КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 26.07.2004
22:35  Путин и Каримов договорились провести военные учения в горной местности Узбекистана
20:05  Хамид Карзай стал первым кандидатом на выборах пpeзидeнтa Афганистана
18:03  В.Путин: Сближению России и Украины мешает "агентура партнеров за бугром"
16:08  Узбекское агентство по печати совершенствует свою структуру
09:17  М.Суюнбаев - Мировая геоэкономика и Кыргызстан: рост или развитие?
09:14  Л.Жолмухамедова - Электорат а ля натюрель. Айша–эже как символ киргизского избирателя
09:02  В Казахстане отныне два часовых пояса... вместо трех

08:48  На дне... контейнеры. "Persian Journal" обвиняет Баку в радиоактивном загрязнении Каспия
08:46  Д.Рашидова - Киргизское рабство. Соседи к диалогу готовы. А мы?
08:37  Н.Байтенова - Политический фундаментализм в решении этнических проблем
08:32  "ОР" - Казахстан-Кыргызстан: вечная дружба и... постоянные проблемы
08:28  Афганские маневры... Таджикский маршал Фахим подал в отставку
08:25  Душанбе до сих пор без чистой воды. Люди пьют жижу
08:21  Не описано ни одного метра. Очередной раунд делимитации кыргызско-узбекской границы
08:20  Голлвивуд продолжает веселить. Король Артур оказывается был то-ли русским, то-ли... казахом
08:13  Не ломать! В общественных учреждениях Алматы установят кондоматы
07:58  Нефтяные и газовые амбиции Казахстана будут только возрастать
07:44  Экология против Экономики: как поссорились казахстанские министры Самакова и Келимбетов
07:19  "Guardian" - Китай одержим всем западным. Простые китайцы не покупают "made in China"
07:11  Казахстанская певица, народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова попала в автоаварию
07:01  А.Эсенов - Отец, сын и святой дух по-туркменбашийски. К литературно-научному творчеству С.Ниязова
07:00  Бухарское медресе Рашид отдадут под "Центр развития градостроительства и экологии" и школу реставраторов?
06:57  Я оставил им русские книги. Необыкновенные приключения кыргыза Памирбека в немецкой тюрьме
06:51  Кыргызстан рвется своей электроэнерией на рынок Китая
06:41  Илийская Илиада. У Казахстана в дельте реки Или лежит под барханами своя Троя
06:39  "МК" - Узбекистан, который мы не теряли. Российские артисты устроили в Ташкенте бум
06:22  Орудие массового поражения. Интернет-журналистика завоевывает мир
05:42  Черная метка. В России запрещены к распространению книги про терроризм
05:28  Война у Восточной горы. Китайская армия учится бить по-настоящему
05:14  Турки-месхетинцы переезжают в США
04:50  Индийских бизнесменов заинтересовало киргизское золото и шелк
02:37  Монголия: Сорвана первая после выборов сессия парламента
01:40  Госбезопасность Азербайджана возглавил экс-глава МВД Э.Махмудов
00:26  Африка-2004. Судья в ЮАР застрелил несогласного с ним тренера
00:10  Китайские мигранты продолжают угрожать Киргизии (анонимное письмо в редакцию)
Воскресенье, 25.07.2004
18:02  Завтра.Ru: "Ползучее миротворчество" Америки, или Новый план расчленения России
16:50  Китай вступает в период быстрого роста спроса на нефть
09:53  Для нападения на лидера партии "Озод Дехконлар" Н.Хидоятову были наняты "местные жители" Ферганской области
09:07  М.Шевченко - Мусульмане против США: жестокость, воля и самопожертвование уравновешивают технологическое превосходство
08:01  Гибель богов. Жена и дочери Наджибуллы живут на $60 в месяц и страшно обижена на русских
07:43  В.Портников - Конкуренты на рынке СНГ. Невозможно не допустить того, что уже произошло
07:31  Иранский суд оправдал агента иранских спецслужб, обвинявшегося в убийстве журналистки Захры Каземи
06:57  Сын российского премьера Фрадкова трудоустроился замом гендиректора Дальневосточного морского пароходства
06:49  Туркменские ученые построили в Каракумах уникальный гидрокомплекс по сбору небесных осадков
06:35  Провокация против партии "Озод Дехконлар". В Узбекистане заводят дела за тексты, опубликованные в Интернете
05:40  "Полит Ру" - В имперской амбиции. Будет ли поворот и куда в российской политике по отношению к СНГ?
05:34  Участник "глобального заговора". Выдаст ли Англия в США имама-радикала Абу Хамзу
04:54  Киргизский Карабалтинский урановый комбинат "ожил" на казахстанском сырье
04:20  Генерал Дустум баллотируется в президенты Афганистана
02:24  Х.Худойберди - Мое мнение о Докладе 9/11 и американской внешней политике
01:20  Депутат Верховной Рады Украины Казаченко застрелил киллера из его же пистолета
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Туркменистан   | 
А.Эсенов - Отец, сын и святой дух по-туркменбашийски. К литературно-научному творчеству С.Ниязова
07:01 26.07.2004

"Бей своих - чтобы чужие боялись"

Амангельды ЭСЕНОВ

"Быть глубоким и казаться глубоким. Кто знает себя глубоко, заботится о ясности; кто хотел бы казаться толпе глубоким, заботится о темноте. Ибо толпа считает глубоким все то, чему она не может видеть дна: она так пуглива и так неохотно лезет в воду!".

Какое-то время назад мне, автору этих строк, русские и прочие пословицы казались пресными, ну совсем как то обезжиренное молоко, что полезно, но почему-то совсем без вкуса... То ли дело закрученные в лихой силлологический штопор высказывания Ларошфуко, Монтеня, Вольтера... А еще Ницше - пока дочитаешь и поймешь, о чем хотел сказать "философ неприятных истин" - "семь потов сойдет" (см. эпиграф). Но зато потом какое самоуважение появляется - это все равно, что сдать в свое время "Политэкономию", перелопатив неподъемные тома-кирпичи "Капитала".

Однако, видимо, включилось во мне какое-то неведомое мне временное реле - и стало мне понятным, что простота - это высшая степень сложности.

I

Право же, не мне судить сколько дней и ночей отняли у Туркменбаши его творения, и сколько они переписывались, и сколько листов бумаги, а, может быть, килобайт информации на них были истрачены. Но суть - за каждым простым, на первый взгляд, словом президента Туркменистана очень большое смысловое содержание...

Поклонников своего творчества Сапармурат Ниязов осчастливил очередным свежайшим "творением" - выступлением, произнесенным на 3-м съезде Молодежной организации имени Махтумкули.

Туркменбаши, как это принято в столь масштабных речах, не спешит "брать быка за рога". В начале само собой обязывающее льстивое вступление: "Уважаемые участники съезда, дорогая моя молодежь! Радость видеть, сознавать, что вы - часть нашего общества, его юное и одержимое племя".

Однако, словно спохватившись - "одержимое" понятие несколько "обязывающее" - Туркменбаши вносит "обязывающую" всех поправку: "Но главное, неизменное, сущность заключается в том (после дифирамбов Туркменистану - "уникальный статус нейтралитета", "невиданный рост внутреннего продукта", "рост благосостояния народа" - авт.), что мы вошли в новую историю человечества глубоко преданными природе своего национального духа, мы принесли на алтарь своей истории глубинное миролюбие туркмен, как образ жизни и мышления". Мол, хотя я Вас и называю "одержимым племенем", знайте, что эта "одержимость" носит глубинный мирный характер - ну, типа "каждый молодой сверчок да знает свой зеленый шесток"...

Далее Великий Сердар, поблагодарив участников съезда: "Спасибо вам, мои дорогие!", переходит к главной части своего программного выступления: "Я хочу поделиться с вами своим пониманием священного понятия Родина, выразить свое осознание ее бесценности, природы любви к ней". Что ж, понятное желание каждого человека, так скажем, уже глубоко за 60 лет, с позиций здорового консерватизма расставить в очередной раз все точки над "i".

"Отечество нам дорого тем, что оно единственно. Это одна из немногих привилегий, дарованных человеку свыше. Единственное - значит, любимое, святое". Далее идет смелое расширение высказанного: "Помимо Родины, которую мы любим и которой дорожим, единственное для нас - это Аллах, душа и жизнь, которые нам даны".

Дабы не совсем запутать слушателя - почему предмет "единственное" может иметь столько ипостасей - ну, почти как "отец, сын и святой дух", идет следующее: "Спросят, которая из трех ценностей дороже, бесценнее, любимее, отвечайте так: Та, что готова принести себя в жертву другой. Последняя и будет дороже всего. Жизнь отдают за Родину, а Родина подвластна Аллаху. Дороже жизни только Родина, а выше нее только один Аллах".

Следуя логике изложения, речь шла о четырех понятиях "единственное": "Родина", "Аллах", "душа" и "жизнь". Лично автор этих строк не берется до конца рассудить этот вопрос, скорее всего категория "единственное" плавно перешла в категорию "ценности". Главное здесь, на взгляд автора, парадигма: "та, что готова принести себя в жертву другой", которую еще считают одной из главных составных частей идеологии жертвенности - одного из краеугольных камней режимов авторитарного и тоталитарного толков. Например, "Дойчланд юбер аллес".

И Туркменбаши очень даже логично развивает этот тезис. "За этот широкий путь, который туркмены называют "пять дней жизни", ты должен тысячи дней трудиться, воздавая за ложе для вечного покоя".

Далее идет пассаж, на первый взгляд для сознания, воспитанного в традициях здравого отношения ко всем реалиям жизни, являющийся неким образчиком ориенталистского потока сознания (ну, совсем как Джеймс Джойс "Аравийский..."): "Не ты во власти жизни, жизнь подчинена твоей воле. Не Аллах тебе подчинен, ты подчинен Аллаху. Но подумай при этом: Родина твоя, а ты принадлежишь Родине. И жизнь твоя связана с Родиной, и смерть. И отпущенный тебе срок жизни на Родине, и вечный сон на Родине. Ты можешь уйти из времени, но от Родины ты никуда не денешься".

Если Вы, дорогой читатель слышите это впервые - вам ничего не грозит. Если же Вы слушаете такого рода излияния каждый день, - вам уже запомнилось главное: "От Родины ты никуда не денешься". Однако, если кто-то в Туркменистане вознамерится проверить истинность этих чеканных слов на практике, - поберегитесь!

II
Журналист туркменской службы Радио Свобода/Свободная Европа Мухаммед Бердыев, избитый 30 апреля 2004 года в своей московской квартире и найденный на полу ее же (квартиры) хозяйкой арендуемой им жилой площади, чуть позже, рассказал корреспонденту РС/РСЕ Михаилу Саленкову, что "около, наверное, семи часов вечера позвонили, туркменский голос сказал, что он из Туркмении, привез вести, какие-то пакеты, которые должны передать. Такая форма связи через курьеров у нас всегда была. Где-то примерно через час раздается звонок. Я открываю, в это время вижу лицо славянской национальности, ну, мужик такой, я пытался закрыть дверь, но он ударил меня сильно. В это время они ворвались, я получил второй удар, и уже практически ничего не видел. Я пытался спастись в ванной, дверью закрылся, но от них не уйти. Они меня там просто добили".

Михаил Саленков, комментируя это заявление, подчеркнул: "Избиение журналист считает заказным политическим и с этим трудно не согласиться". Мухаммед Бердыев во время интервью с ним, находившийся на койке в коридоре травматологического отделения первой Городской больницы г.Москвы, добавляет: "На меня-то напали, это все было из-за моей журналистской деятельности. Стоило мне проявить какую-то активность, обязательно наступало какое-то возмездие". Михаил Саленков, подтверждая это, сказал следующее: "Как сказал Мухаммед Бердыев, это не первое нападение на него. Например, летом прошлого года он был избит на улице, а осенью пострадал его сын Шаназар Бердыев, который тоже является внештатным корреспондентом РС/РСЕ".

В подобной ситуации очень даже плохо иметь родственников в Туркмении. Вот что рассказал Шаназар Бердыев: "К родственникам, непосредственно в Бермали, откуда отец родом, регулярно приходят служащие Министерства Национальной Безопасности Туркменистана, угрожают, требуют любую информацию об отце, что происходит, имеете ли вы связь с ним и т.д. И каждый раз они говорят одну и ту же фразу, - передайте ему, чтобы он не работал на Радио Свобода".

По мнению Михаила Саленкова, "в Москве за последние полтора года произошло около 10 нападений на представителей туркменской оппозиции". "Конечно, - подчеркивает директор программы мониторинга прав человека в Центральной Азии правозащитного центра "Мемориал" Виталий Пономарев, - это связано с деятельностью туркменских спецслужб, действующих на территории России. Начиная с 1994 года, специальные сотрудники в посольстве Туркменистана в Москве проводят разного рода операции в отношении туркменских политэмигрантов".

Что ж, подождем ответа генерального прокурора России Владимира Устинова на письмо "Репортеров без границ", направленное в связи с фактом избиения корреспондента РС/РСЕ Мухаммеда Бердыева у себя дома тремя неизвестными и вернемся к выступлению Сапармурата Ниязова на 3-м съезде Молодежной организации имени Махтумкули Фраги.

III
Вот уже третье тысячелетие последователи Эпикура бьются над формулой счастья. Конечно же, Сапармурата Ниязова не отнесешь к адептам древнего мыслителя Эллады, однако вслушаемся в следующее:

"Самое приятное и самое безупречное чувство - жить с ощущением того, что ты являешься частицей Родины, потому именно это чувство избавляет тебя от одиночества... Ты не можешь обойтись без Родины, потому что Родина существует не только вокруг тебя, она и внутри тебя. А потому ты не сможешь оставить Родину, никуда от нее не денешься".

Вот такое еще одно мудрое наставление. А затем идет своего рода панегирик имеющимся и потенциальным эмигрантам: "Ты не можешь лишиться Родины, не потеряв себя. Ты не обойдешься без Родины, но настоящая зрелость вот в чем: достигни такой зрелости, чтобы Родина не смогла обойтись без тебя". Так что инциденты с Мухаммедом Бердыевым, его сыном, а также с Рахимом Эсеновым и Аширгулы Байрыевым - сотрудниками Международной организации "Репортеры без границ" (последние два были задержаны сотрудниками МНБ в Ашхабаде 26 февраля и 1 марта 2004 года и были выпущены на свободу с предупреждением о необходимости прекратить контакты с РС/РСЕ) будут еще иметь развитие. Как сказал Туркменбаши, "Твоим творцом является Аллах, твоим защитником - Родина. Возвеличивая Родину, ты возвышаешься и сам. Не будешь дорожить Родиной, станешь ею пренебрегать, сам окажешься презренным".

Где тут место Махтумкули Фраги:
"Порою мне слова разумного жаль:
С глупцом откровенничать право не стоит.
Заплачешь ли кровью - иная печаль,
Поистине, капли кровавой не стоит...
Достоинством скромным своим дорожи;
Награды ли ждешь - не бледней, не дрожи;
От просьбы и лести язык удержи;
Слова свои делать забавой не стоит".

Ну, не из глубины ли веков взывает к журналистам Махтумкули? Однако, послушаем лучше нашего современника!

"Где ждут тебя, туркмен, чтобы ты расстался с Родиной?! Дорогие мои дети! В чужих краях можно быть гостем, но никогда не стать там своим. Там можно даже разбогатеть, но хозяином все равно не стать, потому что в чужих краях есть свои хозяева".

До боли в сердце знакомая интонация. "Кто не с нами - тот против нас!", - говорил с высоких трибун вождь всех времен и народов - и тысячи самых лучших сынов тогдашнего Советского Союза положили свои сердца на алтарь любимой Родины: кого добили в лагерях, кого расстреляли сразу, а кого-то уложили в первые месяцы войны, когда полководцами назначали самых преданных и смирных (нужен ли был характер таким, как Буденный, Ворошилов и иже с ними?).

IV
Как это странно - жизнь почему-то любит играть с судьбами самых выдающихся своих сынов?! Ну, не может даже гений все угадать, назначить и определить - жизнь очень уж сложна и почему-то не поддается диктату. "Разнообразие уничтожает разнообразие", еще в 50-е годы прошлого века сказал один из отцов современной кибернетики У.Р.Эшли. Иначе говоря, система, которая берется управлять обществом, должна быть в идеале на порядок сложнее или хотя бы на один шаг идти впереди общества в аспекте разнообразия применяемых ею методов и форм управления. Обязательная их часть - признание примата (верховенства) наднациональных или так называемых общечеловеческих ценностей. Это, пожалуй, та самая путеводная звезда, которой и должен руководствоваться политик высшего ранга.

Однако, судя по всему, Сапармурата Ниязова последнее не интересует. "Ты сможешь жить в чужих краях, но только на этой земле ты будешь туркменом". Для подтверждения этого тезиса Туркменбаши не находит ничего иного, как привести сомнительный с научной точки зрения постулат: "Дерево, пересаженное из родной почвы, либо высыхает, либо начинает гнить, что меняет его суть и вид". Как же быть тогда с мнением Туркменбаши о том, что древние тюрки-огузы (прародители туркмен, турков и ряда других тюркских народов) привнесли в сокровищницу человеческой цивилизации колесо, порох и кирпичи?! Дело даже не в авторстве этих изобретений - принципиально важнее другое! Цивилизация в современном ее понимании жива до сих пор благодаря возможности использования этих самых "деревьев, пересаженных из родной почвы" - относительно свободному обмену технологиями, идеями, доктринами и многим другим.

Что же касается следующего пассажа: "Если же туркмен меняется по сути своей, как в нем угадать туркмена!", тут, на взгляд автора, и заложена та самая мина замедленного действия, которая и сметает лидеров авторитарного толка. Если жизнь меняется, а это неоспоримо, никто над этим не властен, почему не должен меняться "туркмен", да и любой другой? И вместе с ним лицо, взявшее на себя тяжелейший груз ответственности управления страной? Это еще дедушка Ленин метко подметил о той самой революционной ситуации, "когда верхи не могут, а низы не хотят". Не будем оспаривать авторство этой формулировки, тем более что она блестяще воплотилась на практике.

Пожалуй, именно эта формулировка и беспокоит стареющего Сапармурата Ниязова, рассчитывающего еще как минимум на 5-10 лет президентского правления! "Верхи не могут" - частая и, пожалуй, бессмысленная в этом плане смена в высших эшелонах власти, деградация сельского хозяйства, являющегося основным источником доходов основной части населения Туркмении... "Низы не хотят" - смутное, но зреющее недовольство правящим режимом, выражаемое, в частности увлечением идеями неоортодоксального Ислама, широким распространением механизмов выражения своих интересов через институты трайбализма и массовой коррупции... Пожалуй, достаточно...

V
Конечно же, в такой ситуации, взгляды "отца нации" направлены на формирование систем ценностей, консолидирующие субъектов управления.

Но опять же, как уже говорилось, при отсутствии механизма учета и баланса интересов различных составляющих общества, а это только одна из частностей (различные интересы), с которой сталкиваются лидеры общества, высшему эшелону ничего другого не остается, как решать поставленные задачи старыми и испытанными способами. Тому косвенное, но яркое подтверждение, - еще одна цитата из рассматриваемого выступления Сапармурата Ниязова: "Не расставайся с белыми, как седины матерей, днями Родины, туркмен! Не лишай себя редких по глубине и звучанию ночей Родины, туркмен!". И далее - еще четыре обращения - рефрена к ключевому слову "туркмен!".

Ладно бы, если бы это магическое слово звучало примерно, как "гражданин Туркменистана", на худой конец - "Туркменистанец!". В этом случае, Туркменбаши никто не стал бы обвинять в политике государственного шовинизма и расовой сегрегации (об ухудшающемся из года в год положении национальных меньшинств в Туркмении пишут и сообщают в последнее время часто). Однако, мы еще раз можем доказать вышеотмеченный тезис - это не случайно - тому доказательство дальнейший внимательный анализ выступления.

"Юное поколение туркмен" - обращается С.Ниязов к более чем 730 тысячам членов молодежной организации имени Махтумкули Фраги. А что, делегатами на 3-й съезд были избраны только туркмены?!. Наверное, это так. А Сапармурат Ниязов, между делом инициировав еще одно мудрое решение "Отныне над каждым домом будет реять туркменский национальный флаг. Я дал такое поручение своим заместителям, всем хякимам велаятов и этрапов", задается вопросом: "Сколько за тобой - семь, восемь, десять поколений? Или больше? Конечно, больше, потому что за нами стоит вся туркменская нация! А сколько будущих потомков ты можешь представить себе?! Сыновей, внуков, правнуков, праправнуков, прапрапра... А дальше? Да и дальше только туркмены!".

Как говорится, "не в бровь, а в глаз" - представителям всех национальных меньшинств Туркмении, в том числе и этническим узбекам, казахам, азербайджанцам, испокон веков проживавшим и проживающим на этой земле.

А вот еще один пример, который прекрасно перекликается с новейшей историей Туркменистана. "Туркмены прославили себя и вошли в историю как воинственный народ". Нет, рядом нет других перечислений исторических достижений, так что это не вырванная из текста цитата, что меняет весь контекст.

Далее идет развитие выше процитированного тезиса. "Военное искусство исконно не было чуждо туркменам. Народ, у которого любой безусый юнец являлся воином, чей конь был всегда оседлан, а сам он вооружен и готов к немедленному выступлению, из поколения в поколение передавались секреты военного мастерства. Я приведу один лишь пример с туркменской саблей. Почему она кривая? Да потому, что кривая сабля создана только для нападения. Если ты с ней попытаешься бежать, враг очень скоро настигнет тебя. Никак нельзя, обернувшись, нанести удар по догоняющему врагу, ранить его".

Нельзя не удержаться от некоторых вопросов! Если "любой безусый юнец являлся воином... и готов к немедленному выступлению", кто-то должен был кормить этого нетерпеливого воина вместе, кстати, с его всегда оседланным конем?! Не значит ли это, что стоило у воина появиться усам и прочей растительности на лице, - он становился дехканином, другим гражданским лицом? Тем самым лицом, которое должно содержать многотысячную армия безусых воинов?!

Конечно же, на деле, при такой социальной организации все воины - и безусые, и усатые, а, может быть, и бородатые, являлись членами разбойничьих воинских соединений, освящаемых сакральной волей вождя. Воины, таким образом, содержали другую часть населения?! Не могут же все быть воинами! Так и надо говорить: "набеги, завоевательные походы...". По большому счету в этом нет ничего плохого, - в средние века государственный деятель не мог не быть разбойником (по нашим представлениям) - времена были такие... "Или ты, или тебя!". Единственное, что вызывает резонное недоумение: ну, зачем выпячивать именно эти кровавые периоды истории?!

VI
А теперь, к примеру с кривой туркменской саблей. Если считать ее туркменским изобретением, наряду с колесом, порохом и кирпичами - это понятно. На самом-то деле развитие и применение таких орудий убийства, как сабля, шпага, рапира, кортик и другие зависели от конкретной исторической ситуации в конкретной исторической стране (регионе). Не вдаваясь в эту тему, можно ограничиться одним-двумя примерами. Китайские народные повстанцы "прекрасно" противостояли бронированной коннице императорских регулярных войск при помощи секиры, подрубая последними ноги лошадей, а затем также "прекрасно" добивая неуклюжих на земле бронированных солдат цепами для молотьбы зерновых - прообразом современных двух и трехзвенных нунчак... А пример лучников, "прекрасно" расстреливающих на расстоянии опять же "прекрасно" оснащенных всадников?! По мнению экспертов, кривая сабля всего лишь одно из орудий убийства, которыми были вооружены всадники, и мастерство всадника заключалось не только во владении саблей, другими предметами его воинской амуниции-арсенала - пика, шестопер, палица, аркан, лук и т.п., но и в четкой оценке сложившейся ситуации. Если джигиту угрожали несколько врагов, почему бы не применить тактику "убегания" и, растянув в цепочку преследователей, расстрелять последних из лука?! Поочередно!

Поэтому автор этих строк никак не может согласиться с Туркменбаши, что его слова "никак нельзя, обернувшись, нанести удар по догоняющему врагу, ранить его" и есть "какой замечательный пример ловкости и хитрости военного искусства, отточенного туркменами до совершенства".

Поэтому мне, непонятен следующий пассаж: "Вот почему они так настойчиво осваивали его, в первую очередь, учились навыкам управления конем, прыжкам с седла на ходу, уклонения от снарядов". Последнее выражение, может быть, издержки перевода с туркменского на русский? В любом случае, остается только выразить свое восхищение туркменскими воинами - предтечами звезд голливудских блокбастеров, герои которых в последнее время не только уклоняются от пуль и более крупного калибра - снарядов, но и научились останавливать их полет!

Очевидно, последнее - "уклонение от снарядов", и было продемонстрировано на прошедших недавно антитеррористических учениях в Туркмении (местечко Келят). Как сообщает официальный источник, "Президент Туркмении Сапармурат Ниязов дал высокую оценку боевой выучке принимавших участие в учениях солдат и офицеров и распорядился наградить наиболее отличившихся из них".

VII
Но вернемся к основной теме. "Патриотические чувства - самые гуманные чувства туркмена", возглашает Туркменбаши. И отдав должное развитию этой темы, в частности заявив: "Вы, и только Вы должны обеспечить незыблемость ее основ. В этом ответственном деле Вам помогут священная Рухнама, другие мои поэтические наставления, источником вдохновения для вас станут мои двенадцать наказов молодым", все-таки опускается на грешную землю. "Несколько слов о сельском хозяйстве. Здесь у нас в работе с молодыми далеко не все обстоит хорошо. Только в хозяйствах Муратберды Сопыева и Садуллы Розметова эта работа поставлена на должную научную основу. На этот съезд я пригласил хякимов велатов и этрапов. Несмотря на то, что во всех из них достигнута полная обеспеченность хлопкоуборочными машинами, урожаи хлопка везде низкие, работа поставлена непроизводительно. А все потому, что дела пущены на самотек, прополка производится несвоевременно, всходы вовремя не поливаются. Перед самой уборочной на поля выпускается скот. А хякимы не желают видеть этого и тем более устранять. Здесь наши трудности".

Собственно, принудительный труд, коий является правилом для сельского хозяйства Туркмении, не принесет ожидаемых результатов и при инициировании следующего предложения Туркменбаши: "Я к тому это говорю, чтобы молодым отдавать в аренду большие наделы. Пусть молодежь сеет, растит, ухаживает за полями, зарабатывает".

Симптоматично продолжение этой инициативы. "А хякимы должны всячески поддерживать молодых, помогать им. Надо работать вместе с молодыми, учить их. Тогда село очень быстро поднимется".

Автору этих строк, в сущности своей далекому от сельского хозяйства, ну, разве что огородничество и садоводство на крохотном дачном участке, всегда казалось (может быть, и совсем небеспочвенно), что пренебрежение экономическими (объективными) законами, при всей кажущейся мощи административного аппарата, и является тем самым проклятием богов, о котором древние греки говорили так: "Кого Зевс хочет наказать, того он лишает разума".

VIII
Однако существует преграда не только, так скажем, интеллектуального характера: мало ли что там пишут и говорят ученые и прочая охочая на писанину братия?!

Для этого нужно отказаться или, во всяком случае, начать отказываться от идеологии жертвенности, по сути своей являющейся формой внеэкономического принуждения. Это все равно, что признать равным себе, Туркменбаши, того же самого молодого арендатора-хлопкораба. Личные интересы или государственные интересы - обычно так ставится вопрос. Ну, а почему бы не так: из личных интересов последнего складывается государственный интерес?! Собственно, реализации этой крайне непростой гармонизации пресловутых личных интересов служат институты гражданского общества и правового государства.

Вот если бы в этом направлении поразмышлял бы хотя бы на словах Сапармурат Ниязов, было бы очень интересно.

Очевидно, путем передачи сельского хозяйства преимущественно в руки молодых, Туркменбаши хочет решить задачу библейского пророка Моисея, водившего свой народ по пустыне, пока не сменилось одно поколение. Правда, Моисею, почитаемому и мусульманами в качестве Мусы Пайгамбара для этого понадобились добрые 40 лет. Да и проживут ли еще в таких условиях туркмены, без деградации в целом и криминализации своей элиты в частности? Увы, этот срок не отпущен Сапармурату Ниязову, - по последним сообщениям очередные выборы президента Туркмении назначены на 2008 год.

Кто виноват, что судьбоносные решения Туркменбаши какие-то уж очень советские (тоталитарные - с некоторой научной точки зрения).

"Хякимлики должны разъяснять вам, как будет оплачен ваш труд - в период ли прополки, на любых других работах. Словом, должны быть созданы условия, стимулирующие вас на производительный труд". Почему эти функции поручаются хякимликам, стороннему наблюдателю кажется несколько странным (хякимлик - орган государственной власти на местах - авт.). Если это не рынок труда, так и надо говорить: "молодежные трудовые армии". И хотя далее Сапармурат Ниязов подчеркивает: "Мы запрещаем использовать труд школьников на прополке и уборке хлопка, как это было во времена СССР", он же заявляет: "Ведь вы, уважаемые (речь идет о хякимах велаятов и этрапов - авт.), им ни средств не отпускаете, ни технику не выделяете".

А почему хякимы должны им выделять что-то? Представители того поколения, от которого хочет избавиться в сельском хозяйстве Сапармурат Ниязов, наверняка еще помнят, как распределялись-выделялись материальные ресурсы в бывшем СССР. Достаточно сказать, что "первые ряды в престижных залах и на прочих торжественных мероприятиях, за некоторым исключением, занимали представители этой самой распределительно-выделительной системы, пожалуй, самые уважаемые члены общества - даже народные артисты СССР приходили к ним на поклон.

Что поменялось за последние 13 лет в Туркмении?! В этой рассматриваемой сфере? Ну, назвали хякимами, переименовали многое другое, но суть-то осталась прежняя: они и раньше были образцово-показательные хозяйства (научно обоснованная работа означает очень простое - хлопчатник получает всю норму удобрений, а технология его выращивания исполняется и т.д., главное - люди получают за свой труд), а руководители районов и раньше распределяли ресурсы (понятное дело: в первую очередь своим, во вторую - за взятки, в третью - самым ярым скандалистам-шантажистам)...

IX
Что-то советское (тоталитарное) напоминает и предложение Сапармурата Ниязова о том, что: "В велаятах надо создать отделения молодежной организации, председатель велаятской организации молодежи будет также возглавлять отдел по работе с молодежью при хякиме. Он станет совместно с хякимом решать вопросы, касающиеся жизни и труда молодых. Кроме того, я наделяю руководителя молодежной организации полномочиями вместе с хякимом решать сложные вопросы. Они и зарплату будут получать в хякимлике".

Ну, совсем как райком комсомола, первый секретарь которого являлся по должности еще и членом бюро райкома партии (высший орган исполнительной и прочей власти в советские времена).

Наверное, чтобы сгладить этот вопиющий резонанс с казалось бы давно изжитыми временами и порядками, Сапармурат Ниязов вносит следующее: "Если вы меня поддержите, я хочу создать при Аппарате президента специальный отдел, который бы координировал работу молодежи в государственных учреждениях и хякимликах. Дженнет (предложенная Туркменбаши кандидатура на пост председателя Центрального Совета молодежной организации Туркменистана имени Махтумкули - Джаннегуль Пирмамедова - авт.), как представитель молодежи Туркменистана, будет работать и там. При этом я хочу подчеркнуть, что этот отдел никаких административных мер наказания к молодым принимать не будет, а тем более командовать ими".

Это обнадеживает, как и следующее: "По своему желанию молодые могут быть членами любой общественной организации. Они также вольны создавать свои партии. Они наделены этим правом в соответствии с Конституцией Туркменистана".

Однако, предупреждая поползновения "одержимого племени" буквально понять продекларированные в Конституции Туркменистана права, Туркменбаши назидательно замечает: "В этом вам предоставляется полная свобода. Только пусть это не будет искусственным образованием, и пусть никто не ищет соломинку в чужом глазу. Вначале заработай себе авторитет, сделай так, чтобы люди тебя уважали, заметили твои способности. А уж потом пусть они выберут тебя, посчитав самым достойным. Дорогие мои дети, даст Бог, один из Вас в будущем станет президентом страны. Мы проведем Президентские выборы в Туркменистане в 2007-2008 годах".

Вот такое отеческое наставление. Остается добавить, что в соответствии с изменениями и дополнениями в Уставе и Программе молодежной организации, возраст членства продлен до 37 лет. В ответ на изъявления любви и выражение надежд со стороны Сапармурата Ниязова, участники форума решили объявить священной песней молодежи "Туркмен яшлары" (автор слов С.Ниязов). Также от имени молодежи принято обращение к Меджлису Туркменистана с призывом назвать пятую эпоху развития туркменского народа, эпоху независимости - эпохой Туркменбаши.

В общем, стороны остались довольны друг другом. Видимо, это только кажется со стороны, что эксплуатируемый народ недоволен эксплуататором - С.Ниязовым. На этом обычно настаивают активисты правозащитных организаций, международные эксперты и прочие, те, кто "ищет соломинку в чужом глазу", как уже выразился Сапармурат Ниязов.

Очевидно, что у человеческой природы нет предела для приспособляемости - все или почти все зависит от целей и задач истеблишмента, в нашем рассматриваемом случае олицетворяемого Сапармуратом Ниязовым и его ближайшим окружением. Как это ни странно на взгляд со стороны, применяемые этим режимом преимущественно внеэкономические способы принуждения дают великолепные результаты: основная масса населения довольствуется прожиточным минимумом (конечно же, несопоставимым с минимумом в разных странах); ну, а правители и их социальная база тоже заинтересованы в сохранении существующих порядков. Как долго это будет продолжаться? Ответ, к сожалению, пессимистический "До бесконечности!". Если бы только не проделки фортуны. Как правило, в развитых странах такие форс-мажорные обстоятельства, как смена лидера, ухудшение конъюнктуры на рынках предупреждаются определенного рода механизмами. Но в нашем случае, скорее всего, уход с политической арены С.Ниязова будет сопровождаться событиями апокалиптического масштаба и в Туркмении, и в регионе.

Х
..."Бей своих, чтобы чужие боялись!" - это старое доброе народное выражение нашло свое практическое воплощение в современном Туркменистане. Методы и формы воздействия на сознание масс в этой стране столь четко разработаны, что такую роскошь, как иметь свое мнение, могут себе позволить избранные, если не считать оппозицию в изгнании. Правда, по большому счету, ничем оригинальным эти избранные не могут блеснуть: "Любая власть развращает, а абсолютная власть - абсолютно".

...Это понимание приходит с годами, - когда вдруг понимаешь, что находишься в окружении негодяев. А далее начинает развиваться паранойя - негодяи могут применить к тебе методы негодяев во имя неоспариваемых высших целей. Народ на этот случай придумал следующую меткую пословицу "Черная собака, белая собака - все равно собака". Вот такая вот оценка политиков! Как изменить эту оценку, как на деле привлечь народ к управлению собственной судьбой - вот над чем бы задуматься! Собственно, один из главных способов, проще говоря, избавления от паранойи - ощущение себя частицей мирового процесса; это когда тебе близки по духу и грек, и туркмен, и англосакс, жившие до тебя тысячу лет назад и которые будут жить и далее - после тебя... Однако, по этому случаю еще Ницше было сказано: "Кто с самоотверженным настроением создал что-либо великое, тот заботится о том, чтобы воспитать наследников. Видеть во всех возможных наследниках своего дела врагов и жить в состоянии самообороны против них есть признак деспотической и неблагодарной натуры". Так что все не так просто...

Может быть, этим - нарастанием симптомов паранойи и объясняется особая привязанность Туркменбаши к молодежи - своего рода фетишизм (как в свое время из пролетариата создали фетиш деятели РКП(б)). Мол, она (молодежь) не изменит, не предаст... Может быть, если бы у нее в руках были реальные цивилизованные инструменты воздействия на ситуацию, а вместе с этим и понимание того, что помимо гордого звания "туркмен" существует и другое, более значительное "человек", тогда бы... Но этого нет, и не будет при Туркменбаши. Наверное, потому, что каждый "человек кузнец своего счастья". И несчастья тоже. Может быть, ближе к 70 годам Туркменбаши поймет это, хотя в данном случае, это как в мафии - в нее легко войти, а выйти невозможно... Поэтому, сейчас трудно понять: то ли жесткая система управляет Туркменбаши, то ли Туркменбаши управляет жесткой системой. Поймет ли это доктор наук и академик Сапармурат Ниязов? Может быть! Но захочет ли этого понимания президент и прочая-прочая (Туркменбаши, Великий Сердар...) Сапармурат Ниязов - вряд ли!

Об этой ситуации хорошо сказал Махтумкули Фраги:
"Тюльпаном цветешь - не гордись. Что цветок?
Повеяло холодом - и он поблек.
Столетие прожить - смерть на порог,
Метаться налево - направо не стоит.
Гляди: у тебя Сулейманов престол,
И терпят созвездия твой произвол.
С древокольем народ возмущенный пришел, -
Гроша твой престол величавый не стоит".

Скорее всего, Туркменбаши обратит или уже обратил свое внимание именно на вторую часть этого цитируемого произведения. Но в стихах лишних строк не бывает, пусть даже и в переводе Арсения Тарковского...

И, пожалуй, завершим эти заметки цитатой "философа неприятных истин": "Этот художник тщеславен, и не более того: в конце концов его творение есть лишь лупа, которую он предлагает каждому, кто всматривается в него". Не обессудьте Сапармурат Атаевич, если "лупа" оказалась слишком сильной...

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1090810860


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх