Ю.Халков - Узбекское МВД само формирует отряды смертников 03:17 03.09.2004
В Узбекистане все прочнее утверждаются радикальные исламские группировки.
Юлдаш ХАЛКОВ, Узбекистан.
Очередная серия террористических актов в Узбекистане еще раз подтвердила кризис системы государственного устройства в стране. И хотя в официальной версии случившегося звучит стандартная ссылка на мировой терроризм, некоторые обозреватели подозревают узбекские власти в намеренном попустительстве экстремистам.
"Узбекская модель" развития государства сработала явно не в сторону прогресса, а привела к тому, что Узбекистан шагнул обратно в средневековую отсталость.
Декларирование властями ориентации на первоочередность экономических реформ, а в действительности - регулярное создание препон к проведению в жизнь таких тяжелых, но необходимых мер, как приватизация предприятий промышленного сектора, либерализация валютного режима, ужесточение денежной политики, реформирование ценообразования в сельском хозяйстве спровоцировало экономический застой, который естественным образом обострил политическую обстановку внутри страны.
60 процентов узбекистанцев сегодня проживают на доходы, составляющие меньше одного доллара в день. Значительно снижен и уровень средней месячной заработной платы. Бедность и безработица обостряют и другую более сложную сторону проблемы развития государства . социально-духовную, для обеспечения которой необходимо соблюдение хотя бы четырех общепринятых в мировом пространстве требований - гуманизм, демократия, правообеспечение и гласность. Сегодня состояние общества в Узбекистане не отвечает ни одному из этих требований. Более того, в каждом из этих слагаемых допускаются грубейшие нарушения, к которым насильственно приучают узбекский народ властные и силовые структуры государства.
Духовное и моральное угнетение народа, его стесненность в самовыражении и волеизъявлении деформировали души и психологию миллионов и привели к тому, что народ потерял свободную политическую ориентацию и социально-политическое чувство меры. Люди с ущербным и деформированным сознанием, не имеющие ни опыта, ни традиции жизни в действительно демократическом, гуманном обществе, не ориентирующиеся в водовороте политической борьбы и различных резких ситуаций, не в состоянии правильно разобраться в том, что стоит за тем или иным лозунгом, за той или иной навязываемой позицией. Вот почему они становятся легкой добычей для экстремистов и террористов, тем самым усиливая критический беспредел в социально-политической сфере.
Реальная же политика в Узбекистане осуществляется в основном на неформальном уровне, в системе взаимодействия между основными элитными группировками, в руках которых политическая власть сочетается с их личными корыстными интересами. Основу этих политико-финансовых группировок составляют так называемые кланы, наиболее крупными и влиятельными из которых являются ташкентский клан и самаркандский клан. Представители этих групп занимают сегодня основные посты в политической и финансово-экономической сферах Узбекистана, практически полностью контролируя бизнес и финансовые потоки. Во многом благодаря их усилиям в республике создана система сверхжесткого президентского контроля.
Но проблемы противоречий между кланами все более расшатывают государственную систему, чем укрепляют ее. А о "чистоте помыслов" представителей этих кланов среди узбекского народа ходят ужасающие своей правдивостью легенды.
К примеру, ни для кого не секрет, что незадолго до 16 февраля Закиром Алматовым, министром внутренних дел Узбекистана, была произведена основательная чистка ряда кадров МВД, благодаря которой из этой системы были вынуждены уйти неплохие специалисты и более или менее честные и порядочные люди. Одновременно с этим он начинает ставить на руководящие посты в МВД своих знакомых коллег по работе в УВД Ташкентской области, а так же кандидатуры самаркандского клана, который он представляет.
Одна из этих кандидатур, Батыр Раджапович Турсунов, заместитель начальника УВД Ташкентской области. Именно в этой должности после неудачного покушения на Мухаммада Салиха в 1999 году Алматов надежно укрыл своего холопа от президентского гнева. Своему господину Турсунов платит глубокой преданностью, организовав банду из 400 шохидов-смертников, "камикадзе", готовым к любым действиям и в любой момент.
Одним из двух топоров верховного палача (то бишь Президента) Узбекистана называют Алматова в народе. Сейчас этот топор занесен и над головой премьер-министра Шавката Мирзияева, бывшего хокима Самаркандской области, благополучно развалившего ее до основания. До этого, во время работы на посту хокима Джизакской области, он регулярно практиковал публичное избиение глав районных администраций, председателей колхозов, руководителей местных предприятий. Эту практику он с успехом продолжил и в Самарканде. После того, как Мирзияев способствовал значительному урезанию бюджета Закира Алматова, обострения между двумя кланами значительно усилились.
На фоне этой раздробленности государственной элиты все прочнее утверждаются радикальные исламские группировки, становясь главным противовесом нынешнему правящему режиму в стране, подминая под себя жалкие остатки здравого общественного сознания людей.
К сожалению, число сторонников экстремистских течений и организаций в Узбекистане имеет тенденцию стремительного роста, который происходит в основном за счет малоимущих и социально уязвимых слоев населения, а так же за счет лиц, пострадавших от репрессивных действий силовых органов. Три кита, на которых все прочнее утверждаются позиции радикалов - бедность населения и социальная несправедливость, отсутствие в Узбекистане реальной государственной идеологии, которая могла бы противостоять религиозному радикализму, развитый традиционализм в мышлении населения, - эти три кита с ужасающей быстротой несут узбекское государство в пучину кризиса. Уровень напряжения в узбекском обществе достиг сегодня максимального уровня.
Но, как известно, если энергия масс искусственно сдерживается и не находит выхода, то это грозит в конце концов мощным социально- политическим взрывом. Направить же энергию в созидательное, а не разрушительное русло узбекские власти при таком положении дел уже не в силах.
Узбекистану необходимы новые идеи, новые подходы и новые люди. Но полное игнорирование властями светской оппозиции привело к тому, что новизны на политическом пространстве Узбекистана не наблюдается уже много лет.
Единственной и реальной альтернативой властям становятся радикальные религиозные организации, изначально склонные к экстремизму и террору.
|