К.Ашуров - В Самарканде осудили еще пять "хизбутов". Доказательств - никаких 06:53 08.07.2004
СООБЩЕНИЕ Центра правозащитных инициатив Самарканда (ЦПИС)
Камил АШУРОВ, руководитель ЦПИС
7 июля 2004 года в Самаркандском областном суде по уголовным делам под председательством судьи Мумина Шукруллаева завершился судебный процесс над пятью жителями города Самарканда в причастности их к "Хизб ут-Тахрир".
На основании обвинительного заключения подписанной следователем следственного отдела Самаркандского областного управления СНБ С. Артиковым, и утвержденной 10 июня 2004 года заместителем прокурора Самаркандской области Абдурахмановым были предъявлены обвинения:
1. Мирзаеву Фарходу Ульмаскуловичу 1969 года рождения, 2. Хошимову Рустаму Назировичу 1971 года рождения, 3. Раупову Уткуржону Абдурахимовичу 1978 года рождения, 4. Абдукадырову Хасану Абдукадыровичу 1980 года рождения, 5. Шарипову Рустаму Рахмоновичу 1981 года рождения
всем без исключения по пяти стандартным наборам статей УК РУ. Это статьи 159 – Посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан; 244-1 – Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку; 244-2 – Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях; 216 – Незаконная организация общественных объединений или религиозных организаций; 156 – Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды.
Обвинительное заключение построено на показаниях свидетелей, которые в своих показаниях утверждали о том, что Мирзаев Фарход призывал их к вере Аллаху, распространял литературу, о запрещенности которых они узнали во время следствия. И эти показания Мирзаев Фарход и не отрицает. Осужденные Мирзаев Фарход и Раупов Уткуржон на суде хотя и признались, что они являются членами "Хизб ут-Тахрир", но на вопросы защиты, что такое "Хизб ут-Тахрир", в чем заключается их членство, они не смогли дать вразумительного ответа. И из их ответов было видно, что они считают призыв людей к вере Аллаху и есть их членство в "Хизб ут-Тахрир". Осужденный Хашимов Рустам, отрицая свою причастность к "Хизб ут-Тахрир", тем не менее, заявил на суде, что до конца своей жизни он будет привержен к учениям Корана и высказываниям пророка Мухаммада, и свое осуждение считает незаконным, и рассматривает это как нарушение его конституционных прав.
Вина Абдукадырова Хасана заключалась в том, что у него в недавно приобретенной квартире, после ремонта, в день переезда, когда они отмечали новоселье, где присутствовали Мирзаев Фарход и Хашимов Рустам, 4 марта 2004 года был произведен обыск и обнаружена "запрещенная" литература, которую привез на хранение днем раньше Мирзаев Фарход. Особенно хочется привлечь внимание к осужденному Шарипову Рустаму, который на автомашине марки "Жигули" занимался перевозкой пассажиров. И в середине февраля 2004 года познакомился с Мирзаевым Фарходом, который еще два раза попросил его обслужить на машине. 4 марта 2004 года, когда Шарипов Рустам отвозил Мирзаева Фархода в назначенное место, он вернул Мирзаеву Фарходу книгу "Ислом низоми", сказав, что он не понимает узбекский язык, так как он учился в русской школе. На что Мирзаев Фарход попросил его на время оставить у себя, так как сейчас он не может взять эту книгу с собой, и попросил Шарипова Рустама быть осторожным с этой книгой. И они разошлись. Буквально несколько минут спустя Шарипов Рустам был задержан, у него была изъята книга "Ислом низоми" и он был арестован.
Несмотря на то, что на судебном процессе не была доказана вина осужденных по статье 159 "Посягательства на конституционный строй РУ"; по статье 244-2 "Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях"; по статье 244-1 "Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку" приговором суда вина подсудимых по статьям 159 часть 3, пункт "б"; 244-1 часть 3, пункт "а"; 244-2 часть 1 оставлена. Неизвестно, по какой причине, на основании каких доказательств уголовное дело в этой части оставлено за осужденными. Теперь обратимся к определению и трактовке слова – организация. Организация – французское слово organization – означает: 1. Строение, устройство чего-либо, 2. Совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решение какой-либо задачи на основе принципа разделения труда, разделения обязанностей иерархической структуры.
Возникает вопрос. Какое из этих определений суд относит к подсудимым. Доказательств – нет. В фабуле статьи 244-1 указано: "Изготовление или распространение материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку", как и статья 159, это обвинение тоже должно быть доказано конкретными действиями.
Создание, руководство, участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях, предусмотренные частью первой статьи 244-2, как и предыдущие статьи обвинения, не должны быть голословными, а должны быть подтверждены конкретными фактами. Однако, ни суд, ни следствие не смогли предъявить ни одного документа, подтверждающего по этим статьям вину осужденных.
Тем не менее, суд своим приговором осудил:
1. Мирзаева Фархода к 12 годам лишения свободы, 2. Хошимова Рустама к 10 годам лишения свободы, 3. Раупова Уткуржона к 8 годам лишения свободы, 4. Абдукадырова Хасана к 7 годам лишения свободы, 5. Шарипова Рустама к 5 годам и 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания всех в колониях общего режима.
И в заключение хотелось бы остановиться на "запрещенности" обнаруженной литературы, по которым по поручению СНБ и прокуратуры выносили свое заключение "ученые" Самаркандского Государственного университета, которые вовремя спохватились и перестали проводить литературоведческую экспертизу. Сейчас этим делом занимается представитель по делам религии при Кабинете Министров Республики Узбекистан по Самаркандской области Халилов Фирдавс.
В этой связи хотелось бы узнать у "эксперта", чем отличаются, и в чем разница "запрещенной" религиозной литературы от произведений марксизма-ленинизма, в которых имеются призывы к свержению власти капитализма и установления диктатуры пролетариата во всем мире.
|