В.Летов: Как памирцы умоляли "белого" царя принять их под свое подданство (история) 13:42 18.11.2004
ИСТОРИЯ ИНЦИДЕНТ
Через несколько дней российские пограничники передадут своим таджикским коллегам Ишкашимский погранотряд.
Виктор ЛЕТОВ
Сто десять лет русские пограничники надежно оберегали покой и безопасность Памира. Поэтому так тяжелы минуты расставания. И ваханцы и русские расстаются с нескрываемой болью. Ведь такое расставание разрывает, ставшую уже фактически единой целой общую душу.
Застава "Лянгар". На небольшом плацу построены друг против друга российские и таджикские пограничники. Пришли многочисленные жители из окрестных кишлаков. Не только женщины, но и многие мужчины - закаленные горцы и даже некоторые солдаты не могут сдержать слез. После передачи материальных ценностей, имущества, оружия, боеприпасов, помещений, складов с продовольствием, горючим и топливом, наступил прощальный момент. Все происходит буднично. Короткий митинг. Затем под команду "смирно" с исполнением государственных гимнов с флагштока спускается российский флаг и его место занимает флаг Таджикистана. Через короткое время, получив приказ на охрану государственной границы, таджикские пограничные наряды уходят на рубеж, чтобы сменить российских часовых. Граница не терпит пауз и раскачки. Таджик Бахтиер Рустамов поднимается на наблюдательную вышку, чтобы сменить рядового Сергея Соловьева. Сергей, как и положено докладывает своему сменщику о результатах своего наблюдения, об обстановке, дает последние рекомендации, на каком направлении следует сконцентрировать особое внимание...
Так завершается очередная эпоха в истории Памира. Жители кишлаков Лянгар и Зунг все эти 110 лет бок о бок жили русскими пограничниками и можно сказать служили с ними. Память о русских в их памяти оставит самые добрые воспоминания. Много воды утекло в Пяндже за эти годы. Много было трудных моментов при которых лянгарцам, если бы не помощь "старшего брата", пришлось бы крайне туго. Об одном таком моменте мы и расскажем нашим читателям.
Проникновение России на Памир началось в период, когда в 1883 году афганцы самовольно захватили территории Рушана, Шугнана и Вахана. Захватчики чинили здесь невероятные зверства. Памирцы были в основном исмаилитами. С точки зрения афганцев, это освобождало их от каких бы то ни было моральных и нравственных норм в отношении "неверных". Все эти годы, находясь под афганским игом, памирцы умоляли "белого" царя принять их под свое подданство.
Через 10 лет отряд полковника Михаила Ионова очистил от китайцев восточный Памир, а от афганцев правый берег Пянджа. Англичане, скрипя сердце, вынуждены были признать за Россией зону ее влияния. Вскоре был объявлен конкурс на проект прохождения границы. На рассмотрение были предложены различные варианты разграничительной линии: по горным хребтам, по широте, по этническим границам… Но самый удачный вариант был разработан офицерами Памирского отряда, которые предложили провести границу по естественному рубежу - по реке Пяндж, что существенно облегчало пограничную охрану.
Вопросы разграничения были завершены к 1895 г., тогда же правобережный Бадахшан был передан вассальному от Российской империи Бухарскому эмирату. Влияние Бухары здесь носило административный характер и осуществлялось в своеобразном восточном деспотическом стиле. Пограничникам приходилось часто и активно защищать местное население от произвола бухарцев.
В качестве такого примера можно привести произошедший в начале прошлого века неприятный инцидент в Лянгаре, который грозил вылиться в крупный международный скандал.
Летом неурожайного 1903 года в кишлак Зунг прибыли для сбора зякета (дани) два бухарских чиновника с десятью нукерами. Исходя из того, что ваханцы были исмаилитами, бухарцы, как было сказано выше, относили их к категории "неверных", и, не считаясь с нормами шариата, облагали непомерными налогами. К примеру, требовали подковы для коней, в то время как на Памире было очень мало железа. Еще заставляли сдавать шкуры барса, медведя, куницы, добыть которых было крайне трудно. Вместо 1 головы скота из 40, как требовал шариат, забирали каждую 20-ю.
Все это вызывало у горцев возмущение, так как бухарцы вели себя словно завоеватели, хотя памирцев они не завоевывали. Ваханцы часто спрашивали русских чиновников и пограничников, почему Россия отдала их бухарцам и просили переподчинить их либо Российской империи, либо командованию Памирского отряда.
В общем, ситуация в то время была весьма накалена. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало циничное требование бухарцев себе на ночь для утех красивых женщин и сына(!) зунгского аксакала. По тем временам это было обычной практикой бухарских чиновников. Подобные выходки вызвали возмущение у памирцев, которые были весьма строги в нравственном отношении. В конечном итоге с наступлением сумерок на сборщиков дани было совершено нападение. Их связали с намерением перебить, а потом всем кишлаком уйти в Афганистан.
По тем временам это могло вызвать международный скандал. Англичане не упустили бы возможности поднять в своих газетах истеричную шумиху по поводу того, что с подконтрольной Российской Империи территории в зону ответственности Англии население убегает целыми кишлаками…
Ситуацию спасли пограничники расположенного неподалеку казачьего поста "Лянгар". Кто-то из местных жителей успел доложить о бунте подпоручику Корженевскому. Казаки под руководством хорунжего Голявинского освободили бухарцев и отправили их под охраной на пост, а местных жителей, уже выдвигавшихся в сторону Афганистана, убедили вернуться обратно.
На следующий день бухарцев под конвоем подпоручика Давыдова отправили в отряд. В Ишкашиме во время ночевки, бухарцы, украв у казаков лошадей, сбежали в Хорог.
Потом Шугнанский бек Мирза-Юлдаш начал засыпать командира Хорогского отряда А. Снесарева своими жалобами, что будто бы на бунт против сборщиков дани, местных жителей подговорил сам хорунжий Голявинский...
По прошествие ста лет, нам уже не узнать всех тонкостей того инцидента, но, согласно сохранившимся документам, дело обстояло примерно так. И если бы не живое участие в разрешении этого конфликта русских пограничников, судьба многих лянгарцев и их потомков могла бы сложиться гораздо иначе.
|