Сделаем римейк и для Америки. Т.Бекмамбетов, К.Хабенский и Ж.Фриске о кинопроекте "Ночной дозор" 08:33 09.07.2004
Тимур Бекмамбетов: Римейк "Ночного дозора" в Америке будет Сегодня в широкий прокат выходит фильм "Ночной дозор", телевизионная версия которого выйдет на Первом канале позже
"Известия", 8 июля
Сегодня в широкий прокат выходит фильм "Ночной дозор", телевизионная версия которого выйдет на Первом канале позже. Тимур Бекмамбетов, экранизировавший одноименный роман Сергея Лукьяненко, российскому зрителю известен рекламой банка "Империал" (про Тамерлана) и клипами Юлии Чичериной, где героиня то устраивает взрыв, то попадает под машину. С Тимуром Бекмамбетовым беседовала Анна Федина.
- Как вы относитесь к фантастике?
- Как к правде жизни.
- Фильм по мотивам фантастического романа дает полную свободу воображению. Что вас ограничивало?
- Надеюсь, что вкус. Еще меня ограничивало понимание, что все должно быть по-настоящему.
- Вы говорили, что фантастика позволяет создать любого героя. Какого фантастического героя создали вы?
- Он фантастически привлекателен. Вообще фантастика - это сказка. Ты делаешь все что хочешь, но в конце концов понимаешь, что единственный путь к зрителю - быть честным и говорить все как есть, не придумывая того, чего нет. Все фэнтези в фильме очень достоверное, бытовое. Нам важно, чтобы люди не узнали, а пережили что-то новое, поэтому все очень правдоподобно. Чем интересен Лукьяненко, у него все или почти все сделано из настоящих вещей. И мы старались не свалиться в придуманный мир, который не был бы интересен тем, кто не любит фантастику. Мы делали фильм не для любителей фантастики, а для любителей кино.
- В фильме чувствуется ваш клипмейкерский опыт.
- Это тот язык, на котором я говорю. Это то поле, где я крепче стою на ногах. К тому же это современный язык, и современный зритель его любит, знает, понимает. Какова основная задача этого языка? Чтобы не скучно было. А профессия режиссера - это профессия рассказчика, тот, кто увлекательно рассказывает, того и будут слушать.
- Почему вы предпочитаете экшн?
- Любая драма, конфликт проявляется в столкновении интересов. И экшн - самая подходящая форма для изображения человеческих характеров. Человек проявляется только в действии, рефлексия ничего не показывает. Хотя в "Ночном дозоре" рефлексия присутствует, потому что главный герой переживает из-за своего греха, но он весь фильм действует.
- Судя по завязке, кажется, что фильм продлится больше двух часов. А потом все довольно резко обрывается.
- Мы специально остановили фильм, чтобы потом его продолжить. У нас была снята целая финальная сцена, в которой объясняются все события, завершающие фильм. Но потом мы решили, что объяснять ничего не нужно - пусть лучше люди разойдутся с вопросом.
- Фильм был изначально рассчитан на продолжение?
- Да, и вторая часть уже снята. Есть еще сценарий третьей части. Эта история не имеет отношения ни к "Ночному", ни к "Дневному дозору", это отдельно написанный сценарий. Просто вопрос, поставленный в фильме, требует рассмотрения с разных точек зрения.
- То есть в следующих фильмах вы не собираетесь основываться на трилогии Лукьяненко?
- Мы же не знаем, куда еще забросит нашего героя. И потом, это не мы, это все тот же Лукьяненко, который пишет все новые и новые приключения персонажей "Ночного дозора". А мы с камерой в руках путешествуем по миру, им созданному.
- Зритель, незнакомый с первоисточником, воспримет борьбу "Ночного дозора" с вампирами как оппозицию добра и зла.
- Безусловно. Но это история человека по имени Антон Городецкий, который просто идет своей дорогой, а не философские размышления. Герой попал в этот мир как человек, совершивший плохой поступок, потом оказался хорошим. А каков будет окончательный вывод, узнаем, когда снимем третий фильм.
- Проступок героя Хабенского не остался безнаказанным. Это для вас принципиально?
- Да, есть свобода, а есть ответственность. Все происходит не просто так, за все придется ответить - именно это я хотел сказать своим фильмом. Теоретически мы все знаем, что один поступок влечет за собой другой, но только в кино мы можем наглядно увидеть причинно-следственные связи, объединяющие события, между которыми прошли годы. Хотя во время съемок мы об этом не думали, это я сейчас уже постфактум размышляю. А тогда мы хотели, чтобы зритель поверил в это кино как в реальность. Моральные категории нас не волновали - кино интересно само по себе. Переделывать мир или кого-то учить мы не собираемся.
- До "Ночного дозора" вы сняли три фильма, причем с большими промежутками. Почему так получилось?
- Зрителя не было. Зачем снимать? Я стал заниматься рекламой, потому что знал, что ее увидят миллионы людей. Я не сумасшедший, чтобы снимать что-то для себя. "Пешаварский вальс" и "Гладиатрикса" я снимал для Америки, потому что там был зритель. Теперь он появился в России - буду снимать здесь.
- Что же произошло?
- Появились кинотеатры, и все обрело смысл, потому что кино и зрители, существующие раздельно, нелепы. Но есть еще одно обстоятельство: такая большая страна не может жить без своих мифов. Кино необходимо для того, чтобы такое большое количество людей осознало себя как единое целое.
- Иностранные фильмы могут создавать такие мифы?
- Нет, они не про то рассказывают, они говорят о себе. Кино очень конкретная вещь: если рассказывают неправду или правду, но не про тебя, зритель мгновенно это чувствует.
- Кино не универсально?
- Оно может стать универсальным, но для этого нужно, чтобы вначале у него был свой зритель, который бы на него откликался и на голос которого можно было бы двигаться. Без общения с аудиторией кино блуждает во мраке.
- Так чем же Антон Городецкий, который совершает плохие и хорошие поступки, решает моральные проблемы, русский, а не американский герой?
- Я думаю, что римейк "Ночного дозора" в Америке будет. Действительно, такая история могла произойти где угодно, но ведь в фильме действие разворачивается в спальных районах, которых мы так стесняемся. Мы показываем наш быт, который часто называют убогим, наши машины, которые не такие красивые, как иномарки. Но когда они начинают кувыркаться в воздухе, то оказываются совсем необыкновенными, даже мифологическими машинами. Да и дома в спальных районах Москвы ничуть не менее достойны внимания, чем дома в Венеции или в Нью-Йорке.
---
Жанна Фриске - самая "блестящая" ведьма! Денис КОРСАКОВ, "Комсомольская правда", 7 июля 2004
Сегодня - юбилей у звезды "Последнего героя-4" и экс-солистки группы "Блестящие". День рождения совпал с премьерой мистического триллера "Ночной дозор", где Жанна неожиданно хорошо сыграла циничную черноволосую ведьму Алису Донникову. Мы позвонили ей накануне:
- Жанна, как вы собираетесь отметить юбилей?
- Сначала у меня премьера "Дозора". А потом мы с родителями, с друзьями где-нибудь соберемся и отметим мой день рождения. Пышных празднеств не ожидается. И ресторан еще не выбрали.
- Кого из друзей позовете? "Блестящих", может быть?
- Большая часть моих известных друзей сейчас на гастролях. "Блестящие" - тоже. Еще не знаю, как будет с "Иванушками" и "Динамитом"...
- Почему вас выбрали на роль ведьмы?
- Ну, не знаю. Кастинг я проходила вместе с другими актерами. Сыграла эпизод из сценария в присутствии режиссера Тимура Бекмамбетова и актера Виктора Вержбицкого (он играет шефа Темных магов, моего любовника по роману Лукьяненко).
Конечно, я наделила Алису некоторыми своими качествами. Но, честно говоря, так и не смогла до конца понять ее суть.
...Впрочем, все самое интересное впереди, в следующих сериях. А в "Ночном дозоре-1" у меня в основном эпизоды - и одна длинная сцена, где я издеваюсь над юной неопытной вампиршей, бредущей по тоннелю среди машин. Это снималось на московском третьем транспортном кольце с четырех дня до семи утра - сначала нагоняли машины, чтобы создать видимость пробки в тоннеле, потом снимали бредущую вампиршу...
- Режиссер сказал о вас: "Жанна сыграла гениально. Человек, который выступает со сцены и умеет манипулировать толпой, знает, что такое Темная магия. Ведь главная задача Темных - соблазнить людей, и кто, как не эстрадные певцы, умеет это делать?"
- Я согласна. Вообще людям, которые выступают со сцены, дорога в ад заказана - за лицемерие в первую очередь... То есть шучу, конечно. Не дай Бог.
***
Сумеречная зона Константин ХАБЕНСКИЙ: "Ночной дозор" - это "Матрица" по-русски"
"Ночной дозор" грозится стать самым масштабным экшном в истории российского кино. Продюсировал фильм Первый канал, сценарий писал Сергей Лукьяненко по своему бестселлеру, спецэффекты делали на той же студии, где доводили до ума тарантиновский "Убить Билла", в ролях - Лагутенко, Куценко, Меньшов и Хабенский. С последним "МК-Бульвар" встретился накануне премьеры фильма.
- Вы читали книгу Сергея Лукьяненко? - Читал. Но это была вынужденная необходимость, потому что в принципе к литературе с подобными проблемами я отношусь достаточно спокойно. - В смысле, к фантастике, фэнтези? - Да. - Что, и в детстве не читали? - В детстве читал. Вам авторов назвать? Брэдбери, Беляев... - В таком случае почему вы согласились сниматься в "Ночном дозоре"? Только из-за того, что это первый российский фильм такого масштаба? - Когда мы начинали снимать, у меня в мыслях не было такого - масштабный проект, первый в России, блокбастер. Я согласился только потому, что это режиссер Тимур Бекмамбетов и это жанр, в котором я еще не работал. - Точку зрения создателей фильма понять можно: Хабенский знаменит, любим зрителями, и, значит, его участие в проекте привлечет к фильму интерес. А вам это зачем? Ради денег? Ради славы? - Я вообще по профессии актер. По крайней мере пытаюсь этим заниматься. Это моя работа - попробовать себя в разных жанрах, обстоятельствах и сделать из этого какие-то выводы. Мне это интересно, мне это нравится. - Ваш герой Антон Городецкий - маг. Если бы у вас были какие-то магические способности... - Я думаю, я использовал бы их в мирных целях. - Неужели бы не возникло желание кому-нибудь насолить, отомстить? - Повторю: я думаю, я использовал бы их в мирных целях. - А себе бы что наколдовали? - Много хорошего. - Ясно. В фильме поднимается довольно мистическая тема. В вашей жизни мистика присутствует? - Я, как человек суеверный, не очень хочу об этом говорить. Я достаточно уважительно отношусь к этой стороне нашей жизни и предпочитаю пропускать такие темы. - А в вампиров, ведьм вы верите? - Я считаю, что в нашей жизни достаточно большое место занимают энергетические вампиры и энергетически положительные люди. Одни забирают у нас энергетику, другие - заряжают. - У вас были встречи с такими людьми? - Достаточно. - А сами вы какой человек? - Не знаю. В принципе формула актерства такая, что чем больше ты отдаешь энергетики в зал, тем больше тебе ее возвращается. Это обмен энергетикой. - Не важно какой: положительной или отрицательной? - Ну, наверное, какую ты посылаешь, такую в ответ и получаешь. Если ее нет, то зрители не получают никакого заряда. - Если вы такой суеверный, не страшно было сниматься в фильме? У вас вообще какие-то страхи есть? - Это опять остается при мне. Люди, в принципе, всю свою жизнь борются с какими-то страхами. Я ничем не отличаюсь от всех остальных. - А почему вы так боитесь разговаривать? - Я не боюсь разговаривать. Просто одно дело сниматься в фильме про магов и вампиров, а другое - долго и серьезно говорить об этом. Поверьте, сниматься было гораздо интереснее. - Хорошо, возвращаясь к вашему герою, он неоднозначно относится к темным и светлым силам, не делит мир на черное и белое. А вы? - Делю ли я? Да, делю. Есть люди, с которыми мне приятно общаться, есть - с которыми необходимо и с которыми просто не хочется общаться. Наверное, это и есть деление. И любой мало-мальски думающий человек поступает именно так. А по поводу плохой-хороший, у каждого человека своя правда, и актерская задача - оправдать любого подлеца. - Это в театре и в кино, играя негодяя, вы пытаетесь его для себя оправдать. В жизни вы такой же? Вы можете простить любой поступок? - Я думаю, практически все, кроме предательства. - Но если у каждого своя правда, то и в этой ситуации ему можно найти оправдание. - Наверняка... Я не знаю. - Фильм снимался очень долго. Физически это сложно. А психологически? - Все долгие проекты тяжелы морально: ощущение долгой работы, незавершенности. - А не потому, что так надолго вживаешься в роль? И дома продолжаешь думать о герое? - Нет, я не буду утверждать, что настолько сильно вживался в роль. Дома я отключался. - Потому что тема сложная? - Тема-то простая. Когда думаешь о герое, о тексте, который он произносит, тексте, написанном Чеховым или Островским, это одно. Другое - в "Ночном дозоре". Здесь достаточно простым языком говорится, что нет идеального добра и идеального зла, что все зависимо друг от друга. А сыграть просто и убедительно, так, чтобы было понятно всем, и в то же время не скатиться до штампов, - отнюдь не легче, а может, даже и сложнее. - В одном из моментов вы похожи на Нео из "Матрицы". Вы часто подворовываете вещи из других фильмов? - Ну, естественно, подворовываем. Глупо говорить, что нет. Переносим на себя, делаем по-своему, может, хуже, может, лучше. А насчет "Ночного дозора" - это, наверное, такая "Матрица" по-русски. "Матрица" в ватниках. Но я надеюсь, что с юмором. Это тоже дорогого стоит.
МК-Бульвар от 12.07.2004
|