КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 19.10.2004
22:57  В Кыргызстане задержан с 92 кг опиума сотрудник Минюста Таджикистана
21:50  "Центр подготовки миротворцев" для Киргизии. А.Акаев присоединяется к новой индивидуальной программе НАТО.
20:47  "Международная академия информатизации" удостоила А.Акаева своего ордена 1-й степени
20:34  На узбеко-туркменской границе застрелен гражданин Узбекистана: вез контрабандный товар
15:42  Пал в бою легендарный индийский бандит Вирапан (обвинявшийся в убийстве 130 человек и 2000 слонов)
14:37  Кхин Ньюнт - премьер-министр и глава разведки Бирмы, посажен "под домашний арест"
14:29  "Цзинцзи жибао": Почему Россия вновь создала военные базы за рубежом?

13:48  История секс-рабынь. Как две узбекистанские девушки убежали от сутенеров и... из Тбилисского СИЗО в Баку
13:30  "Сиротам" Бог послал шашлыки, плов, перепелов... Как ЦентрАзийские лидеры "аукали" Путина
12:23  Пока Путин чешет языком... На картах Афганских наркобаронов детально расписаны маршруты по российской провинции
12:08  Я.Амелина - Есть вещи поважнее героина... Таджикский долг России вылетел в "Окно"
11:57  Имеют ли мусульмане "право на восстание"? Московские болтуны-"исламоведы" продолжают морочить голову
11:55  Б.Мусаев - Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима (полный текст)
11:45  "Къ" - Путин в роли бушмейкера. Президент повел себя не по-центральноазиатски
10:02  "Некоторые тибетцы обвиняют меня в том, что я продал их право на независимость", - рассказывает "Time" Далай-лама
09:28  "New York Times" - Террористы-рецидивисты. Освобожденные узники Гуантанамо возвращаются...
08:55  Туркменистан переправил азербайджанских, иранских и афганских беженцев в Канаду
08:43  На выборах президента Афганистана за Хамида Карзая проголосовали более 61% избирателей
08:38  Иран протестует против военного присутствия Запада в Каспии и его "дружбы" с Баку
07:40  Женский теннисный турнир "Ташкент опен" выиграла Н.Вайдисова из Чехии
07:39  Шахматы: Крамник остался чемпионом мира и ждет победителя матча Каспаров-Касымджанов
05:59  "МК" - Как не уступить соседу. Путин показал чудеса ЦентрАзийской дипломатии
04:45  "ВН" - Без Китая, но с Россией. Буш нашел поддержку в далеком Душанбе
03:43  Моджахедов - в отставку! Карзай собирает власть в кулак
03:32  ОБСЕ рекомендует? Американцы, отказывающиеся голосовать, будут демократично лишены секса
02:54  В.Бирюков (собкор "Труда" в ЦентрАзии) - "Узбекистан идет к демократии своим путем, неординарным и непростым..."
01:08  Установлены личности двух уйгуров, расстрелявших в 2003 г. автобус с китайскими коммерсантами в Киргизии
01:05  Ю.Золотарев - Наш человек в Ташкенте. "Робин Гуд" Мюррей оказался никудышным послом и бабником
00:59  Липкие фунтики. Английские урановые отходы совсем безвредны, - уверяют киргизские переработчики
00:48  Э.Козубеков - Шесть сюрпризов Бишкекских выборов: №1 - пиар вместо политики...
00:41  Всегда готов! 2 миллионов 968 тысяч юных узбекистанцев уже сдали зачет на "Алпомыша и Барчиной"
00:34  "Труд" - Путин прорубил "окно" в Таджикистан... 201-я дивизия поменяла статус
00:33  Б.Шахназаров - Иного не дано: летайте самолетами Uzbekistan Airways (заметки пассажира)
00:31  Кто избил Андрея Агафонова? В ташкентском суде подменили обвиняемого(!) курсанта милиции-"оборотня"
00:13  В Узбекистане реорганизован и укрупнен Госкомземгеодезкадастр
00:05  В Киргизии объявлен новый конкурс по написанию школьных учебников. Старые с 1998 г. устарели?
00:01  С.Кургинян - Путин запутался в противоречиях державности и либерализма
00:00  Косячек для Ксюши. Сенатор от Тывы Нарусова-Собчак предлагает легализовать местный наркобизнес
Понедельник, 18.10.2004
23:45  А.Шекхар - НАТО и Узбекистан. Завтра в Ташкент приземлится Яап де Хооп Схеффер
23:35  А.Собянин - Допустят ли американцы "русскую" партию Успасских к власти в Литве?
23:27  Киргизский премьер Н.Танаев просит британское посольство(?!) уничтожить хоть одну нарколабораторию в Афгане
22:39  В Монголии прошли выборы в местные органы власти
22:01  Путин придумал мысль - "Международный терроризм стремится недопустить переизбрания Буша"
21:46  Аз-Заркави и бен Ладен создают "террористический интернационал". 18 солдат США отказались вполнять приказ в Ираке...
21:41  Путин, Чубайс и Дерипаска решили "инвестировать" в Таджикистан более $2 млрд... украденных из РФ?
21:32  Строительство газопровода Иран-Индия послужит процветанию Азии
21:31  В Белоруссии разбились в автокатастрофе работники Комитета по делам СНГ ГосДумы России
19:49  А.Касымходжаев: Новые кадровые перемещения в МВД Узбекистана
17:01  Выборы в Белоруссии. СНГ и ОБСЕ разошлись в определении "демократии"
13:43  "Financial Times" в панике - Золотая Орда. Российские компании начали... скупать западные активы
13:28  Долой эмбарго! Франция рвется на оружейный рынок Китая
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Б.Мусаев - Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима (полный текст)
11:55 19.10.2004

Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима.

Бахадыр МУСАЕВ, социолог (Ташкент)

"Можно сожалеть о лучших временах, но нельзя уйти от своего времени…"
( Монтень, Опыты.).

Уважаемый читатель, настоящая версия природы политического режима власти будет восприниматься полнее и адекватно, если Вы ознакомитесь с некоторыми из моих прежних заметок, комментариев, воспроизведенными на Интернет-Сайте ЦентрАзия в 2003/2004гг. В частности, рекомендовал бы: "Несколько критических замечаний в связи с вопросом о кланах Узбекистана" (см. указ. Сайт 10.02. 2003г); "Узбекская модель развития или ускорение в никуда" (см. 07.04.02003г.); "Узбекистан: Это не вина, а беда народа…" (см. 29. 05. 2003г.); рук. вариант книги "Узбекистан независимый: Реформы или Бунты?" (см. 19 – 23. 01. 2004г.); "Задачи правозащитников Узбекистана в условиях псевдолиберализации" (см.29. 01. 2004г.); "Кое-что о насилии и репрессивном мышлении носителей режима власти Узбекистана" (см. 02. 02. 2004г.); "Драма оппозиции Узбекистана вчера и сегодня" (см.21. 02. 2004г.); "Еще раз о взрывах в Узбекистане… и мораль Белого Дома" (см.13. 04. 2004г.); "Времена: Размышления социолога в связи с одним убийством в Ташкенте" (см.23. 04.2004г.); "Узбекистан: "Очень светлое будущее" и трагическое настоящее" (см.06. 06.2004г.); "Мы сломаем вам ноги и прикроем лавочку…Как расследуют теракт в Узбекистане" (см.17. 06. 2004г.); "Оппозиция и правозащитные организации Узбекистана накануне выборов в Парламент. Несколько критических замечаний социолога" (см.11. 08. 2004г.); "О том как "восстал" Бык и немного о другом: Размышления социолога в годовщину независимости Узбекистана" (см.03. 09. 2004г.).

Перечисленные статьи и рабочий вариант книги, на мой взгляд, не только выражают независимую точку зрения автора относительно состояния и тенденций развития узбекистанского общества, но в совокупности они еще обозначили основные штрихи портрета политического режима, некоторую содержательную сторону из истории взаимоотношений режима И. Каримова и общества в Узбекистане за годы независимости.

На самом же деле, еще ждут, требуя специального и обстоятельного анализа вопросы: каким образом и почему, в действительности (фактически) происходит не столько становление национальной государственности, а сколько зримые проявления фарса. Я имею ввиду и то, что мы не видим единства власти и закона. Причем наблюдаем отсутствие верховной власти как государственной, объединившей три ветви власти (законодательную, исполнительную и судебную. Зато налицо фактический узурпаторский захват верховной власти одной из ветвей власти. И тем более, не приходится говорить о сколь - нибудь заметных приметах формирования профессионального парламента, сильной исполнительной власти и независимой судебной системы, развитого местного самоуправления. Лично мне, представляется, что здесь имеет место явное разрушительное воздействие фарса, разыгрываемого президентом – вседержателем верховной власти в Узбекистане. Кстати пора обратить внимание, что фарс выступает не в роли убийцы, а самоубийцы режима власти. Фарс тотально дезорганизующе и разрушительно воздействует на общественный организм. Оно (общество) вслед за политическим режимом или одновременно с ним сползает к катастрофе. Об этом я скажу позже. Прежде я хочу сказать о другом.

Каким же образом продолжает пока сохраняться подобие порядка в обществе? Ведь и в самом деле, не слышны крики о помощи и не лежат на улицах трупы. Все внешне благопристойно в селах и городах Узбекистана. Светит солнце в нашем благословенном крае. Глаза радуют, развешанные по всей стране яркие плакаты, включая изречения главы государства. Они мне напоминают помимо всего прочего, например, о 50-х годах минувшего столетия, когда у нас в стране очень распространены были всякого рода китайские картинки. Тогда, в далеком детстве, я открыл для себя в наглядном виде сказочную страну Китай, где оказывается жил в богатстве и изобилии счастливый народ. На это указывали белозубые улыбки детей- китайцев рядом с кустами роз и под отечески проникновенным мудрым взглядом Мао Цзэдуна.

Вот сегодня только проезжал по паркентской улице мимо авиазавода и увидел большую цветную картину у дороги. Она во всей красе изображает и лучезарную жизнь узбекистанцев. На фоне снежных гор, огромного неба с белыми облаками и белых аистов, олицетворяющих у узбеков счастье, цветущих полей и садов изображен седобородый человек (аксакал) –труженик земли. Но более всего привлекли внимание слова, написанные под этим творением: "Дехкон бой булса – юртимиз обод булади". В переводе на руский язык звучит примерно так: "Если дехканин богат - будет процветать наша Отчизна".

Подумалось: сколько их таких творений по всей земле Узбекистане. Я говорю не только о плакатах. Продолжает плодиться превеликое множество сочинений художников, песен, произведений различных жанров литературы и искусства далеких от реальной жизни народа. Мне чаще горестно и стыдно бывает также за моих бывших коллег – социологов, философов, переквалифицировавшихся в "политологов" и соловьем заливающихся на предмет апологии политического режима и лично И. Каримова. Содержание их писаний повторяют один к одному сюжеты, мелодии не так давно минувших дней. Чтобы представить во всей наглядности это падение и чему (кому) отдают души, достаточно вспомнить частушку: "Прошла зима – настало лето. Спасибо партии за это!".

Наше общество непрестанно подтачивают изнутри смертельные недуги ….Временами они дают о себе знать проявлениями социального недовольства людей своим положением, признаками бунтарства и мятежности. Излишне останавливаться на том, в какой степени власть потеряла доверие общества.

Все же, она ( власть) стоит более чертовой дюжины лет. Благодаря чему все еще держится, этот, казалось бы утративший всякую легитимность политический режим? На мой взгляд, было бы несколько наивно думать, что режим держится лишь на милиционерах, стоящих между прочим на каждом углу больших и малых городов. Все носители милицейских дубинок, обладатели иных серьезных видов оружия, словом, все брутальные структуры режима бессильны, если "безмолвное большинство" потеряет терпение. А может ответ кроется в том, что лежит под нами? В частности, известный специалист по Центральной Азии, автор множества работ профессор Фредерик Старр (США), неоднократно посетивший и Узбекистан, пишет о нас: "Узбекистан – сложная земля. Наследник древних орошаемых оазисов он унаследовал традиции нисходящей власти, жесткой социальной иерархии и величайшей осторожности в процессе принятия решений, что остается незыблемым в течении вот уже двух тысячилетий".(см. Фергана . Ру.14. 10. 2004 г.). И еще постулирует мнение о сегодняшнем Узбекистане "Уверенный народ проявляет прочность, упорство и терпение". (см. там же). Можно ли во всем согласиться с американским ученым, если рассматривать приведенные суждения в контексте современной политики, проводимой режимом власти с самого начала провозглашения независимости? Давайте же немножко поразмыслим и в этом русле.

3. Политический режим власти, функционирующий наглядно как авторитарный, за которым стоит диктаторство кланово-номенклатурной элиты и его ближайшего окружения, это ни в коей мере не искусственное порождение злой воли. Можно с определенностью заявить: установление названного режима было исторически предопределено в силу следующего.

Во-первых, люди, которые ныне являются властвующей, с позволения сказать, элитой или кланово- номенклатурным сообществом, это бывшая прислуга Кремля- Имперского Центра и их прямые наследники, родственники, ближайшее окружение. Известно прислуга тщательно отбиралась "Центром" по признакам лояльности, преданности и беспрекословного, бездумного подчинения. Старшие представители кланово-номенклатурной элиты и их отпрыски, придя к власти после провозглашения независимости Узбекистана так и не почувствовали себя настоящими хозяевами в позитивном смысле слова. Они так и остались с психологией вороватой прислуги. На самом деле, нет необходимости вновь поднимать вопрос о масштабах коррупции в коридорах власти, приводить факты продажи постов на всех уровнях власти различных ветвей власти. И где уж тут говорить, что это государство ("государство") способно развить специфическую государственную деятельность, чтобы у людей различного этнического происхождения, вероисповедания, социального происхождения проснулся единый дух, внутренне осознанная потребность строить общие планы и устремляться в будущее, на основе общего желания жить на этой земле и готовности преодолевать невзгоды, трудности.

Что же мы видим на самом деле. Язык не поворачивается назвать структуры различных институтов 3-х ветвей власти институтами государственности. Потому что они устроили в стране чудовищный шабаш. Ничем не прикрытое, откровенно разнузданное взяточничество и цинизм, лицемерие помноженное на проявления нарушений принципов справедливости, прав человека, насилие разлагает все и вся. Все это и другое не может не вести к вырождению общества, в котором получает распространение ориентации массового сознания на правовой нигилизм и насилие.

Такое государство по определению не может быть духовной общностью, обладающей духовно-нравственной идеей, проявляющей политическую волю, и наконец способной по государственному объединить народ. То, что фиксируется и есть закономерный результат деяний политики государства в основных сферах жизни общества.

Все возвращается на круги своя.

Современная властвующая элита Узбекистана является прямым наследником тех, кто уничтожил духовность Туркестана, а по существу генофонд свободомыслия. О какой духовности говорил и к какой интеллигенции обращался И. Каримов на летней сесссии Парламента, видя в них "стрелочников" виноватых де в становлении экстремистов-шахидов?

В самый раз спросить напрямую: какую интеллигенцию разумеете господин президент? И вообще по большому счету кто у нас в стране является действительным наследником туркестанских джадидов? Если есть таковые и, в частности, если я ошибаюсь в своих суждениях, то почему вместо Амира Тимура на самом видном месте столицы Узбекистана не стоит памятник великому туркестанскому просветителю и демократу Махмудходже Бехбуди, казненному мракобесом –феодалом? Разве не идеи Бехбуди и его последователей, сгинувшим, словно в "черной дыре", на просторах Гулага и в застенках репрессивных органов прежнего тоталитарного режима, должны отвечать идейным и духовно-нравственным чаяниям народа Узбекистана?!

Ответ ясен. Памятник Тимуру, помпезное здание музея указывают на то, что с самого начала обретения независимости власть имущие нашли в этом, на их взгляд, надежную иделогическую подпорку, оправдывающую насилие. Отныне насилие становится императивом внутренней политики правительства Узбекистана.

Тщетно силиться найти сегодня живые примеры из жизни обыденной, политической, культурной и т. д., где толковалась бы наша жизнь и ставились, решались современные проблем в свете наследия джадидов. Конечно, это в порядке вещей, так как их идеалы не нужны и нынешним правителям. Ведь джадиды боролись с мракобесием, свет их ума помогал людям освобождаться от невежества и средневековых предрассудков. Сегодня можно утверждать с некоторыми поправками, что наше общество скатывается к той исторической нише, в которой оно находилось сто лет назад. Я вижу воочию своими глазами, как Узбекистан, про который в бытность СССР утверждали, что он, наряду с другими среднеазиатскими республиками перешел из феодализма, минуя капитализм в социализм, сегодня благодаря сознательно избранной политическим режимом внутренней политике, идет вспять.

Власть культивирует мракобесие, выдавая его за следование национальным традициям. Примеров регенерирования (оживления), поддержки и развития элементов менталитета, в которых находит место традиции, групповые нормы , отдельные ценности и моменты нравов средневековья достаточно. Вот махалля. Она стала неоправданно вторгается в частную жизнь, заниматься слежкой. Власть приспособила этот общинный институт для своих нужд. Однако наиболее устрашающими фактами жизни демократической Республики Узбекистан, - каковой себя она провозгласила, согласно первой статьи Конституции, - являются пытки, широко применяемое правило хватать, сажать всякого, у которого сын, брат, отец, близкий родственник нарушил или совершил мнимое нарушение закона. А ведь так не было и при бухарском эмире, кокандском и хивинском ханах, где даже по законам шариата судили реально за содеянное зло. Кстати об исламе и Исламе Каримове. Имамы мечетей в каждый рассвет и в течении дня начинают молитвы со слов превознесения благоденствия главе государства, читают фетвы, посвященные ему. Не это ли явные черты средневековья?

Таким образом сегодня в Узбекистане воссоздается на новом витке средневековое общество со всей присущей ему атрибутикой, мироощущением рядового человека, который всего боится и совершенно бесправен.

Интересно, что побывав в Узбекистане, писатель и поэт Тимур Зульфикаров, характеризуя состояние литературы и искусства обмолвился, что здесь произошло "восстание сорняков". Не подозревая о том, как мы считаем, он дал глубокую и емкую характеристику произошедшего во всем узбекистанском обществе.

18. 10. 2004г. Ташкент.

Продолжение следует.

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1098172500


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх