М.Мамадшоев - Таджикистан: ветер выборов уносит "неправильные" газеты (доклад в ОБСЕ) 11:24 27.09.2004
Таджикистан: ветер выборов уносит "неправильные" газеты
Марат МАМАДШОЕВ, журналист Доклад на шестой конференции ОБСЕ, Душанбе, 23-24 сентября 2004.
Караул устал! Накануне парламентских выборов запасы либерализма таджикских властей предсказуемо иссякли, и они начали широкомасштабную компанию по умиротворению СМИ.
Основной мишенью властей стали типографии, где печатаются неугодные газеты. Нехитрый лозунг, "не важно что пишут, важно, что печатают". После проверки налоговой полиции была закрыта типография "Джиенхон", имевшая смелость печатать газеты "Рузи нав" и "Неруи Сухан". Совсем недавно началась ревизия в типографии "Каримджон Кодири", где также печаталось еще несколько не совсем "правильных", с точки зрения, властей изданий, в том числе, печатный орган Демпартии - газета "Адолат", и т.д. Результат: "Адолат" перестает выходить, Демпартия пишет письмо на имя президента, в котором просит его помочь в решении проблемы с выпуском газеты партии. Рискну предположить, что ответа не будет. Закрытие типографии "Джиенхон" явилось своего рода предупреждением со стороны власти в адрес других типографий. В свою очередь показательная порка оппозиционных газет является предупреждением для других изданий. Мол, не злоупотребляйте свободой слова, а то у нас очень длинные руки. Власть идет на выборы и не желает лишних проблем. Тем более, из-за каких-то газет.
Неудивительно, что после случившегося на "Джиенхоне", после налоговых проблем, свалившихся на "Каримджон Кодири" практически все столичные типографии пришли к консенсусу и "дружно" решили: "нехорошие" издания не печатать. Среди нарушителей газеты "Рузи нав", "Неруи Сухан", "Одаму Олам", "Адолат", "Наджот", "Зиндаги". Эти издания уже второй месяц практически перестали выходить в свет.
Власти уверяют, что эти инциденты не имеют политической подоплеки. Совсем как в анекдоте, "потерпевший погиб в результате несчастного случая, нечаянно упав на нож. И так семь раз". Однако, как можно объяснить тот факт, что отказывают именно оппозиционным газетам? Притом, что сами типографии жалуются на недостаток заказов? Таджикский парадокс.
Развивается и другой, так сказать, цивилизованный, судебный метод борьбы со СМИ. Это иск судьи Н. Амирова к газете "Вечерний Душанбе, иск министра обороны РТ Ш. Хайруллаева к газете "Одаму олам", иск Таджикской железной дороги к газете "Таджикистан" и т.д. По масштабам других стран СНГ, наверное, не густо. Но, раньше у нас такого не было вообще.
Одновременно власти предприняли меры по повышению эффективности своих собственных СМИ. Правительственные издания в последний год стали активно использовать для сведения счетов с оппозиционными лидерами и журналистами. Однако, на мой взгляд, пока государственные СМИ, за исключением может быть телеканала ТВТ, не играют сколь либо значительной роли в формировании общественного мнения ввиду откровенной ангажированности. К тому же, уровень публикаций в этих изданиях очень низок.
Вот что можно сказать о тенденциях развития таджикских СМИ в последнее время.
В остальном, несмотря на некоторые косметические изменения последних лет, ситуация на медиарынке принципиально не изменилась и по прежнему остается под полным контролем государственной власти. Она занимает командные высоты в сфере производства и распространения массовой информации, и в любой момент может вновь восстановить монопольное положение. Как это уже было во времена советской власти. Власти принадлежит Издательско-полиграфический комплекс "Шарки Озод" - практически единственное место, где можно более или менее качественно и сравнительно дешево печатать газеты и еще несколько столичных типографий. "Оппозиционный" потенциал частников, как мы, уже заметили невелик. А после "Джиенхона" они и вовсе стали как шелковые. В руках государства по-прежнему остаются единственные теле и радиоканалы общереспубликанского масштаба, имеющие среди местных СМИ, самую широкую аудиторию.
Также пока нет принципиальных изменений в сфере выдачи лицензий электронным СМИ. Экономическое положение СМИ остается тяжелым. Практически все необходимое: оборудование, производственные материалы завозится из-за рубежа, что приводит к удорожанию себестоимости продукции СМИ. Положение ухудшается ввиду низкой покупательной способности населения. Емкость рекламного рынка страны сравнительно невелика, рекламодатели малочисленны. Тем более, что наши бизнесмены предпочитают не сориться с властями и не дают рекламу в "неправильные" издания. Нужны примеры? "Рузи нав" и "Неруи Сухан" являются, точнее являлись, лидерами по тиражу в своем формате общественно-политических изданий. Однако рекламодатели их игнорировали. Почему? Ответ по–моему очевиден.
Справедливости ради, заметим, что президент поддержал инициативу газетчиков о предоставлении им льгот по НДС. Однако, в итоге, по выражению газеты "Азия-Плюс" депутаты парламента превратили эту инициативу в фарс. Газетчиков освободили всего лишь от НДС по доставке, что составляет незначительную часть расходов изданий.
О ситуация в сфере доступа к средствам производства печатных СМИ мы уже говорили, и на мой взгляд, она стала просто катастрофической. Нет также улучшений в сфере распространения информации. В Таджикистане нет альтернативных, неправительственных организаций, которые занимались бы распространением СМИ. Даже в столице очень мало газетных киосков.
Во многих регионах по-прежнему сохраняется институт принудительной подписки на государственные издания - газеты "Джумхурият", "Садои мардум", печатный орган правящей партии "Минбари халк". Об этих фактах в интервью газете "Азия-плюс" недавно говорил редактор "Народной газеты" (тоже правительственное издание, Прим. автора) Владимир Воробьев. Показательно, что со времени интервью прошло больше месяца, но реакции представителей этих газет так и не последовало. Нечего сказать? Я не буду подробно останавливаться на ситуации связанной с доступом к источникам информации. Отмечу, что месяц назад Национальная Ассоциация Независимых Средств Массовой Информации Таджикистана в специальном заявлении говорила о том, что эта проблема стоит у нас очень остро.
Сейчас, я думаю, развеялись иллюзии некоторых романтиков, полагавших, что все это временные трудности, связанные с невежеством чиновников, их недопониманием необходимости журналистского труда. Становится ясно, что на самом деле, это хроническая болезнь нашего общества, имеющая корни в коррумпированности и некомпетентности, широко распространившейся в аппарате власти.
Всего лишь один пример. Дважды за истекший год исполнительный аппарат президента РТ проигнорировал письменный запрос двух редакций, газет "Азия-плюс" и "ВИД". Причем, вопрос был безобидным, газетчики хотели узнать размер заработной платы чиновников этого органа. А ведь по своему статусу сотрудники аппарата президента должны быть образцом для остальных госслужащих. Хотя, судя по всему, их отношение к СМИ является для многих чиновников действительно образцовым.
Все проблемы, о которых я сейчас говорил, неоднократно поднимались в СМИ. Как и многие другие актуальные вопросы жизни общества, не имеющие прямой связи с жизнью СМИ. Однако в большинстве случаев никаких положительных сдвигов не произошло. Собаки, то есть СМИ лают, караван, то есть, власть идет. Мнения журналистов, а значит, общественное мнение, при принятии решений по-прежнему игнорируется.
И уже можно согласиться с высказанной многими моими коллегами мыслью, что такое откровенно пренебрежительное отношение чиновников делает нашу работу во многом бессмысленной.
Возможно, что это связано с тем, что власть еще не осознала степень своей ответственности перед народом. Или точнее, народ не дал ей понять меру ее ответственности.
Безусловно, есть объективные факторы, затрудняющие развитие СМИ. Это - недостаток финансов, кадров, перебои в электроснабжении, слабость базы (полиграфической и т.д.), узость рекламного рынка, низкая покупательная способность населения, неразвитость институтов гражданского общества. Однако основная причина связана с нежеланием власти иметь в оппонентах сильные и независимые СМИ, которые в определенной мере могли бы контролировать ее деятельность.
Признать, что пока нам нечем гордиться, это полдела. Важнее, мне кажется, ответить на вопрос, что нам надо делать раньше. Сложить свои перья и уехать из страны? Такое предложение уже звучало. Но, мне кажется, это не выход.
Мой вывод, наверное, банален. Нашему журналистскому сообществу необходимо кропотливо работать над улучшением своего положения в РТ. Не дают печататься? Нужно создавать собственную типографию. Плохо работает государственная почта? Нужна своя система распространения. Для этого необходимо кооперироваться с другими СМИ, активнее привлекать ресурсы международных организаций.
Как рядовой обыватель, я понимаю, почему наши коллеги предпочитают не связываться судами. Однако, без этого никак нельзя. Нам, как воздух, нужны положительные судебные прецеденты. Мы должны наказывать чиновников за отказ в доступе к информации, за отказ в доступе к печатному станку, в выдаче лицензии и т.д. Мы можем и должны стать инициаторами проведения реальной, а не на словах, судебной реформы.
Мы любим часто приводить примеры из опыта других стран, и говорим, например, что правительство России не любит СМИ, а вот правительство США... Но, я рискну предположить, что на самом деле все они одинаковые. Никакое правительство никогда не будет любить СМИ. Это противоестественно. На самом деле, мы должны сравнивать не наши правительства, а поведение тех, кто сдерживает их произвол. То есть, правительство США и радо было бы вести себя, как, например, это делают наши власти, но, не может: целая система институтов гражданского общества этого не позволяет.
Мы, журналисты можем и должны добиться изменения отношения власти к себе и к СМИ. В нас должны видеть не каких-то охотников за сенсациями, а людей, находящихся на службе гражданского общества. Если чиновников выбирают один раз в несколько лет, то, СМИ выбирают значительно чаще: кого каждую неделю, а кого каждый день. И голосуют граждане за них, заметим, не бюллетенями, а своими кровными.
|