КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 16.06.2004
23:42  Ташкент дал "зеленый свет" российскому капиталу
22:28  Д.Сарыгулов: Новое мировоззрение - как основа новой цивилизации
21:06  В Нью-Йорке негры зарезали русского, защищавшего свою девушку
19:37  "Казахстанский путь. Программа-2009". Н.Назарбаев во главе партии "Отан" идет на выборы
17:04  В российской Перми арестован опасный таджикский террорист. Имя пока не названо
13:30  "Газета СНГ" - Путин "сверяет часы" с Назарбаевым и Ху Цзиньтао
09:40  Жибек жолы: на казахстано-узбекской границе вновь инцидент - узбекские пограничники стреляли в своих

09:30  А.Кудряшов - "Умирающие города" Узбекистана, или Красногорские каменоломни
09:17  Россия продаст туркменский газ Европе. "Газпром" делится радужными планами
09:00  Вышел в свет учебник "Новая узбекская литература" (на русском языке)
08:25  Глава Администрации Н.Назарбаева И.Тасмагамбетов - Немного о "черном пиаре" (интервью)
07:37  Главного омбудсмена Киргизии Т.Бакир уулу обвиняют в... нарушении прав человека
07:35  "НГ" - В гостях у Буша. Карзай боится насилия и выборов
06:52  В Ташкенте наступает "День ШОС". Что ждать от саммита
06:44  Б.Закиев (глава Погранслужбы РК) - "Люди не признают казахстано-узбекских границ"
05:07  В.Ляганов - Интернет нереального времени. Как спецслужбы Узбекистана воюют с "вредными" сайтами
04:42  Фр. Форсайт - Семь фронтов современных войн: США терпят поражения от "фронта мировых СМИ"
04:33  Представитель Турции избран генсеком Организации Исламская конференция
03:13  В.Нурмухамедов - Не пропить и не... отмыть. Как Узбекский Парламент борется с легализацией крим-капиталов
03:09  Агент по особым поручениям. Назначение Рушайло главой Исполкома СНГ выгодно только Березовскому
02:35  Узбекистанцы смогут летать в США через Ригу
02:02  К.Сыроежкин - Россия и Китай умышленно позволили США втянуться в конфликты ЦентрАзии, чтобы...
01:56  М.Лаумулин - Запад и ЦентрАзия. Слова и дела "империалистической хунты"
01:45  "Репортеры без границ" требуют освободить узбекского журналиста Р.Шарипова
01:03  Г.Касымов - Узбекистан: индустрия наказания инакомыслящих. Дело Санджара Хабибуллаева
00:54  "Будьте осторожны, президент!" Таджикские власти пытаются взять под контроль всю прессу
00:53  Глава МИД России Лавров улетел на саммит ОИК. Преодолевать отчужденность Востока с Западом
00:52  The Tribune - Индийские войска в Ирак не поедут. Позиция тверда и неизменна
00:51  "Большая тридцатка" самых богатых в СНГ: А.Тойгонбаев, Г.Рахимов, Н.Субханбердин и др.
00:50  Спецназомания. Миграционная служба России хочет обзавестись собственной полицией
00:49  Денег меньше, чем счетоводов? Киргизия сокращает число служащих НацБанка
00:42  СНГ-2 готовится к войне с Грузией. У них свой договор о Коллективной безопасности
00:30  "БИРЛИК": Фонд Сороса делал в Узбекистане благородную работу (заявление)
00:04  М.Молинари - Саудовский трон содрогается под ударами "Аль-Каиды"
00:02  "Президент и правительство - народ вас накажет!" В Бишкеке вновь митингует оппозиция
00:01  А.Акаев ставит задачу отказаться от всех программ МВФ с 2007 года
Вторник, 15.06.2004
21:51  В Ираке взорван главный нефтепровод. Экспорт нефти встал
21:00  Премьер-министр Японии Д.Коидзуми обвинен в изнасиловании
20:02  Совместный брифинг И.Каримова и Ху Цзиньтао в Ташкенте
19:58  В Кабуле демонстрация. 100 человек и два кандидата в президенты требуют отставки Карзая
17:46  Книга Майрам Акаевой "Звезды науки" издана в Минске на белорусском языке
17:37  Между Киргизией и Казахстаном осталось "несколько" спорных пограничных участков. Несмотря на заключенный договор
16:50  Самораспустилась проправительственная "Партия единства Кыргызстана" экс-премьера А.Муралиева
16:44  "Газпром" сокращает поставки газа в cтраны СНГ и Балтии на 2,5 млрд кубов
14:00  Шавкат Рузиев - Узбекская оппозиция: мифы и реальность
13:58  Washington Times - Американцев в Ираке убивают опытные чеченские наемники
13:05  Кыргызстан: "Фридом хауз" vs. "Ала-качуу". Похищение невесты: добрый обычай или дикая традиция?
12:53  В казахстанском Петропавловске восстанавливают дом хана Абылая, построенный по приказу Екатерины II
12:39  Определена точная дата выборов в Казахстанский Парламент - 19 сентября 2004
12:38  Казахстан начинает отчуждение земель для погранохраны вдоль границ со всеми странами СНГ
11:28  "Парижский курьер" - Страна-застенок. Борис Шихмурадов против Сапармурата Туркменбаши
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Д.Сарыгулов: Новое мировоззрение - как основа новой цивилизации
22:28 16.06.2004

Новое мировоззрение - как основа новой цивилизации
Миропонимание народов древнего Алтая
О новой эре в истории человечества и ее духовных лидерах

Дастан Сарыгулов, учредитель фонда "Тенгир Ордо"

I. Новое мировоззрение - как основа новой цивилизации.

Как и сама жизнь, глобализация показала несметное число граней, аспектов, ситуаций, характеризуемых сотнями параметров, проявляемых в каждой стране мира неповторимым и своеобразным сгустком противоречий, конфликтов и тяжелейших проблем.

С каждым годом все больше публикуется исследований, монографий, журнальных и газетных статей, посвященных глобализации, раскрывающих ее суть и значение в современном мире.

Поэтому не вдаваясь в смысл, содержание и будущее этого явления, считаю важным остановиться на том, что глобализация возвестила миру о наступлении новой эры в истории человечества и необходимости поиска основ новой цивилизации.

Эпоха глобализации, по своей сути, стала тяжелейшим переходным периодом человечества от старого, господствовавшего более 3хтысячелетий мировоззрения и миропонимания (которое концентрированно выразилось в антропоцентризме, антропоморфизме и антропомеханизме, нашедших свое отражение в известных мировых религиях) к новому мировоззрению и миропониманию, такому, которое единственно может стать основой новой цивилизации и соответственно - новой эры в истории человечества.

Глобализация де-факто объединила весь в мир в одно мегаобщество, никогда ранее не существовавшее, которое имеет свои причинно-следственные связи, логику развития и существования.

Сильнейшие державы мира безуспешно пытаются решать проблемы мегаобщества, определять его развитие с позиций оправдавших в рамках своих государств понятий, методов и подходов, которые все меньше дают положительных результатов, а порой - вступая в противоречие с иной природой мегаобщества, еще более усугубляют обстановку.

Глобальное общество, имея присущие только ему законы и правила существования и развития, требует фундаментально нового мышления и новых понятий, новой философии и нового миропонимания, к чему сегодня не готовы не только миллиарды людей, но даже большинство политиков, ученых, религиозных и общественных деятелей.

Проблемы мегаобщества настолько масштабны, что ни одно государство мира, даже самое мощное - уже не в состоянии их решить в одиночку.

Всепланетарный характер этих проблем (парниковый эффект, озоновые дыры загрязнение вод и атмосферы, всевозрастающая численность населения, наркомания, коррупция, проституция, СПИД, торговля людьми и оружием, экстремизм, терроризм, голод и социальное неравенство миллиардов людей, алкоголизм, депрессия, психические болезни, истощение природных ресурсов и др.) может быть решен только объединением усилий стран и народов планеты (включая самые бедные и отсталые).

Но возможно ли это, а если возможно - то на какой основе и на какой идее, на каких принципах и условиях?

Ведь глобальные проблемы современного мира - не от Всевышнего, не от Природы, их породило само человечество.

Они есть закономерное следствие заблуждений и ошибок прошлых и нынешних поколений людей, не эффективного (а порой и порочного) управления странами и народами, неверного понимания сути человека, его природы и современного мира в целом.

В глубокой основе этих проблем лежат доставшиеся нам в наследство от прошлых веков человеческих, национальный, региональный, государственный, религиозный, партийный, континентальный, корпоративный эгоизм и амбициозность.

Раздираемый религиозными, идейными, межнациональными и межгосударственными конфликтами и противоречиями, мир не в состоянии увидеть и понять, что его ожидает неминуемый крах и жесточайшее поражение в той войне, которую он давно объявил и ведет против Природы, а значит и против Всевышнего ("мы покорим Природу", "повернем реки вспять", "сделаем сказку былью" и др. лозунги ХХ века лучшее тому свидетельство).

Масштабы и размах дегуманизации, потери людьми человеческого облика, подняли духовные и морально-нравственные понятия по своей значимости к категории экономических, социальных и политических проблем.

С каждым годом все больше убеждаемся, что бездуховность, аморальность, безнравственность для семьи, для общества, для государства и всего человечества экономически, политически и социально не выгодны, разорительны и убыточны.

Жить по моральным и нравственным нормам - наиболее рационально, эффективно, выгодно и в решении глобальных проблем ему нет другой альтернативы.

Мировые религии в силу их консервативности, догматичности и фундаментальным концепциям, основанным на мировоззрении антропоцентризма и антропоморфизма, уже не отвечающим реалиям мегаобщества, не только не в состоянии генерировать новые идеи и принципы объединения человечества, но не в силах справиться с внутри конфессиональными течениями и конфликтами.

Мир успевает измениться быстрее, чем удается сформировать тот или иной научный взгляд или концепцию, пытающуюся его объяснить.

Все это подтверждает то, что в мире появились новые условия и обстоятельства, никогда ранее не имевшие места в истории человечества.

Таких обстоятельств пять:

Первое. Человечество уже вышло за рамки относительно самостоятельных, автономно-локальных очагов развития, ограниченных границами государства, их союзов и континентов.

Все страны и народы (независимо от их воли и желания) оказались объединенными общими экономическими (хозяйственными, торговыми, финансовыми),политическими, экологическими, преступно-криминальными, коррумпировано-олигархическими, коммуникационными связями, общими пороками и болезнями (наркомания, проституция, СПИД, социальное неравенство, голод и нищета миллиардов людей).

Паутина глобализации плотно и окончательно оплела своими "стальными" нитями народы, традиции, культуры, религии, национальные экономики, при этом ужасный и опасный паук человеческих пороков своим ядом ежегодно убивает души сотен миллионов людей планеты.

Второе. Впервые за всю историю планеты Природа (а значит и сам Всевышний) перестала быть пассивной средой обитания людей, став решающим и определяющим фактором в судьбе человечества (парниковый эффект, озоновые дыры, истощение ресурсов, массовое загрязнение вод, почв, атмосферы, нехватка питьевой воды и т.д.).

Речь не идет только о катастрофически растущих затратах на охрану окружающей среды, заставляющих многие страны менять экономическую политику, речь не идет только о том, что уже каждая третья болезнь связана с ухудшением среды обитания человека и необходимостью отказа от агрессивного, ничем не оправданного и не разумного перепотребления, характерного для "золотого" миллиарда человечества.

Проблема намного глубже. Уже не наука и ученые, не политики и интеллигенция, а сама Природа (т.е. Всевышний) отвергает заблуждения, ошибки и пороки человечества, аккумулированные в устаревшем восприятии мира, уже отсталом понимании сути и природы человека, общества и государства, смысла их жизни и существования.

Уже Природа сама отторгает идеологию капитализма, суть которой заключается в беспредельном и ничем не ограниченном обогащении, расточительстве и неуемном потреблении (в ущерб Природе, будущим поколениям, морали и нравственности).

Жизнь и деятельность развитых стран (развитых материально, но деградирующих духовно), к которым так часто апеллируют отечественные демагоги, популисты и политики всех мастей, является, по сути, разрушением не только среды своего обитания, неоколониальной эксплуатацией бедных и отсталых стран, но и разрушением человеческого облика, внутреннего мира миллиардов людей планеты.

Экономическое благополучие и процветание этих стран базируется на эксплуатации всех человеческих пороков (алчности, жадности, эгоизма, жажды удовольствий, стремлении к роскоши и праздной жизни, культе денег, насилия и развлечений и т.п.), которая уже привела к ничем не оправданному сверхпотреблению, уничтожению лесов, почв, озер, рек, морей (Арал) и их необратимому загрязнению.

Время, как фактор Природы, тоже впервые за всю историю человечества стало доминирующим и активным фактором, определяющим судьбы народов Планеты и их развитие, т.к. несвоевременное решение проблем (в экономике, политике, экологии, нравственности, в социальной сфере и т.п.) делает их необратимыми и в силу этого - непоправимыми.

Третье. Впервые за всю историю человечества антропогенная нагрузка стала реально близкой и сопоставимой с потенциалом ресурсов Планеты (если не изменятся способы и виды человеческой деятельности, в ближайшие сто-двести лет прогнозируется исчерпание ресурсов планеты с катастрофическими последствиями).

Если в течение восемнадцати веков нашей эры численность людей на планете возросла с 230 миллионов до 900 млн., то только за последние два столетия она достигла 6,5 миллиарда (несмотря на самые жестокие и кровопролитные мировые войны ХХ века).

Естественно, все заблуждения, ошибки и пороки человечества, как доставшиеся в наследство от прошлого, так и культивируемые и обильно взращиваемые индустриально-урбанизированной техногенной эпохой современных варваров, с двумя-тремя дипломами и миллионами долларов на банковском счету, тиражируются и многократно возрастают пропорционально численности населения планеты, делая масштабы социальных, политических, экономических, религиозных, нравственных, моральных и экологических проблем катастрофическими по своим последствиям и разрушительному воздействию на людей и природу в целом.

Четвертое. Капитализм, с идеологией беспредельного обогащения, жаждой наживы, культом эгоизма, денег и насилия, привел к решению многих вопросов материального бытия человечества но при этом, нанес, (экономически стимулируемый и поощряемый) сокрушительный удар по его духовно-нравственному облику и моральному состоянию.

Масштабы бесчеловечности, жестокости, беспринципности, эгоизма, лицемерия, потери стыда и совести, черствости, бездушия, алчности, вещизма в сочетании с коррупцией, наркоманией, алкоголизмом, проституцией и т.п. стали сводить почти на нет усилия и результаты в сфере общественной деятельности и государственного управления. Сегодня, как никогда, на небывалую высоту поднялось роль и значение человеческих качеств. Дело в том, что решения глобальных проблем ХХI века не возможно добиться силовыми и административными методами, законами и угрозой наказания за их неисполнение, т.е. принуждением.

Решение этих проблем находится за пределами ресурсов государственной машины. Ни страхом наказания, ни деньгами нельзя сделать человека добрее, отзывчивее, милосерднее, сострадательнее, честнее, порядочнее, отказаться от вещизма, алчного потребления, роскоши и бездушия.

Возможности решения сложнейших ситуаций начала III-тысячелетия находятся только в сфере внутреннего убеждения людей, базирующейся на вере и сознании, основанных на новом мировоззрении и миропонимании, адекватно отражающих реалии, суть и содержание современного мира.

Пятое. Развитие науки и техники все больше показывает, что во многих ее областях отмечается застой, а ряд достижений по истечении времени оказываются для общества более вредными, чем полезными (гербициды, пестициды, генно-модифицированные растения и т.д.).

В лечении психических, наследственных болезней, в изучении деятельности мозга и сна, кроветворных и иммунных процессов, сути современных социально-общественных явлений не наблюдается существенных результатов.

Скорее всего потому, что успехи в этих сферах (как и во многих других отраслях науки и человеческой деятельности) находятся за границами нынешнего понимания сути человека, его организма и смысла жизни, устаревшего взгляда на Природу, место человека в ней, т.е. находятся за пределами сформировавшегося за последние три-четыре тысячелетия миропонимания и мировоззрения, характерных сегодня для большинства людей на планете.

Это мировоззрение и понимание мира нашло свое отражение в мировых религиях, философских, исторических, общественных, естественных и прикладных науках, а также как априори воспринимаемых истинах, лежащих глубоко в подсознании миллиардов людей, никогда большинством не осмысливаемых и не оспариваемых.

* * *

По всей видимости, человечеству предстоит совершить два фундаментальных изменения в своем сознании и мышлении, перейдя к совершенно иному восприятию мира.

Первое. Тысячелетиями человечество было убеждено, что Солнце и планеты вращаются вокруг земли. Коперник, заявивший, что Земля вращается вокруг Солнца, чуть не поплатился за это жизнью.

И сегодня мировая экономика, наука и техника, политика, философская и общественная мысль отражают и являются результатом базовой концепции, что Человек - самая высшая ценность в этом мире, высшее создание, а Природа - мертва и является по отношению к Человеку второстепенным.

Человек, тем самым, поставлен в центр этого мира, вокруг которого Природа и должна "вращаться". Как в птоломеевской картине мира.

Эта концепция и торжество научно-технического прогресса привели к засилью сугубо материалистического (а порой и механического) взгляда на Природу, общество и самого Человека в целом.

В центр бытия поставлен не столько сам Человек, сколько его телесная составляющая со всеми пороками и жаждой бесчисленных желаний и тысяч удовольствий, поскольку все это приносит десятки триллионов долларов наживы и обогащения.

Это миропонимание должно быть изменено на прямо противоположное: Природа должна стоять в центре мира, а человек - всего лишь как малая ее частица, неразрывно с ней связанная внешними (т.е. видимыми) и внутренними (т.е. невидимыми) связями (на уровне ядерных, гравитационных, магнитных и других полей).

Природа, как и солнце, должна находится в центре нового миропонимания, а Человек (как и все остальные живые создания) подобно планетам, должны "вращаться" вокруг нее.

Второе. В современном понимании Человека учеными, медиками, политиками, социологами нет места его Духовной составляющей.

В учебниках по медицине дано строение клетки, но не сказано, что в ней есть то, что делает ее живой, секрет чего еще никем не раскрыт.

Человек понимается только как то, что воспринимается физически - тело, органы, сосуды, нервы и т.п. При этом Душа его считается понятием религиозно-нравственным, философским, не осязаемым, не видимым - следовательно, не материальных и не существующим.

Исходя из такого убеждения, ученые, политики, экономисты, социологи уверены, что поведение человека и его деятельность можно предсказать методами численного анализа.

Но разве можно измерить или выразить каким либо числом горе, жалость, надежду, честь, достоинство, преданность, волю, мужество, раскаяние, сострадание, милосердие, порядочность, алчность, лицемерие, зависть, подлость, любовь и веру человека?

Механический взгляд и примитивное понимание человека, не признание и игнорирование его Духовной сути сделали человечество тяжело больным психически и духовно.

Сотни миллионов людей испытывают депрессию, 20 млн. ежегодно пытаются совершить суицид, миллион из которых спасти не удается.

Настало время в понимании человека признать его Душу, поставив ее в "центр" человека, а тело "вращающимся" вокруг него. Рассматривать душу как реально существующее физическое явление, материализующееся в виде энергетического поля, являющегося составной частью (наряду с гравитационным, электромагнитным, тепловым, ядерным и др. полями) единого поля, определяющего многообразие всех процессов во вселенной.

Современный мир держится на эгоизме, алчности, корысти и зависти (стать как можно богаче, в ущерб всему и вся, любой ценой, получить как можно больше прибыли, сделать карьеру и т.п.) Все эти качества - основа конкуренции, движущей силы капитализма.

Главной проблемой современного мира считается проблема постоянного экономического роста, удовлетворение безграничных человеческих потребностей.

Экономика является показателем развития и цивилизованности общества.

На службу всему этому поставлены наука, политика, философия, техника, технология и т.п. И все это стало главной целью и смыслом существования человечества.

Но разве нормально, когда человек, живущий 70-90 лет, считает вечную Землю (которую он не создавал) своей частной собственностью?

Земля, которая породила человека и где он находит свой вечный покой, рассматривается им всего лишь как ресурс, сырье, товар и средство обогащения?

Почему растения, деревья, которые как и люди, рождаются, растут, стареют, умирают, оставляя потомство, рассматривается современным человеком как мертвое, неживое, к которому не должно был сострадания и жалости?

Если взять насекомых, птиц, животных и т.п. - ведь они наделены той же жизнью, что и человек. Да, человек выше всех их по уровню развития.

Но не он дает им жизнь и не ему ее отнимать.

Вода, дающая жизнь всему и вся в этом мире (как и воздух, тепло Солнца) представляется человеку ХХI века мертвой, к которой можно соответственно и относиться (загрязнять, безрассудно расходовать и т.п.).

Чтобы ни создал человек - все это ничто в сравнении с водой, любым растениям или насекомым, т.к. не воспроизводит себя, не приспосабливается, не видоизменяется соответственно меняющимся условиям мира.

В мертвом мире один плюс один всегда равно двум. В живом мире один плюс один может быть равным нулю, единице, двум, сотне, тысячам или даже миллионам новой жизни.

Качество и смысл человеческой жизни не измеряется ее продолжительностью и объемом полученного удовольствия, т.е. количеством прожитых лет.

Оно измеряется многими иррациональными понятиями, а в конечном итоге - тем, насколько он гармонично существовал с Природой, служил и приносил пользу людям, был в согласии со своей совестью и внутренним миром.

Сегодня с неоспоримой очевидностью можно утверждать, что люди, лишенные контакта (я уже не говорю об общении) с живой Природой становятся душевно деформированными, ущербными, с явно заметными отклонениями в психике, сознании и восприятии мира.

Лавинообразно растущие явления терроризма, экстремизма (уже сейчас можно сказать, что ХХI век войдет в историю как эпоха смертников-камикадзе, добровольно лишающих себя жизни только для того, чтобы выразить протест), кризиса экологии, духовности и нравственности, а также бессилие человечества в борьбе с ними вынуждают пересмотреть и переосмыслить фундаментальные и базовые понятия на мир, материю и дух, Природу, по новому посмотреть на суть и понимание самого Человека, их причинно-следственные связи, логику взаимоотношений и смысл существования.

II. Мировоззрение народов древнего Алтая.

В контексте вышесказанного представляет особый интерес понимание и восприятие мира эпохи неолита, энеолита и первой половины бронзового века, нашедших концентрированное выражение в Тенгрианстве, образе жизни и поведении его последователей - народов древнего Алтая.

"Можно полагать, что Алтайские языки, как типологически сходные образуют единство и в генетическом плане, будучи языками, развившимися из одного праязыка" - пишется в книге "Языки мира. Тюркские языки" (Российская академия наук. Институт языкознания, том 2, Москва, 1996г. стр.8).

Атлас языков Мира (1996г., by Quarto inc. Лондон, 1998г. перевод т.Парфеновой, 1998г. Лик пресс, Словакия, стр.46-49) к Алтайским языкам, отличающимся общими чертами - агглютинацией и сингармонизмом, относит тюркские, монгольские, тунгусо-манчжурские, корейский и японские языки.

Тенгрианство сформировалось до периода распада Алтайского праязыка, о чем свидетельствует тот факт, что несмотря на обширные территории миграции народов древнего Алтая (более 75% территории Центральной Азии), они везде сохраняли (вплоть до Х-ХIХ веков н.э.) основы Тенгрианства (Тенгир, Умай-Эне, Кут, Кызыр и др. понятия).

Современные исследования относят период распада алтайского праязыка к Х тысячелетию до н.э. ( О.П.Суник), VII тысячелетию до н.э. (С.А.Старостин) (Языки мира. Тюркские языки. Стр.8).

Само слово Тенгир происходит от древнеалтайского - "ТЕНГ" (равный, равновесный, справедливый) и "ИРИ" - бескрайний, необъятный, могущественный.

Древние алтайцы понимали Всевышнего Создателя равноотносящимся ко всему в этом мире и это качество воспринималось как безграничное и необъятное. (Солнце, Луна, Звезды светят всем одинаково; и людям, и животным, и насекомым, и птицам. Все, что дает Всевышний - он посылает всем в равной степени и в равной доле, никого не обделяя. Всевышний уравновесил день - ночью, жару-холодом, легкое-тяжелым, жизнь-смертью, добро-злом, созидание-разрушением, твердое-мягким, здоровое-больным, сухое-влажным, сладкое-горьким и т.д.).

Слово Тенгир и фундаментальные понятия Тенгрианства и сегодня можно встретить в среде простых людей у всех народов, прародиной которых был древний Алтай.

По сути и смыслу синтоизм (если отбросить влияние и наслоения буддизма) есть Тенгрианство (преклонение перед природой, духами предков, сохранение их обычаев и традиций). Духовные корни Даосизма и Буддизма - тоже Тенгрианство. Зороастризм - это есть "модернизированное" к своей эпохе и времени Тенгрианство.

Но для нас важно другое обстоятельство. То, что в Тенгрианство нашло отражение положение и состояние человека той исторической эпохи. Полностью зависимый от Природы, с каменным орудием, у человека и мысли не могло возникнуть о том, что он выше Природы.

В тех исторических условиях он не мог даже подумать, что стоит выше животных (в борьбе за выживание они находились почти в равных условиях).

Человек того времени не мог себя представить в отрыве, обособленно от Природы. Он всегда себя чувствовал ее неразрывной частью, единым целым с землей, горами, реками, облаками, животным и растительным миром. Природа однозначно воспринималась им как мать и кормилица людей и не только людей, но и всего, что их окружало.

Поскольку Природа - была Матерью, дающей жизнь всему окружающему, то она никак не могла быть мертвой.

Даже земля и реки, застывшие (и как бы "умершие") зимой оживали весной. Весной оживали поля, горы, леса, растения и деревья.

Поэтому смерть человека понималась как завершение его телесной жизни, а душа продолжала жить, становясь Арбаком.

Люди преклонялись Природе, Арбакам, Тенгиру - как Всевышнему, Умай-Эне - как великой силе, обеспечивающей восполнение и возрождение всего в этом мире и почитали заветы своих предков - Арбаков, бережно храня их обычаи и традиции.

Относясь ко всему как к живому, имевшему вместе с человеком равные на все права, человек и жил соответствующим образом. В его создании доминировало убеждение, что неоправданно "убивать" растения, деревья - это тяжелая вина, за которую человек (или его дети) обязательно поплатятся.

Тенгрианство не было и не могло быть религией (в современном ее понятии).

В условиях присваивающего и начального периода производящего способа хозяйствования (поздний неолит и эпоха энеолита) не могло быть касты (сословия) священнослужителей (живущих и процветающих за счет религии), церквей, мечетей (с их богатым убранством и роскошью), святых книг и писаний, тенгрианство не могло служить орудием эксплуатации и подчинения людей государству (или какому-нибудь сословию). Практически, Тенгрианство не могло быть использовано кем-то (или группой людей) в своих корыстных целях (как это происходило с религиями).

В нем не было и не могло быть лицемерия и двуличия (присущих религиям), поскольку смысл и содержание Тенгрианства полностью соответствовало Природе, ее восприятию людьми и подтверждалось повседневной жизнью, в нем не было ничего надуманного, лишнего, т.е. Тенгрианство было убеждением людей, совпадающим с их образом жизни (чего не скажешь о миллиардах последователей мировых религий).

И только значительно позже, в эпоху конца энеолита, освоением железных орудий и уменьшением зависимости людей от природы и их социальным расслоением появились идеи антропоцентризма, антропоморфизма, нашедших позднее концентрированное выражение в Торе, Библии и Коране.

Не секрет, что основоположники иудаизма, христианства и ислама дали идейные, духовно-нравственные основы своих учений. Они не занимались писанием святых книг, это было сделано десятилетия (а порой и столетия) спустя при доминировании и отражении государственной политики и идеологии значительно позднего периода.

Есть три причины того, что и сегодня Тенгрианство понимается и интерпретируется учеными, философами и исследователями - историками как язычество.

Первая. Исследователи, путешественники прошлого, находясь у народов, исповедующих Тенгрианство, (преимущественно кочевников) не видели традиционных атрибутов религии (к каковым они привыкли), а именно: церквей, мечетей, храмов, святых книг, писаний, религиозных служителей и т.п.).

Их сознание и мышление находилось полностью во власти антропоцентристского и антропоморфисткого мироззрения (зачастую ими даже не осмысливаемого, усвоенного с молоком матери).

Вторая. В эпоху диктата и господства религии (инквизиции, отлучения от церкви и ислама, не допущения какого то ни было вольнодумства) все иное должно было восприниматься и истолковываться как отсталое, нижестоящее, не совершенное и не развитое (т.е. только как язычество, примитивное, упрошенное, наивное и т.п.). И сегодня часть ученых, будучи приверженцами той или иной религии, не могут (а порой и не желают) объективно исследовать суть и основы Тенгрианства.

Третья. Приверженцы и сторонники Европецентризма не хотят и не могут допустить того, чтобы в истории человечества была признана еще одна мощная цивилизация, основанная на мировоззрении Тенгрианства. По их мнению, этот громадный пласт в истории человечества должен быть покрыт пылью забвения и мраком тысячелетий прошлого.

Вся культура, по их мнению, должна начинаться только с Египта, Междуречья, Мохенджо-Даро, с иудаизма, христианства и ислама, даосизма, буддизма, с философии Древней Греции и Рима.

Почему все религии и этические учения зародились на Востоке?

Потому что еще в VI-VIII тысячелетий до н.э. по всему Востоку распространилось Тенгрианство - духовно-нравственный фундамент всех религий, их мировоззренческая концепция и идеология.

Мировоззрение Тенгрианства, лишенное корысти, лицемерия и не нужной роли посредника между Всевышним и Человеком, оставило людям Великое и Вечное знание Духовности, Нравственности и Гуманизма, воплощенное в обычаях и традициях многих народов Азии до христианского периода.

Это мировоззрение до конца XVIII-ХIХ веков хорошо сохранили казахи и кыргызы в силу двух обстоятельств:
- кочевого образа жизни (в полном согласии с Природной и в неразрывном единстве с ней);
- того, что Тенгрианство впиталось в их обычаи, традиции, менталитет, язык, культуру, историю, общественное устройство, опыт и навыки общественного управления.

Эти народы никогда не знали деспотического правления, наследственных монархий, религии, как инструмента насилия, подавления воли и эксплуатации большинства меньшинством, народных бунтов, восстаний и гражданских войн, рабовладения, инквизиции, сжигания заживо людей, частной собственности на землю (да и скот находился в общественной собственности рода, племени).

Им было чуждо накопительство, вещизм и крохоборство, эгоизм, раболепие, смиренность и покорность. Свободные и независимые экономически и духовно, они не знали насилия, социального и имущественного неравенства, не справедливости, угнетения и унижения. Честь и достоинство ценились выше жизни.

Общественное устройство и социальная жизнь кочевников были основаны на свободе (экономической и духовной) и взаимном уважении людей.

У оседлых народов в силу привязанности к дому, земле, наличию аппарата устрашения, т.е. ввиду экономической и духовной зависимости, общественное устройство основывалось на насилии и принуждении.

Человечество за всю свою историю знало только два мировоззрения: антропоцентризм и антропоморфизм (последние III-IV тысячелетия) и мировоззрение единства и полного согласия с Природой - Тенгрианство.

Религии, обычаи, нравы, традиции, научные взгляды, экономические, политические, социальные учения и теории, законы государственного устройства и управления - все это есть следствие и отражение миропонимания и мировоззрения, доминирующих в том или ином обществе.

Миллиарды людей живут не задумываясь и глубоко не вникая в содержание и смысл своего восприятия мира, т.к. оно во многом закладывается в подсознание с молоком матери, первым произнесенным словом, первым шагом, первым житейским опытом, определяя всю его последующую судьбу, поведение, тип мышления, характер действий и образ жизни.

III. О совместном поиске основ новой цивилизации и ее лидерах.

В последнее десятилетие стало модным спорить о конфликте или диалоге цивилизаций. Скорее всего, суть глобальных проблем находится в иной плоскости: речь идет о конфликте человечества (как на Западе, так и на Востоке) с Природой т.е. с самим Всевышним. О конфликте человечества с самим собой, своей сутью и внутренним содержанием. То, как ныне понимают и представляют Человека, очень далеко от истины (иначе бы человечество все безнадежнее не запутывалось в сетях собственных пороков и низменных страстей).

Можно ли говорит о диалоге человечества с Природой или об экоцентризме? Думается и такая постановка вопроса ошибочна. Сам Диалог мысленно подразумевает противопоставление сторон.

Человек должен себя понимать в неразрывном единстве и органической целостности с Природой. В таком случае, как он может вести диалог с самим собой или признавать доминанту себя же над самим собой (экоцентризм)?.

Сегодня никакие научные, философские, религиозные, экономические, политические, социальные, общественные, правовые науки и концепции в рамках антропоцентристского и антропоморфистского мировоззрения не дадут решения глобальных проблем. Не дадут их также финансовые и технические средство (даже если их удастся собрать со всего мира).

Кризис человечества носит не только системный характер, но является кризисом мировоззрения, не умения по-новому осмыслить и понять мир, природу, общество, государство и самого себя.

Это - кризис человеческого Духа.

Из истории человечества известно, что новые духовные идеи никогда не исходили от царей, князей или иных представителей аристократии.

Так называемая современная элита никогда не будет заинтересована в изменении своего положения (достигнутого и сохраняемого зачастую предательством, обманом, подкупом, лицемерием, демагогией, популизмом, богатством, алчностью и т.п.), порой граничащую с криминалом.

Но люди, гениальные, бесстрашные и мужественные, генерирующие новые духовные идеи и идущие на самопожертвование ради них, всегда опирались на интеллектуальное наследие своих предшественников, каковыми были единицы избранных Всевышним людей. (Задолго до Мухаммеда на Аравийском полуострове появилось Пророческое движение, позднее названное ханифством. Проповедники Мусайлим, ал-Асвад, ибн Сайад, женщина Саджжах и др. призывая к единобожию, создали духовный фундамент, на котором позднее было построено учение Ислама).

Могут ли такие мыслители появится на Западе, где тысячелетиями господствует культ насилия, угнетения и рабства, денег, богатства, роскоши и эгоизма? Трудно сказать.

Восток, давший миру все духовные и нравственные учения, имеет в этой области богатые традиции (во многом, значительно утерянные).

Это первое обстоятельство.

Второе. Мыслители (и Запада, и Востока) в значительной степени находятся под мировоззренческим натиском и давлением известных мировых религий, что ограничивает размах и глубину душевных поисков и умственных исканий.

Этот барьер удается преодолеть далеко не многим.

Третье обстоятельство.

Современные потомки народов древнего Алтая, хотя и находятся уже несколько веков под духовным влиянием разных религий и их течений, тем не менее еще сохранили в языке, обычаях, традициях основы Тенгрианства (порой сами этого глубоко не осознавая и не осмысливая).

Возможно, это облегчит достойным их представителям поиск нового мировоззрения, достичь глубокого духовного прорыва и заложить основы новой эры в истории человечества.

В этом плане необходимо отметить громадный, еще не востребованный, потенциал казахского народа и его государства.

Народа, корнями уходящего в толщу тысячелетий, не испорченного еще пороками и разлагающим влиянием современной цивилизации, обладающего первобытным чутьем и интуитивным осмыслением величия Природы.

Народа, еще вчера жившего в полном согласии, гармонии и единстве с окружающим миром.

Народа, чьи предки смогли отстоять в течение тысячелетий и завещать нынешним потомкам уникальную, по своим богатствам, землю.

Казахи, имеющие богатую историю, духовное величие и прекрасную, могучую Родину, способны внести исторический вклад в сокровищницу человеческой мысли и духа.

Свидетельством тому являются известные всему интеллектуальному миру имена достойных его сыновей: М.Ауэзова, О.Сулейменова, М.Шаханова и др.

Конечно, они дети своей эпохи. КПСС с тоталитарной и агрессивной идеологией, государственная машина с не всегда оправданными целями и задачами не могли не повлиять на творческий и интеллектуальный потенциал этих выдающихся мыслителей современной Азии.

И тем не менее, их последователи и ученики могли бы продолжить новаторские традиции своих великих учителей.

Глава казахского государства заслуженно занимает лидирующее место среди первых лиц постсоветских стран, участниц СНГ (правда, к великому сожалению, существующему, в основном, только на бумаге). Но деятельность это талантливого и незаурядного руководителя, в основном, посвящена материальной сфере - экономике и текущей политике.

Поддержав поиски основ нового мировоззрения (как внутри своей республики, так и вне ее) лидер такого масштаба оставил бы значительный след в духовной истории человечества (что удавалось сделать считанному количеству людей за всю историю планеты).

Первый век третьего тысячелетия несомненно ознаменуется новым накалом борьбы человечества за свое выживание. И если все предшествующие тысячелетия эта борьба шла против стихии Природы, а также между народами и странами, то теперь она будет борьбой со своим эгоизмом, ошибками и заблуждениями, страстями и пороками в поиске нового миропонимания, как основы новой цивилизации и новой эры в истории человечества.

Международный Научный центр Тенгрианства,
Кыргызстан, г.Бишкек
июнь 2004г.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1087410480
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Председатель партии "Nur Otan" принял Бауыржана Байбек
- Сенаторы приняли Закон, усиливающий защиту национальных интересов Казахстана на международном уровне
- Государственный секретарь провел первое заседание Государственной комиссии по подготовке и проведению 175-летнего юбилея Жамбыла Жабаева
- Кадровые перестановки
- Собственность на землю без концепции развития сельского хозяйства бессмысленна - Ашимбаев
- Ольга Перепечина: Сохраняется высокая зависимость местных бюджетов от республиканского
- В Мажилисе презентован проект нового Закона "О растительном мире"
- Несколько замечаний по поводу информационной политики акиматов (и не только)
- О введении предельных цен на социально значимые продтовары
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх