ОПЧУ - Палачество Маргеланской милиции. "Дело гап-группы" Ш.Салахутдинова 00:06 02.11.2004
27, 15, Yunusabad-4, TASHKENT, 700093; tel/fax (998712) 24-82-47; tel. (99871) 121-74-47Press Center of Human Rights Society of Uzbekistan hrsu_tolib@rambler.ru, hrsu_tolib@yahoo.com1 ноября 2004 г.
СООБЩЕНИЕ ФЕРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯОБЩЕСТВА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА УЗБЕКИСТАНА
В условиях отсутствия справедливости и правосудия государство превращается в шайку разбойников Августин Аврелий
Некоторые народные обряды, его традиции и обычаи, со временем исчезают, либо происходит их видоизменения, появляются новые, но обычай "гап" (в Ферганской долине и Ташкентской области) или "гаштак" (в центральной части Узбекистана) устойчиво занимает место в жизни узбекского общества.
"Гап-гаштак" - традиционная встреча раз в месяц (реже - два раза в месяц, еще реже - раз в два месяца) группы молодежи-одногодков, или же - родственников, или однокласников, сокурсников, просто друзей. Даже люди преклонного возраста организуют свой "гап-гаштак". "Гап-гаштак" устраивают и женщины, но реже чем мужчины.
Обычно, "гап-гаштак" - традиционно домашняя встреча, люди собираются поочередно то у одного, то у другого участника мероприятия. Он организуется за хорошим "дастарханом" (сервированным столом), готовятся лучшие блюда (плов, шашлык и т.д.), подаются на стол разные угощения, чай и т.д. Во время "гап-гаштак" люди веселятся, беседуют на разные темы, обсуждают назревшие проблемы. Бывает, что участники "гап-гаштак" в складчину собирают деньги и вручают тому участнику мероприятия, который в данное время нуждается в материальной помощи. "Гап (или гаштак) ейиш" означает участвовать в вышеописанном мероприятии и день его проведения считается одним из лучших, праздничных дней в жизни семьи, которая устраивает этот прием для гостей.
Авторитарный политический режим боится даже таких народных обычаев, его многочисленные осведомители доносят кто с кем встречается на "гап-гаштаке", о чем говорят, что обсуждают.
3 апреля 2004 года в г.Маргелане (Ферганская область) 9 молодых людей, друзья Шухрата Салахутдинова, собрались у него дома (улица Сойбуйи, 3-й тупик, 5), который устраивал "гап". Многие из них ранее познали все "прелести" каримовских колоний исполнения наказаний (КИН), т.к. были осуждены Ферганским областным судом по сфабрикованным уголовным делам. Освободились они по амнистии.
О том, что в тот день Ш.Салахутдинов устраивает "гап" для своих друзей знал Науфал Рузиев, начальник отдела по борьбе с терроризмом Маргеланского городского отделения внутренних дел (ГОВД). Ребята пригласили и его отведать плов на "гапе". Вместо него в дом Ш.Салахутдинова ворвалась группа из 30 человек сотрудников милиции и спецназа в масках и с автоматами на руках. Они быстро "обнаружили" в карманах сидящих за дастарханом молодых людей наркотики и боевые патроны, их "нашли" также в доме Шухрата. Ферганский областной суд (судья - Р.Саидахмедов) приговорил Салахутдинова Шухрата, Ахмаджонова Икрома, Исобекова Исломбека Юсупова Рустама, Мадмарова Ахмаджона, Азамова Абдухамида, Абидова Хайрулло, Улмасова Баходира, Ашурова Умара, Акбарова Мухаммаджона к 11 - 12 годам лишения свободы, обвинив их в посягательстве на конституционный строй страны (пп. "а" и "б", ч.3, ст.159), изготовлении или распространении материалов, содержащих угрозу общественной безопасности и общественному порядку (п. "а", ч.3, ст.2441), создании, руководстве, участии в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях (ч.1, ст.2442), незаконном владением оружием, боевыми припасами (ч.1, ст.248) и незаконном . хранении наркотических веществ (п. "а", ч.2, ст.276) УК РУз.13 сентября аппеляционная коллегия Ферганского областного суда (председательствовал А.Очилов) оставил приговор суда первой инстанции без изменения.
В настоящее время один из них находится в тюремной больнице КИН УЯ 64/18 (Сангород) в Ташкенте, а 9 другие содержатся в КИН УЯ 64/25 в г.Караулбазаре (Бухарская область). По полученным нами данным, в первый же день прибытия в КИН все они были жестоко избиты. У Х.Абидова все тело покрыто синяками, нога сломана, стоять на ногах самостоятельно не может, и поэтому на свидание с родными он вышел с большим трудом. Избивая М.Акбарова, надзиратели КИН пинали ногой по его голове, в результате чего было разорвано одно его ухо и сломан шейный позвонок. Больше 20 дней он находится в санитарной части колонии в тяжелом состоянии.
Наиболее жестокому избиению подвергся А.Мадмаров, его били ногами по животу. Из-за внутренней травмы у него не происходит пищеварение, все что ест, он вынужден вырвать обратно. Состояние его здоровья вызывает серьезное опасение. Надзиратели били У.Ашурова по селезенке, в результате чего она опухла. Состояние его здоровья также тяжелое. Р.Юсупова избивали 5-6 сотрудников колонии, нанося удары по грудной клетке.
Когда ему стало трудно дышать, стали бить по голове и это продолжалось до тех пор, пока он упал без сознания. Этапированным в УЯ 64/25 сразу требуют несколько раз прокричать: "Да здравствует Каримов, я . террорист, я . виновен!", и каждый кто отказывается это выполнить избивается до потери сознания.
В КИН УЯ 64/25 разработан комплексиз 10, так называемых, положений, которые представляют собой разновидности физической и психологической пыток, и которых надзиратели заставляют выполнять каждодневно и по несколько раз в день.
Заключенных в любую погоду выводят на плац, и когда звучит команда: "Выполняй 1-е положение!", все, держа руки на затылке, должны опуститься на корточки и идти "гусинным шагом" на большое растояние. Свалившихся от изнемождения заключенных избивают до потери сознания.
Одно из положений предписывает заключенному опуститься на колени и целовать ноги начальника колонии З.Азизова, а другое - совершить "сажда" (преклонение, стоя на колени лбом касаться земли у ног начальника). Эти "процедуры" надсмотрщиков унижают человеческое достоинство заключенного, вырабатывают в нем раболепие, ведут к психологическому надлому. Эту-то цель и преследуют власти: выйдя на свободу (если выйдет?!), человек должен вести себя как букашка.
УЯ 64/25 считается одной из наихудших колоний в Узбекистане. Садизм правит этой колонией. Начальник колонии З.Азизов не только постоянно оскорбляет матерщиной заключенных, но и постоянно угрожает убийством. "Только мне должны совершать сажду!" - таков его девиз в колонии.
|