Б.Мусаев - Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима. Часть 8-я 02:52 19.11.2004
Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима. Часть 8.
Бахадыр МУСАЕВ, социолог. (Ташкент).
"Можно сожалеть о лучших временах, но нельзя уйти от своего времени…" ( Монтень. Опыты)
Банкротство политического режима в немалой степени предопределено доминированием "тухлого мышления" чиновников центрального аппарата, включая и его первое лицо.
4.2. Железный закон аппарата заключается в том, чтобы "не высовываться", а исполнять беспрекословно волю "папы" - главы государства. И руководствуясь правилом, что в политике "говорить" значит "делать", которое в принципе верно, аппарат президента бесперебойно дает распоряжения, организовывает работу многочисленных институтов государственности страны по разработке очередных государственных программ. В основу последних должны быть положены новые озарения президента И. Каримова, который же чуть ли не ежедневно фонтанирует целым гейзером этих самых продуктов вышеназванного типа мышления, изобретая для нас узбекистанцев неимоверный мир фантастического великого будущего. Пишу я эти строки и почему-то по ассоциации на память приходит замечание Серг. Мих. Эйзенштейна относительно содержания одного выступления заурядного, но известного кинодеятеля: "Вулкан, извергающий вату". Не этой ли ватой (да к тому же из виртуального мира) плотно покрывают нас всех и потчуют им в изобилии? Но вернемся на нашу грешную землю Узбекистана, где мы с вами живем во времена, когда, то, что кажется абсурдным, стало былью. Я снова и снова не перестаю удивляться, недоумевать над простыми обыденными картинками нашей жизни, размышляя над которыми, порой теряешься: не сон ли это дурной? Хочу очнуться. Представляется, что сон этот уйдет и все дурное сгинет как химера. Но абсурд вошел в плоть и кровь повседневной жизни. Ведают ли там "наверху", что творят? Послушать их, так наша страна "Земля обетованная", "Земля, текущая млеком и медом". Может оно и так в действительности для власть имущих. Вот и Крэг Мюррей в речи, произнесенной в Королевском Института Лондона сообщает, в частности, что в Узбекистане все касающееся производства, продажи и цен на золото и уран на международном рынке являются государственной тайной. Доходы идут в Министерство финансов на секретный счет бюджета. "Я знаю из источников, -отмечает К. Мюррей,- которым могу доверять, что около 10 процентов этих доходов идут на счета в банке, которые контролируются лично президентом Каримовым и являются личным источником его благосостояния" (см. Речь бывшего посла Британии в Ташкенте….Ч.1// ЦентрАзия 12.11. 2004г.) Неделей раньше выступления Крэга Мюррея на страницах сайта ЦентрАзия (4. 11. 2004г.) была воспроизведена статья Брайан Кафли "Узбекистан и лицемерие Буша" из ИноСМИ ("Rebelion", Испания, 3 ноября 2004г.). Здесь, в частности, констатируется: "Каримов может быть мошенником, использующим пытки и убийства в качестве инструментов государственной политики, но он отнюдь не глупец. Он самый богатый правитель Средней Азии и точно знает, кто его поддерживает, а это вовсе не жители Узбекистана"; "На последнем, состоявшемся в Вашингтоне заседании "Совместного Совета по сотрудничеству в области безопасности" между США и Узбекистаном было объявлено, что "узбекская сторона подтвердила свою верность демократическим преобразованиям общества". И в унисон духу названного сотрудничества и верности демократическим преобразованиям 12 ноября с.г. прозвучало заявление главы МИДА Узбекистана С. Сафаева агентству "Рейтер" о том, что правительство страны эффективно использует жесткую политику в отношении экстремистов и строит якобы современную светскую демократию.
Наш комментарий. Ключевые слова, которые бы следовало применять относительно этих, т.н., государственных мужей, это ложь, еще раз ложь и гнусная ложь, насилие, цинизм, бездуховность, алчность. Деяния их порождают нищету общества, серость, скуку, несправедливость с вытекающими отсюда последствиями для всей страны. И последнее. У нас в народе, когда говорят о людях алчных, низких, аморальных, то указывают на то, что предки их были низкого происхождения, никогда не были сытыми. По-видимому, их нынешние потомки унаследовали на генетическом уровне, названные, я бы сказал так, черты люмпенской ментальности и бездуховности. И теперь она, властвующая "элита", приближает к себе подобных себе, опираясь, на упоминаемое мной выше кредо: "палагига караб одам талла" ("делая выбор, расставляя кадры, смотри на корни человека, его родословную"). К сожалению, вместе с ними в одном сообществе и представители интеллигенции. Пригрето, обласкано властью и духовенство. Последнее, несмотря на видимое начало разрушение дома нашего – Узбекистана, молится во здравие власти. Молится той власти, которая, как мы видим, действует наперекор, своему же лозунгу о том, что нельзя разрушать старый дом, не построив новый. На самом деле, прошло немного времени, а кругом уже прорехы… Я бы повторил вслед за персонажем одного из произведений Садриддина Айни: "Дом разрушается с фундамента!" А вы радуетесь, думая: крыша пока есть – значит, и дом прочен". Не остаться бы под руинами. Однако, духовенство благословляет истинных разрушителей на все и вся, будь – то, речь идет об осуществлении властью жесткой политики в отношении реальных или мнимых экстремистов, светской оппозиции и тех, кто решительно не разделяет методы работы правительства.
Если вспомнить, то прежде, в далекие времена носителями духовности, культуры среднеазиатских народов, хранителями литературных традиций являлись придворные поэты, ученые – богословы, летописцы,… Все они приближены были к власти, к трону. Но не следует забывать, что зачастую сами правители отличались просвещенностью. Тому пример, Хорезмшах Мамун, Султан Хусейн, Улугбек, Бабур, Акбар,… На досуге литературой занимались и ханы. Это было нормально, если они получили образование, а учителя выполняли роль духовных наставников. .И как нелепа, унизительна та роль, которую добровольно взвалили на себя сегодня некоторые, в прошлом выдающиеся деятели литературы Узбекистана. Перефразируя одного из них, я бы спросил: что ищете и нашли вы во власти, вернее под сапогом власти? Неужели, есть на свете нечто величественней слова, нечто священнее, чем хлеб, справедливость, совесть и человеческое достоинство?
Не думаю, что и нас всех одолеет зло. Надо надеяться, верить и приближать тот день, когда кончиться власть тьмы.
15 ноября. 2004г. Ташкент
Продолжение следует.
|