У.Касымов - Суфизм против терроризма. ЦентрАзии нужна новая идеология? 07:06 06.09.2004
ТЕРРОРИЗМ ОПЕРЕЖАЕТ ПРАВИТЕЛЬСТВА МИРА. ИЛИ СУФИЗМ ПРОТИВ ТЕРРОРИЗМА
Улугбек КАСЫМОВ, Независимый журналист
Сейчас в средствах массовых информаций много говорится о международном терроризме и Исламе. В этом есть несколько причин. Но самое главное по моему в том, что во внешней политике развитых стран на первое место выдвигается глобализация, а в этом у них преобладает желание держать под своим влиянием развивающиеся страны. А в числе развивающиеся стран преобладают мусульманские государства. И меня всегда беспокоит то, что во многих случаях международный терроризм обязательно связывается с Исламом. Хотя бы как простой мусульманин я никак не могу переварит эту. А с другой стороны среди людей бытует мнения что, будто бы международный терроризм направлено именно против Америки и Запада. Но и это ошибочное мнение. Следи террора можно увидит сейчас везде. В Испании, Англии, Африке, Индии, Японии и в регионе Тихого Океана.
Начали появляться шахиди и в Центральной Азии. (Вспомним Бухару и Ташкент.) Как пишет турецкий писатель Хорун Яхья - автор нескольких книг о терроризме и Исламе- террористические организации показывают себя как борцы во имя справедливости. Они, защищая свои догмы, как бы борются с режимами и правителями, которых считают неправедными. При этом у них якобы благородные цели: привести народ к счастливой и справедливой жизни. Во многих случаях они привлекают в свои ряды недовольных существующим на их родине строем. Ведь во всех странах мира можно найти таких людей. Особенно среди молодежи. И они легко поддаются чуждым влияниям. Но что самое интересное, эти люди сами прекрасно понимают истинное положение вещей.
Конечно, у людей могут быть расхожие мнения по поводу правительственных мер. Они могут, и не согласится с принимаемыми решениями. Но людям очень важно знать, что все эти разногласия можно решит мирными и легальными способами.
Конституционное право каждого дает ему по закону публично высказать свое несогласие путем организации митингов, пикетов, выступлением в средствах массовой информации или во время выборов. Люди должны научится защищать свои права легальными способами.
Если глубоко вникать в психологию людей состоящих в террористических организациях, можно понят серьезную вещь. Многие из них как бы борется за справедливый и идеальный жизнь, против насилия и деспотизма. Но горькая правда состоится из того, что их доверчивые души остается бессильными перед дьявольски сообразительными предводителями. Их фанатично преданные взгляды и любовь погубит их. Они помогают им убить себя. К сожалению, так происходит сейчас каждый день во всем мире. Таких людей всемогущий Аллах считает впавшими в заблуждение. В Коране написано, что те люди, которые сеют раздор на земле, считают себя реформаторами. А Аллах велит: " Знаете, что они все-таки считаются подстрекателями, но сами этого не понимают". (с. Баккара.аят 11-12)
Как пишет турецкий ученый Хорун Яхья , терроризм нечто иное , как проливание крови безвинных дьявольскими способами. А те , кто поддерживают терроризм или призывают к сочувствию злодействам и зверствам террористов , являются служителями сатаны. Действительно это так. "Эти люди (сочувствующие террористам ) , - пишет Х.Яхья , - очень легко поддаются интригам. Они далеки от толерантности , великодушия и не признают никаких законов ". А вот великодушия и толерантность проходит красной нитью в исламском суфизме. В этом ракурсе по моему мнению , возрождение суфизма представляется лучшим способом борьбы против терроризма в мусульманском мире.
Похожие на это, но в другой интерпретации предлагал молодой узбекский ученый Одил Рузалиев, который учится в США, в сайте UzLand.Info. Он представляет на обсуждение возродить некогда существовавшие Духовное управление мусульман Средней Азии. При этом он пишет: "Учитывая пассивные взаимоотношения между мусульманскими учреждениями в регионе и тревогу лидеров стран региона по поводу использования Ислама некоторыми группами в террористических и антиконституционных целях , эта идея, прежде всего, должна быть с вниманием воспринята руководителями стран Туркестана, поскольку только с помощью регионального, централизованного, исламского учреждения будет возможно возрождение тюркского ислама с его глубокими суфийскими традициями полными терпения, поощрения, просвещения и гармонии. "
Эту идею в нашем крае принимали по-разному. Среди них были и люди, которые вообще не могли переварить некоторые слова О. Рузалиева. У О. Рузалиева есть конечно одна ошибка, он употребляет слово "тюркский ислам", чего я тоже не могу принять. Ведь, как подчеркивает известный журналист Бободжон Икрамов, "Ислам нельзя привязывать к отдельной нации". Но, все-таки я был рад тем, что молодой ученый обращает внимание к тасаввуф - суфизму. Потому что, в последнее время, исследуя суфизм, я пришел к одному выводу. В быстро меняющемся мире насилие и неприязнь имеют весомые корни, вследствие не только экономического кризиса или инфляции. Самое главное, наверно, в образовавшегося идеологического вакуума. Это и есть главная причина вовлечения молодежи к различным течениям. Нам стоит задуматься использовать Суфизм как идеологию взамен схоластических или маловерных программ.
Безыдейность, образовавшегося после развала СССР, это и есть начало трагедии для всех наций бывшего великого государства. Этот вакуум пока не заполняет ни одна идеология. Ведь не одна из государств Центральной Азии пока не могут предлагать конкретную программу развития новой идеологии. Я свою мысль высказал многим людям, а также многим улемам. Многие, с интересом слушая мои мнения, все-таки возражали. Суть возражения было в одном. При такой идеологии Ислам может потерять свою силу. Ислам надо принимать таким, каким он есть. Ведь в этом и его сила.
По мнениям оппонентов, всякие течения или возрождения суфизма в настоящее время могут разлагать Ислам. Со слов религиозных людей то, что я предлагаю, может таить в себе угрозу исламскому единству. Но я бы хотел, все-таки объяснить, в чем обоснованны мои заключения.
В Западе хорошо знают ученого по имени Джавад Нурбахш. Профессор Джавад Нурбахш, родившийся в городе Кирман в Исламской Республике Иран, уже много лет изучает исламский суфизм. Он несколько лет возглавлял кафедру психиатрии Тегеранского Университета. Он стал главой (кутб) суфийского течения Ниматуллахи, который является наиболее распространенным суфийским братством на территории Ирана. Многочисленные ханаки (суфийская обитель) суфийского братства Ниматуллахи существуют во многих городах США, Канады, Западной Европы, Африки и Австралии.
В некоторых источниках написано, что в 1995 г. дервишами суфийского братства Ниматуллахи стали даже несколько житеоей России и Белоруссии. Профессор Дж.Нурбахш в книге "Психология суфизма" [ Dr. Javad Nurbakhsh "The Psychologi of Sufism"( Del Wa Hafs) ] пишет : "Люди спорят и отдаляются друг от друга, потому что у них есть несовпадающие желания и эгоистические интересы. Суфий не беспокоится о достижениях и приобретениях, таких, как богатство, власть и социальный статус. Тот, кто чужд богатству, славе, власти . Тот друг всем ( Саъди ), т.е. тот, чье сердце чуждается всех кроме Бога, друг каждому, поскольку Бог - это все, что он видит. Однако тот, кто сосредоточен на себе, отчуждается от других; и чем больше он занят собой, тем более он отчужден от людей. Суфий, с другой стороны - друг всем, будучи посторонним, для самого себя. Таким образом, суфий дружен с каждым". В той же книге в главе "Терпение суфия" он еще пишет: "Самость", или "Я", подвергается воздействию и реагирует на внешнее окружение. Возникающие реакции проявляются как гнев, раздражения, нетерпение, желание и т.п." Эти вышеперечисленные реакции в жизни людей создают почву для возникновения корней, подталкивающих к насилию, т.е. к террору. Продолжая свои мысли, Дж. Нурбахш отмечает: "Суфий не имеет никакого отношения к "самости", не заставляет страдать других и не страдает сам. Следовательно, он не подвержен этим изменяющимся эмоциям и не имеет основания быть оскорбленным кем-то или оскорбить кого-то".
Один из наших великих предков Хусайн Воиз Кошиви в книге "Футувватномаи султони", говоря о суфизме, обращает внимание к трем приметам, а именно: а) дыхание (дам, нафас) - не говорить о том, чего нельзя сказать; б) поступь (кадам) - не перешагнуть не дозволенного; в) великодушие (карам) - заниматься добрыми делами и во время работы не остановить душевное поклонение.
Или берем книгу знаменитого персидкого поэта-суфия Фаридиддун Аттара " Тазкират ул-авлийа" ("Поминания святых"), где приводится 53 притчей о Шейхе Малика Динара. В пятнадцатом притче пишется так: "Спросили: есть люди, которые на словах так пугают нас, что сердца наши разрывается от ужаса.Надо ли так? Он сказал: лучше сегодня говорить с людьми, которые пугают вас, а завтра обрести безопасность, чем сегодня говорить с теми, кто сулить безопасность, а завтра быть повергнутыми в ужас."
Что еще можно к этому добавит? Ведь тысяча лет назад как бы на назидание, суфий показывает путь будущим правителям. А Мавлоно Джалолиддин Руми в одной из своих книг пишет: "Если ты увидишь у своих родных изъян, это есть отражение твоего порока". И еще в другом месте: Вы, взыскующие Бога средь небесной синевы, Посики оставьте эти, вы- есть Он, а Он есть Вы.
Такие понятия очень часто встречаются в суфизме. Если бы мы анализировали недостатки общества в таком ракурсе суфизма, то могли бы легко разобраться во многом.
Как пишет профессор Мустафо Осими в газету "Сугд" из далекого города Денвер, штата Колорадо, " Абсурдно, и нелогично причислять Суфизм как мистическое течение Ислама. Суфизм движение, порожденное интеллектуалами таджиками и иранцами в защиту своего мировоззрения и преемственности культурных ценностей.
Основное кредо Суфизма непрерывно искать пути воздействия на массы через небольшое число хорошо обученных и само дисциплинированных людей, членов своего ордена.."
Я думаю, что смело можно сказать: возрождение Суфизма мог бы стать эффективным информационно-идеологическим оружием против распространения международного терроризма. И еще, многие молодые из-за безыдейности разочарования не примкнули бы ко всяким религиозным течениям. Суфизм, по моему убеждению, мог бы стать хорошим средством преграды Ислама от международного терроризма. Ко всему этому, возрождение Суфизма может стать преградой против той людской силы, которую непрерывно получают международные террористические организации в исламских государствах.
Конечно, такое мировоззрение не в пользу таким террористическим организациям, как "Аль-Каида", "Хамас", "Хезболлах", "Талибан" и т.д. У меня даже возникает мысль, что международные террористические организации уже давно поняли, что Суфизм в Исламе для них может стать серьезным барьером. Это еще раз показывает, что в идеолого- информацонной войне они на много опережают правительство мировых держав. А ответ за борьбу против насилия и жестокости в мире, обязывает этих руководителей признать свои недостатки и упущения.
Я не знаю, кто как это все примет. Но это просто заключение человека со стороны. И было бы интересно узнать мнения читателей по этому поводу.
|