"Унитарный империализм" Арриго Черветто вышел на русском языке 03:49 20.07.2004
"Унитарный империализм" Арриго Черветто
Эльдар САТТАРОВ, г. Алматы
Издание первой части "Унитарного империализма" Черветто на русском предоставляет русскоязычному читателю уникальную возможность окунуться в атмосферу послевоенной идеологической борьбы и поисков на крайне левом крыле итальянской политической жизни. В публикуемой первой части отлично прослеживается эволюция автора, активиста антифашистского Сопротивления и участника Итальянской Анархистской Федерации, к позициям, перемежающимся с левокоммунистическими. Возможно, во многом это произошло благодаря его личному знакомству с Амадео Бордигой и деятельностью Интернациональной Коммунистической Партии, от которых он усвоил и перенял в свое время ключевую концепцию государственного капитализма в СССР, без которой невозможно понимание "Унитарного империализма" во всей его радикальности. Книга представляет собой сборник статей разных лет и из различных источников, посвященных анализу единой системы Капитала той эпохи, конкуренции/союза между западным и восточным империалистическими блоками, всю подоплеку их взаимодействия в мире, на экономических рынках и на территории третьих стран.
Однако, на мой взгляд, современный читатель должен делать скидку на ограниченность идеологической перспективы той эпохи в своем критическом отношении к ряду положений, разбросанных тут и там в тексте. Как и большинство марксистских групп и движений того времени, автор, помимо своих радикальных позиций, во многом наследует также реформизму исторической социал-демократии. В частности, он нисколько не ставит под сомнение прогрессивность капитализма и закономерность его перехода на определенной стадии в социализм (т.н. "низшую ступень коммунизма", еще один реформистский тезис!). К примеру, в публикуемой 1 части, содержится оценка африканского национально-освободительного движения того времени, производя которую, автор в своем энтузиазме по отношению к капиталистическому способу производства практически ничем не отличается от госкапиталистических доктрин своих сталинистских оппонентов:
"Антиимпериалистический бунт африканских народов на деле не является предвосхищением социалистического общества на континенте. Это необходимый этап для уничтожения империалистического господства, разложения феодальных слоев, высвобождения экономических сил и энергий, необходимых для построения национального рынка и промышленной капиталистической структуры, для преобразования сельскохозяйственных племенных народов в современный пролетариат, для установления современного общества, для появления новых социальных классов, необходимой основы для борьбы и социалистической революции". (Черная Африка: точка стыка между антиколониалистской и пролетарской борьбой)
Особенно наглядной в этом смысле выглядит во многом анахроничная уже на тот период оценка промышленного рабочего класса и той революционной роли, которую он якобы должен был сыграть в Африке. По сути, мифическая концепция рабочего класса - Мессии, зародившаяся в период "формального господства капитала" в Западной Европе 19 века, с течением времени стала не менее реакционным понятием, чем, скажем, "избранный народ" или "высшая раса". Если у самого Маркса "пролетариат" фигурировал в качестве носителя фундаментального отрицания капиталистического общества и, соответственно, самого себя, как класса наемного труда, то у марксистов (и фашистов) он превратился в носителя продуктивистских ценностей, идеализированный социальный класс, который должен был по перевернутой логике вещей занять господствующее положение в обществе в качестве оплота увековечиваемой им капиталистической системы. Напротив, все еще сохраняющееся до сих пор сильное коммунитарное измерение в традиционной жизни африканских народов абсолютно игнорируется в данной статье, как заведомо не заслуживающий внимания фактор.
Тем не менее, к чести автора следует сказать, что он не злоупотребляет подобными идеологическими выводами и доктринерством, в большинстве случаев ограничиваясь очень объективным описанием и анализом происходивших в мире событий. Кроме того, обилие фактов, цифр, наглядных примеров, убедительно подтверждающих правдивость видения бесчеловечной системы унитарного империализма, превращает эту книгу в достаточно увлекательное и полезное чтение для революционера.
|