Б.Мусаев: Каримовский фарс – убийца государственности и политического режима Узбекистана 08:56 12.10.2004
Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима.
Бахадыр МУСАЕВ, социолог, Ташкент
"Можно сожалеть о лучших временах, но нельзя уйти от своего времени…" (Монтень, "Опыты")
Среди вершин человеческой мудрости есть великие книги, которые снискали мировую признательность. По обыкновению, когда не особенно мне уютно, рука тянется к золотой полке домашней библиотеки. Так и сейчас, перелистываю страницы самых, самых… Читаю, - переживая разумом и сердцем, - будто заново открыл для себя "Бабур –наме". В частности, остановился на строках: "Несмотря на свою безграмотность (Шейбани хан) учил Кази Ихтиара и Мухаммед Мир Юсуфа – знаменитых и даровитых гератских ученых – толковать Коран; взяв в руки перо, он исправлял писания и рисунки Султан – Али-и- Мешхеди и художника Бехзада. Иногда он сочинял несколько безвкусных стихов и приказывал читать их с Минбара, а потом распоряжался вывесить эти стихи на базарной площади и брал с народа подарки". (см. Бабур. 2-я книга "Бабур-наме" Ташкент 1982, стр.156).
Очевидно, что все это демонстрация грубой властности и откровенной силы. Вместе с тем, наряду с внешним комическим эффектом поведения, сказанные слова Бабура о Шейбани, раскрывают лицемерную, циничную натуру средневекового хана, - известного своей жестокостью, - узбекского завоевателя владений Тимуридов.
Казалось бы, что вообще такая история не имеет отношения к озаглавленной теме. Но поистине: Ничего нового под солнцем.
Разве не узнаваемы в облике, поведении и поступках современных отдельных политиков нашего региона, подчеркнутые черты психологического портрета властолюбивого феодального правителя? От слов и двойных стандартов нынешних, так называемых, государственных мужей отдает душком лицемерия и цинизма. Разве не ведется, например, руководителями Узбекистана вот уже на протяжении ряда лет такая политика и не принимаются с самым серьезным видом серьезные решения, выдаваемые за заботу о достижении всеобщего блага народа и якобы устремлений, направленных на строительство и укрепление национальной государственности, которые выглядят на практике не иначе, как многоликие проявления фарса? Не об этом ли свидетельствует невольное, а может в некотором смысле осознанное намерение строить дом на песке. Говорю "в некотором смысле осознанное намерение", предполагая, что первые лица первого эшелона власти и прежде всего в лице президента, "проводят" реформы, понимая вполне, что разыгрывают их как фарс. Не думаю, что ошибаюсь. Достаточно взглянуть на то, что происходит на протяжении последних лет в экономике и социальной сфере, в области государственного и общественного строительства. Становится ясно следующее.
В конечном итоге все, что делает президент И. Каримов в плане осуществления реформ, выглядит как действо далекое от реальности. И соответственно получается результат, к которому применимы известные строки поэта: "Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно…"
В самом деле, почему вместо реформ, наблюдается лишь их имитация? Зачем надо было громогласно и радикально заявлять установки на неуклонное и последовательное осуществление реформ либерального толка (и к тому же амбициозные по своим целям), которые де могут послужить образцом для многих стран мира? И наконец вправе озадачиться: какова социально-философская сущность политического режима?; не здесь ли содержится ключ к нахождению ответа на принципиальный вопрос: кто и почему не хочет реформ?; востребована ли эта власть, несмотря на свою обнажившуюся нелигитимность?; если "да" (востребована власть), то в каких глубинных составляющих менталитета общества следует искать тому объяснения?
Вопросы как видно не риторические. На некоторые из них попытаюсь ответить или обозначу подходы.
1. Фарс с легкой руки и воли главы государства стал политическим стилем работы всего руководства Узбекистана.
Итог такой политики и решений - повседневная жизнь узбекистанцев (с точки зрения их материального благополучия), состояние экономики, направленность политических процессов, напоминающие клоунаду, в которую их втянули власть имущие. Правда, в отличие от названного жанра в литературе и искусстве, со свойственным ему игривостью и водевильностью содержания, фарс в политике обернулся для народа и страны определенно негативными последствиями, значительно превосходящими по масштабу результаты материального и духовного опустошения грабежей Шейбани и ему подобных ханов. Поэтому, к глубокому сожалению, есть веские основания говорить о трагическом настоящем народа Узбекистана.
Информация для размышления. Утром 1 октября 2004г. редкие прохожие у дома 111 улицы Лисунова-1 явились очевидцами самоубийства. С крыши девятиэтажки выбросился человек. Как я узнал позже, непосредственной причиной трагедии послужила несправедливость, свершенная по отношению к нему со стороны служителей правоохранительных органов. Последние, в то злополучное раннее утро, в присутствии прокурора и руководителей РОВД Хамзинского района г. Ташкента, конфисковали товары челноков, занимающихся мелкооптовой торговлей на вещевом рынке Кадышева. В их числе оказался и воин-афганец по имени Мирзиед (1963г.р.), уроженец Сурхандарьи, отец троих детей (двух малолетних дочерей дошкольного возраста и сына 12 лет), инвалид, потерявший одну ногу во время службы в рядах Советской Армии, принимая участие в боях с моджахедами. Смерть обошла солдата в той жестокой войне. Он вернулся домой, женился. А сегодня в мирное время в условиях независимости и как и многие его соотечественники в поисках способов физического выживания семьи, перевез ее в Ташкент, где снимал квартиру и занимался мелкой торговлей. Худо –бедно хватало на питание и оплату за жилплощадь. Росли дети. Худо- бедно.. пока…не случилось то, что случилось. Душа воина-афганца оказалась уязвимой. Она не смогла вынести последнего удара подлого времени, оказавшегося для него роковым.
Можно представить себе по всей стране немалое число подобных униженных и оскорбленных. Обочина социальной жизни, в которую по большей мере, именно государство своей бездарной политикой в области экономики, безжалостно отбросила и продолжает отбрасывать постоянно сотни тысяч людей, ставит их сегодня в ситуацию запредельного психического состояния, провоцирует на морально-духовную деградацию. Я бы не хотел вдаваться в пространные рассуждения о источниках зла и к чему приведет в конце - концов становление люмпенизированного общества, накопление критической массы, накопленной в социальном пространстве негативно заряженной психоэнергетики? Но не уйти от данных вопросов, когда остаешься наедине с собой...
Ташкент. 10 октября 2004г.
Продолжение следует.
|