Глава Андижанского отделения Общества прав человека Узбекистана наказан за сотрудничество с "Фридом хаус" 06:04 19.05.2004
Гос. Президент! Чтобы остановить пытки нужна всего лищь Ваша Воля!
СООБЩЕНИЕ ПРЕСС-ЦЕНТРА ОБЩЕСТВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА УЗБЕКИСТАНА
13 мая состоялось заседание Совета Руководителей Общества Прав Человека Узбекистана (ОПЧУ), на котором приняли участие 5 (из 6-ти) членов Секретариата и председатели Ферганского, Ташкентского, Сырдарьинского, Джизакского, Самаркандского, Кашкадарьинского, Сурхандарьинского, Бухарского областных, Каракалпакистанского республиканского, а также Ташкентского городского отделений ОПЧУ.
На повестку дня были вынесены следующие вопросы:
1) Освобождение от должности председателя Андижанского областного отделения ОПЧУ (АО ОПЧУ) Саиджахона Зайнобитдинова и его исключение из ОПЧУ;
2) Задачи, стоящие перед ОПЧУ, связанные с предстоящими в декабре выборами в Олий Мажлис;
3) Отношение ОПЧУ к отказу министерства юстиции Республики Узбекистан в регистрации "Институту Открытое общество" (Фонд Сороса).
По первому вопросу выступил председатель ОПЧУ Талиб Якубов и объяснил членам Совета Руководителей ОПЧУ почему ставится вопрос об освобождении от должности председателя Андижанского областного отделения ОПЧУ Саиджахона Зайнобитдинова и его исключение из ОПЧУ.
7 апреля на своем заседании Секретариат ОПЧУ рассмотрел вопрос о Саиджахоне Зайнобитдинове. Единогласно было решено поставить данный вопрос на заседание Совета Руководителей Общества.
14 апреля Пресс-Центр ОПЧУ распространил Заявление организации, в котором было заявлено, в частности, следующее:
- ОПЧУ не намерено участвовать в сомнительном проекте, поддерживающем сомнительные политические игры правительства вокруг искоренения пыток из практики следственных и других органов страны;
- ОПЧУ не признает и осуждает участие С.Зайнобитдинова в проекте Фридом Хаус, отвлекающем от истинных проблем предотвращения применения пыток и вводящем в заблуждение узбекскую и международную общественность.
С.Зайнобитдинов как член ОПЧУ и тем более как председатель его региональной организации, знает, что в силу п. 5.4 Устава: "Член ОПЧУ обязан не выступать от имени ОБЩЕСТВА или его организации без соответствующих полномочий". И тем не менее, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны руководителя организации продолжал участвовать в реализации проекта Фридом Хаус в составе "Группы быстрого реагирования на происходящие пытки".
Предыстория данного события такова. Как известно, в ноябре-декабре 2002 года Узбекистан посетил Специальный Докладчик по пыткам Комитета против пыток ООН господин Тео ван Бовен, который по итогам своей инспекции пенитенциарных учреждений страны, а также своих встреч с многочисленными жертвами пыток в следственных органах и колониях исполнения наказаний (КИН) и их родственниками, бесед с правозащитниками вынес решение, что пытки в указанных учреждениях Узбекистана применялись в массовом порядке, систематически. В феврале 2003 года он опубликовал Специальный Доклад, в котором изложил материалы, полученные в ходе своей поездки в Узбекистан. Господин Т. ван Бовен в конце своего Доклада привел 22 рекомендации для правительства Узбекистана, которые должны им (правительством) выполняться.
Приведем здесь формулировку лишь первой рекомендации из данного Доклада:
"во-первых и прежде всего, высшим органом власти необходимо публично осудить пытки во всех их видах. Высшие органы власти, и в частности те, которые отвечают за правоохранительную деятельность, должны недвусмысленно заявить, что они не потерпят пытки и аналогичные виды жестокого обращения со стороны государственных должностных лиц и что те, кто осуществляет руководство во время совершения злоупотреблений, будут нести личную ответственность за эти злоупотребления. Властям необходимо принять решительные меры для того, чтобы таким заявлениям поверили и чтобы стало ясно, что безнаказанности будет положен конец". [Подчеркнуто нами – П.-Ц.].
Как видно, речь в первую очередь идет о Президенте страны, министре внутренних дел и председателе Управления Службы национальной безопасности РУз. Требования данной рекомендации указанными высшими должностными лицами страны выполняться НЕ БУДУТ. Причина проста: после распада СССР феномен пыток возник только в Узбекистане, так как оно (применение пыток) было возведено в ранг государственной политики. Причины данного положения изложены в Части 1Доклада ОПЧУ (по Докладу Специального докладчика по вопросу о пытках Тео ван Бовена, представленный в соответствии с резолюцией 2002/38 Комиссии) от 7 января 2004 года. Нежелание признать феномена пыток недвусмысленно продемонстрировал глава государства в своей речи 4 мая 2003 года при открытии ежегодной сессии Совета директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Ташкенте. Высшие должностные лица понимают, что признание массовости применения пыток означает массовости совершения преступлений со стороны государства по отношению к своему народу или его части.
Так как применение пыток возведено в ранг государственной политики, в следственных органах и КИН страны о прекращении применения пыток и бесчеловечного обращения к подследственным и заключенным И НЕ ДУМАЮТ. Тому свидетельство – развязанная репрессия против части населения страны после известных событий конца марта нынешнего года. Тысячи людей в эти дни подвергаются жестоким пыткам для выбивания от них "признания в совершении терактов". Среди них немало женщин. Для поддержания своего имиджа "борца против исламского экстремизма и терроризма" власти постоянно должны арестовывать людей и выбивать из них "признания". Это осуществляется только с применением пыток.
С другой стороны, власти Узбекистана оказались в крайне неблагоприятном положении. И ООН, и руководство ЕБРР и другие международные организации требуют от них признания массовости применения пыток. И признать сей факт НЕЛЬЗЯ, и остановить применение пыток НЕ ХОЧЕТСЯ! Вот тут-то власти прибегли к "НАЦИОНАЛЬНОМУ ПЛАНУ действий по реализации рекомендаций Специального докладчика по пыткам Комиссии ООН по правам человека". Они хотят искоренить пытки из практики следственных органов и КИН при помощи "Национального плана"!? Более кощунственного ПЛАНА вряд ли можно придумать!
Обращаясь к Президенту страны хочется сказать:
Господин Президент! Для того, чтобы искоренить пытки нужна всего лишь Ваша ДОБРАЯ ВОЛЯ. Вы и только Вы можете в приказном порядке остановить применение пыток. Ни З.Алматов (МВД), ни Р.Иноятов (СНБ), ни Р.Кадыров (Прокуратура) не могут это осуществить!
Люди поймут Вас правильно, если под Вашим руководством будут разработаны НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ по поднятию до уровня мировых стандартов сельского хозяйства, национального образования, здравоохранения и т.д. Но, чтобы остановить палачей З.Алматова, Р.Иноятова, Р.Кадырова (Прокуратура), Р.Кадырова (ГУИН) "Национальный план" не разрабатывается. Это кощунство, это издевательство над своим народом! Не более того.
О массовости применения пыток впервые заговорили ПРАВОЗАЩИТНИКИ еще в начале 90-х годов прошлого столетия и неустанно говорят об этом до сих пор. Эту тему они поднимали на международных конференциях, обращая внимание международных организаций на это социальное зло. О массовом применении пыток стали говорить представители посольств демократических стран, журналисты зарубежных СМИ, Радио "Свобода", "Голос Америки", ВВС, международных правозащитных организаций. Трижды правительство Узбекистана отчитывалось на сессиях Комитета против пыток и Комитета по правам человека ООН, и во всех случаях правозащитники Узбекистана представляли этим Комитетам альтернативные доклады, раскрывая репрессивную суть политики правительства. Благодаря этим общим усилиям мир узнал о пытках в Узбекистане.
Теперь к своему "Национальному плану" власти хотят приобщить и правозащитников. Цель очевидна: они хотят показать международным организациям, что мол и правозащитники поддерживают их план по искоренению пыток. Убедить международные организации в свою глупую затею!
Они втянули в эту грязную игру не только определенную группу ["Группа быстрого реагирования …] правозащитников, но и местный офис американской организации Фридом Хаус. Еще в сентябре прошлого года руководство ОПЧУ заявило представителю Фридом Хаус, что в этой грязной игре ОПЧУ участвовать не будет. Позже стало известно, что в "Группу быстрого реагирования" включены С.Зайнобитдинов и Мели Кобилов, председатель Джизакского городского отделения ОПЧУ. Несмотря на неоднократные предупреждения, как было сказано выше, С.Зайнобитдинов продолжал участвовать на встречах с представителями силовых структур страны по обсуждению "Национального плана".
13 мая С.Зайнобитдинов, как член Совета Руководителей ОПЧУ, должен был участвовать на его заседании. Он заранее был информирован о месте и времени проведения этого заседания. Однако, он проигнорировал заседание Совета Руководителей, уехав утром 13 мая в Чарвак на очередную встречу с силовиками.
Совет Руководителей почти единогласно (при одном воздержавщемся) проголосовал за освобождение С.Зайнобитдинова с поста председателя АО ОПЧУ и исключение его из рядов ОПЧУ.
Пресс-Центр уполномочен заявить, что впредь Сайиджахон Зайнобитдинов не является членом Общества Прав Человека Узбекистана и не может представлять его на какой-либо официальной или неофициальной встрече, подписывать какие-либо документы от имени АО ОПЧУ.
Секретариат и Совет Руководителей ОПЧУ в скором будущем намерены рассмотреть вопрос, связанный с участием Мели Кобилова в проекте Фридом Хаус.
Передал Хазраткул Худойберди, Email - opposite@stopdictatorkarimov.com Источник: www.stopdictatorkarimov.com 18 мая 2004 г.
|