Б.Мусаев - Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима. Ч. 4-я 01:44 22.10.2004
Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима.
Бахадыр МУСАЕВ, социолог, г.Ташкент
"Можно сожалеть о лучших временах, но нельзя уйти от своего времени…" (Монтень. Опыты.).
Режим власти может гордиться, - независимо от того, хочет он этого или не хочет, - что своими делами он реализует мечты "Кремлевского мечтателя".
3.1. Сегодня в Узбекистане воплощается в жизнь утверждение Ленина: "Искусство принадлежит народу". Принадлежит в том смысле, что им занимается весь народ. Отдалив, а по существу, изгнав профессионалов, теперь он ("народ") сам создает и наслаждается сам своими творениями. Предприимчивые деятели, включая и людей власти, то есть лучшие из лучших представителей "народа", например, сочиняют пьесы, которые они же рекомендуют к постановкам. Характеризуя, в частности, состояние узбекской кинематографии, знакомый мне известный специалист по кино (просил не оглашать его имя), будучи в 20022003гг. в Ташкенте и ознакомившись с фильмами последнего десятилетия, назвал их "восторгами Люмьера". То есть, как примитивных, по художественному уровню, напоминающим первые кадры кино при его возникновении в начале 20 столетия.
Академик Галина Пугаченкова, выдающаяся наша ученая – археолог и искусствовед, как- то заметила в своих дневниках о искусстве советского периода, что оно несмотря на очевидность соподчиненности грубой силе, исковерканность, все же дает красоту. Эта красота соподчинена заданной форме, вместо того, чтобы вольно тянуться к небу и солнцу, свободно раскидывая свои ветви" (см. об этом Горшенина С. Галина Пугаченкова. Т. Институт Открытое Общество. с.214).
Рискну высказать скромно и я свое мнение относительно литературы и искусства. Последние в условиях нынешнего политического мироустройства Узбекистана, на мой взгляд, не претерпели существенных изменений. По прежнему ими управляет цензура, место линии партии заняло требование следовать шаг в шаг за идеологией независимости, выполнять то, что скажет руководство страны.
Отвлечемся от художественной стороны литературы и искусства Узбекистана (оставим ее на суд экспертов) и зададимся вопросом: какие идеи несут в своих творениях писатели, композиторы, поэты, художники, деятели кино и телевидения? Чтобы получить ответ не надо обладать отменными способностями к рефлексированию или быть художественно очень образованным человеком. Для этого вовсе не надо и ходить далеко за примерами.
Довелось мне увидеть художественный фильм "Беш кисмат" ("Пять судеб"). Фильм типичный, не лучше - не хуже остальных, созданных в последние годы национальным кинематографом. Здесь в образах героев, чем они занимаются и о чем говорят, я наглядным образом узрел, услышал голос не художников-создателей фильма, поднимающих пласты жизни узбекистанского обшества, а ничем неприкрытое бездумное повторение ими идеологем, диктуемых "сверху". Достаточно без пересказа сюжета фильма и содержания диалогов его основных персонажей обратить внимание на то, что значительная часть ленты, посвященная периоду жизни героев в 80 годы является черно-белой, а наступившая жизнь после обретения независимости снята на цветной пленке. Соответственно в цвете, в мажорных тонах музыки, с пафосом воспроизводится жизнь героев, когда оказывается радикальным образом улучшилась социальная среда обитания страны в целом и конечно личная жизнь каждого человека.
Персонажи фильма уже разъезжают в собственных легковых автомобилях, проводят часто свои встречи в кафе и ресторанах и т.п., хотя согласно сценарию они представляют рядовые узбекские семьи, которые живут на одну зарплату. Словом на зрителя обрушивается весь набор штампов, клише, свойственных и прежде худшим образцам произведений соцреализма, пропагандировавших светлую жизнь и светлый путь. Фильм этот, как мне представляется, образец "реализма" и "яркого", выпуклого тематизма, свойственного в абсолютном большинстве сегодня всем произведениям искусства и литературы Узбекистана. Во всяком случае, каждому имеющему глаза и уши, нормальный, то есть, не совсем зашоренный взгляд на природу вещей, ясно: тон задают (верховодят) в литературе и искусстве те деятели, которые с подобострастием смотрят на власть имущих ("чего изволите? Выполним!"), ждут указаний. И естественно, они, как умеют, пропагандируют мнимые достижения независимости и иже с ними светлую жизнь и светлый путь народа Можно сказать, что это есть зло, исходящее от "верхов", так как ими делается ставка на ложь и дезинформацию, запрещается говорить об острых обенациональных проблемах, выражать тревоги. Налицо то, что загоняются внутрь общественного организма все его болезни. Очень знакомая ситуация недавнего прошлого, когда людям, вместо возможности самим устраивать себе достойную жизнь во всех смыслах, навязывают не адекватную их природе и нравам идеологию. Вот и сейчас, во многом замещая понятия коммунистической идеологии, слышно и читается кругом одно ключевое слово. Это "мустакиллик" (независимость), которое повторяют, словно заклинание, будто способное рассеять наши большие и малые беды. Думаю, что толку в нем (независимости), если в реальной жизни у рядового узбекистанца нет самоощущения свободы. Между прочим, судя по официальной политической лексике, включая многочисленные выступления И. Каримова, слово "озодлик" (свобода) не очень употребляется. Почему так? Где собака зарыта? По-моему, совсем рядом, неглубоко.
И еще один момент уже из обыденной жизни. Моя покойная мама, Зухриддинова Лобархон (Мир Ее Праху), несмотря на малограмотность была очень остра на язык. Как-то, - слушая в моем присутствии, ну очень патриотичную песню в исполнении народной артистки Юлдуз Усмановой, где были слова: "Я тебя, никому не отдам, мой Узбекистан", лукаво обронила следующую фразу. "А что, сынок, разве уже нашелся покупатель?"
Если говорить откровенно: день за днем, более десяти лет, скажем так, не отходя от трона, устраивая кадровую чехарду в своем окружении и манипулируя "умами", живет "человек, определивший эпоху". Удивительное дело, взять каждого человека, живущего в стране, так вроде дураков нет. Все стали "политиками", все судят и рядят, честят на все лады самого главного и других – больших и малых правителей. Ан нет, вслед за поверженной моралью,погружаемся все мы в трясину своекорыстия, эгоцентризма и других проявлений нравственного падения. Но и это, к сожалению, еще не все. Как писал один современный русский философ: "В приют абсолютизма гонит всеобщий страх расправы и смерти, за которым нет, однако, желания жизни, действия, самоосуществления". (см. Соловьев. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М.1991, с.137).
Думаю, что действительно стране совсем не грозит, т.н."бархатная революция", ибо она упреждена "восстанием сорняков". Говоря так, я вовсе не хочу, чтобы меня воспринимали безнадежным пессимистом, полным настроения безисходности. "Терпи, борись – и все пройдет" учил Машраб.
Всегда помню поэтому, что отнюдь еще не вечер. Знаю, что немало было и есть светлых умов Узбекистана, сознанием которых не владела и не владеет утилитарная апатия, мысль о суетности всех дел, а в поступках наблюдались и отсутствуют признаки позорного благоразумия. Это представители различных поколений. Одни из них далече или уже в мире ином, вторые отторгнуты самим режимом от своей профессиональной деятельности.
Третьи, с открытым забралом, несмотря на всяческие препоны системы по мере возможностей несут правду. Другие в гнетущей общей атмосфере (ощущения надвигающейся смуты) не продают свой талант и находятся в ситуации "действенного бездействия" (как говорят в таких случаях: "пишут в стол"). Именно благодаря им всем, в числе которых есть определенно и классики завтрашнего дня, сегодняшняя молодежь найдет стержневую основу для духовности, будет приобщаться к вечному, доброму и разумному. Назову по выбору только некоторые имена. Это: писатели и поэты Мухаммад Салих, Рауф Парфи, Сабит Мадалиев, Одыл Якубов, Шамшад Абдуллаев,Юсуф Джума,..; кинорежиссеры Наби Ганиев, Латиф Файзиев, Али Хамраев, Шухрат Аббасов, Абдулазиз Махмудов,..; художники Вячеслав Ахунов, Вячеслав Усеинов, … Особенно хочется отметить журналистов, репортажи и статьи которых, как капля за каплей вода разрушает камень, способствуют обществу преодолевать чувство обреченности, страха и затравленности. Таковыми, в выступлениях и поступках которых звучит голос совести (помимо репортеров зарубежных раиостанций), являются следующие журналисты. Карим Бахриев, Ало Ходжаев, Сергей Ежков, Галима Бухарбаева, Маджид Абдураимов, Руслан Шарипов, …
20-21 октября. 2004г. Ташкент.
Продолжение следует.
|