Причуды хорезмских ювелиров 12:21 25.10.2004
Причуды хорезмских ювелиров
Из известных школ ювелирного искусства, известных в Узбекистане, наибольшей выразительностью и художественным своеобразием отличается хорезмская. Изделия здешних мастеров - это необычное богатство форм, пышность и сложность композиционного решения, изящество отделки и проработанность деталей.
Виктор Колодяжный, специально для www.khorezm.land.ru
Традиционный женский костюм включал в себя массу различных дополнений - от привычных серег и колец до экзотических височных и налобных украшений. Генезис многих из них связан с культурой степного кочевого мира. Древние племена Хорезма были кочевниками-скотоводами, от того ювелирные украшения сохранили полифоническую связь с их мироощущением. Со временем, под влиянием эстетики городской среды, привнесшей в ювелирное искусство изысканность форм и добротность художественных решений, менялась и общая трактовка каждого вида хорезмских украшений.
Например, многие из них восходят к боевому облачению женщин-воительниц. И эта связь не случайна. Женщины степных кочевых племен были не только полноправными членами общины, но и наравне с мужчинами участвовали в военных сражениях. Древнегреческие хроники донесли до наших дней множество легенд об этих удивительных женщинах - амазонках, живших за Каспием. С веками такие предметы воинского облачения, как шлем, щит, колчан, кольчуга, утратив свои изначальные функции, превратились в стилизованные украшения, став неотъемлемой частью женского костюма. Аналогичные "метаморфозы" заметны в ювелирных украшениях туркмен и каракалпаков, что свидетельствует о близости культурного наследия этих народов и их исторических корнях.
Взять украшение на шапочку в форме многоугольной пластины или куполка - "такья дузи", с которой ниспадают многочисленные подвески. Это ни что иное, как стилизованный шлем местных амазонок. Другой вид украшения, связанный с ним - "ук-ей" ("Лук со стрелой") - затылочное украшение, крепившееся к шапочке - тахья. Оно сложносоставное, основу составляет дуга лука с натянутой тетивой и многочисленными подвесками - стрелы. Лук был неотъемлемой частью образа жизни кочевников, а носили его, как правило, закинутым за спину. Хорезмский "ук - ей" обильно украшен филигранью сложного узора, бесчисленным количеством самоцветов и цепочек со штампованными подвесками.
Смысл других ювелирных украшений был связан с оберегающей силой, призванной защитить женщину - мать от сглаза. Так, отгонять злых духов призваны многочисленные подвески, издающие легкий мелодичный перезвон. В форме листиков, бутонов, зерен - наиболее выразительных символов плодородия. По верованиям древних людей, они усиливали репродуктивную роль женщины. Столь же популярны были всевозможные цепочки, унизанные бусинами.
Продолжение темы плодородия можно увидеть в сердцевидном кулоне "асык". Его форма связана с древним культам великой богини-Матери, существовавшем на земле Хорезма много веков. "Асык" дарился молодой женщине, готовящейся стать матерью. Он инкрустировался сердоликом, символом семени, зарождающейся новой жизни. Кроме того, кулон украшался крестообразным знаком чахар - чираг. Это традиционный для скотоводческой культуры символ жизни.
Существовали у древних хорезмийцев и особо почитаемые - тотемные животные. Одно из них лягушка. Ее образ просматривается во многих ювелирных украшениях - амулетах, подвесках.
Очень любопытно налобное украшение "мангалай-тузи" или "осма-тузи", состоящее из фигурных пластин, соединенных шарнирами и украшенных самоцветами. Каждая пластина декорирована тиснением, инкрустацией, золочением. Аналогичные украшения известны в Бухаре, Самарканде, Ташкенте под названием "тилла баргак" ("золотые листья"). В форме украшения явственно заметно символическое воплощение стен крепостных укреплений. Вообще связь головных украшений с архитектурой прослеживается у многих народов. Взять русские кокошники, царские короны...
Хорезмское ювелирное искусство славилось и своими эмалями. Именно с их помощью нередко декорировались налобные части традиционного хорезмийского комплекта "шокила" (шумящая). Это украшение сохранилось только в Хорезме. Своеобразна технология изготовления ювелирных изделий. Хорезмийцы широко использовали тонкое листовое серебро и позолоту, гравировку и филигрань, бирюзу, сердолик, цветное стекло...
Ювелирные украшения Хорезма - не только прекрасные произведения искусства, но и своеобразные хранители исторической памяти народа. Свидетельство его таланта и тонкого вкуса.
Подобные ювелирные изделия и по сей день в Хорезме изготавливают потомки старых мастеров. Желающие могут воочию убедиться в красоте и неповторимости этих шедевров в музее-городе Хива и историческом музее г.Ташкента.
|