы хоть немного оживить узбекскую оппозицию, которая в последнее время занималась междуусобицей, выяснением отношений и подсчетом денег в карманах своих оппонентов.
Экспансия западной демократии в регион с 2000 года начала осуществляться на комплексной основе, с истинным американским размахом. Первоначально, в республике начали функционировать известная правозащитная организация "Фридом Хауз", основанная еще в 40-х годах Элеонорой Рузвельт, представительства Национального демократического института (НДИ), Международного республиканского института (МРИ) и другие.
И если, "Фридом Хауз" занимается усилением влияния в обществе правозащитных организаций, то активность НДИ и МРИ направлена исключительно на политические партии, те же ДП "Эрк", "Бирлик" и партию "Свободных дехкан". Резко возросшая работа этих организаций понятна, в конце текущего года в республике пройдут выборы в двухпалатный парламент. Несмотря на отказ органов Министерства юстиции зарегистрировать "Бирлик", Партию аграриев и партию "Свободных дехкан", при чем, на вполне законных основаниях, узбекское законодательство предусматривает выдвижение кандидатов в депутаты через инициативные группы граждан. Своеобразная лазейка, которую и заинтересованный Запад, и представители оппозиции намерены использовать, чтобы быть представленными в законодательном органе. Итак, харизматичной личностью для лидерства в узбекской оппозиции выбран Маликов Мухаммадбабур, бывший Председатель Верховного Суда УзССР, бывший министр юстиции, и наконец бывший Посол Узбекистана в США, который опасаясь уголовного преследования за совершенные им противоправные действия, а точнее хищения в бытность главного юриста республики, предпочел остаться в США, для чего добился политического убежища.
Автобиография Маликова интересна, хотя и не удивительна. Внуку первого аксакала УзССР Юлдаша Ахунбабаева, Маликову было фактически предначертано с годами войти в политическую элиту узбекского общества. Пользовался он и широкой поддержкой 1-го секретаря ЦК КП УзССР Рафика Нишанова. Карьерный рост Маликова остановился благодаря… ему самому. В разгар известного "узбекского дела", Маликов оказал Гдляну и Иванову самую деятельную помощь. Об этом в тот период сообщала и "Литературная газета", показавшая препоны, созданные Председателем Верховного Суда УзССР Маликовым Бабуром. для московских адвокатов, защищавших подследственных по этому делу,
Таким образом, ставка сделана на Маликова, проводником идей и стратегии которого в Узбекистане выступает Хидоятова Нигара. Личность сей особы, не менее интересна. Выпускница исторического факультета ташкентского университета, где в то время ее отец – Гога Хидоятов являлся деканом, а в научных кругах был известен, как создатель узбекской истории, естественно, через призму советской идеологии. Сама Хидоятова Нигара защитила диплом на тему о басмаческом движении, в известно каком ракурсе, хотя сейчас это называется национально-освободительное движение. В середине 90-х годов сестры Хидоятовы – Нигара и Нодира проходили по уголовному делу, которое было заведено на них ГТК Республики Каракалпакстан за контрабандную деятельность. Сестры наладили широкую сеть закупок кожи крупного рогатого скота и, подделав документы, вывозили в Турцию. Обе были амнистированы.
Ближайшие родственники Хидоятовой Нигары занимаются крупным бизнесом, в том числе и в сфере торговли нефтепродуктами, металлом и хлопком. Тем не менее, Хидоятова решила попробовать себя в политике, для чего заручилась поддержкой Маликова, который, кстати, также является ее родственником. Довольно регулярные финансовые подпитки со стороны некоторых структур США, тех же НДИ и МРИ, позволили Хидоятовой создать на первом этапе, в большей степени виртуальную, крестьянскую партию. Регулярные встречи с представителями ОБСЕ, посольств США, Великобритании, зарубежными журналистами, несомненно, создали для нее некий имидж, чем она попыталась воспользоваться и прибрать к своим рукам лидерство в узбекской оппозиции.
Так называемый круглый стол с участием представителей всех оппозиционных партий, который состоялся 9 мая, и который она профинансировала, был призван закрепить эту цель. Однако, попытка потерпела неудачу, что в принципе, было вполне закономерным. Пулатов Абдурахим и Мухаммад Солих просто так "пальму первенства" отдавать не собираются, что и продемонстрировали их доверенные лица. Ход собрания был нарушен скандалом, с метанием друг в друга тухлых яиц с выкриками о том, что это является "элементом демократии". Узбекская оппозиция хотела показать, что она, все - таки, чему - то у Запада научилась.
Примечательно, что резкой критике со стороны отдельных участников собрания были подвергнуты и представители НДИ, присутствовавшие на мероприятии, и решившие ретироваться, когда стало совсем "горячо". Объединения не получилось. Каждая партия пойдет по своему пути. Западу, видимо, придется пересмотреть свои приоритеты, и начать поиски нового лидера.
|