Б.Мусаев - Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима. Часть 11-я 00:22 07.12.2004
Узбекистан: Фарс – убийца государственности и политического режима. Часть 11.
Бахадыр МУСАЕВ, социолог. (Ташкент).
"Можно сожалеть о лучших временах, но нельзя уйти от своего времени…" ( Монтень. Опыты )
Если не отворачиваться от самоочевидных, скажем так, очень неприглядных сторон нашей жизни, то они откроют глаза каждому узбекистанцу.
5.3. Убежден: сама действительность и правда жизни при определенных усилиях оппозиции будут в совокупности "работать" на то, чтобы и молодежь не оказалась поколением обманутых временем, политиканами и политикой режима власти.
В Узбекистане, как и всюду на планете Земля, помимо насилия и лжи, много еще другой грязи, пошлости, гадости, глупости…Известно, все эти язвы несут людям боль и страдания. Но надо жить здесь, чтобы обжечься правотой мысли: "абсурд – кратчайший путь к истине".
Хотел бы о хорошем. Да вот, грубо говоря, не только врать, а и умалчивать не могу о том, что происходит сегодня в Узбекистане. Наверное, хуже любой неправды оправдывать такую действительность, где человек и общество в бедствии достигли ступени ненависти и отчаяния.
2004 год, прекраснодушно объявленный властью годом милосердия и доброты, мы должны, положив руки на сердце признать: этот год в стране обнаруживает появление серьезной и масштабной внутренней опасности. Она (опасность) исходит отнюдь не от околорелигиозного экстремизма, а является прямым следствием политики режима власти.
Информация 1. для размышления. 1 декабря 2004 года, то есть спустя ровно месяц после волнений, произошедших 1 –2 ноября в нескольких регионах Узбекистана, в Мархаматском районе Андижанской области более 300 жителей села "Базарбоши" провели акт протеста. Согласно сообщению корреспондента узбекской службы радио "Свобода"(2. 12. 2004г.) Тургунбека, сельчане возмущенные систематическими перебоями электроснабжения вышли на Ферганскую магистраль дороги. Они собрали камни и ими перекрыли дорогу. Встав живой стеной, не пропускали автомобили. Дело было ближе к вечеру, когда особенно оживленное движение на трассе. На их требование, чтобы хоким района, начальник райэлектроснаба объяснились и незамедлительно восстановили подачу света, газа, никто от власти не реагировал. Лишь появились сотрудники милиции и уехали. Данный прецедент длился в течении 4-5 часов. За это время, толпа не пропустили сквозь свой кордон ни одной машины. Наблюдались случаи избиения водителей машин, пытавшихся проехать, закидывания их камнями. Так, пострадал водитель Абдували Раджабов, автомашину которого марки "Дамас" под № 44-26 перевернули, разбив при этом ее окна, помяли двери. В слепой ярости владелец названной машины повернул назад и поехал в райэлектроснаб, где ворвавшись в здание учинил разнос, оторопевшим чиновникам, вменяя им в вину, что он пострадал за них. А. Раджабов потребовал возместить материально ущерб, понесенный им от действий, протестующих на трассе людей. В ответ на услышанное: "а мы здесь при чем?", обиженный водитель забрал телевизор и другие ценные вещи, находившиеся в одной из комнат названного учреждения.
Информация 2 для сведения. Упомянутое выше (см. часть 10 настоящей статьи автора) Обращение к президенту И. Каримову о необходимости списания долгов населения по коммунальным услугам подписали 23 ноября около 300ч., а на 3 декабря с.г. число подписантов составляло уже 10 тысяч человек. В ходе сбора подписей выявился примечательный факт. Таджибаев Хусан, студент юридического коллежа Зангиатинского района Ташкентской области решил помочь родителям в сборе подписей под обращением. Он взял список с уже собранными его родителями 150 подписями и начал обходить в своем учебном заведении коллег- студентов. Вскоре его задержал заместитель директора, который порвал подписные листы и пригрозил исключить из числа студентов, с привлечением внимания соответствующих служб за распространение якобы листовок "Хизб-ут Тахрира".
Знак беды - возрастание вероятности развития современного Узбекистана по варианту пути стихийных бунтов, разрушительных социальных взрывов. Это беда для общества, народа Узбекистана. Вина же настоящего состояния государственности, характеризуемого, мягко выражаясь, расхлябанностью управления, всецело ложится на носителей власти. Последние в силу своей номенклатурно-клановой природы с ее воровством и коррупцией, приверженностью административно- командным методам придают отчетливо выраженную направленность движения Узбекистана к катастрофе. Пессимистичность настоящей оценки основана, на мой взгляд, в первую очередь, фактической потерей властью легитимности. Ноябрьские события, эпизод с Мархаматским районом Андижанской области на фоне отсутствия попыток власти каким –то образом решать взрывоопасные проблемы свидетельствуют, что режим власти не задумывается об устойчивых гарантиях своей стабильности. По- видимому, он (режим) по прежнему будет делать ставку на силовые методы. Свидетельством тому содержание выступлений президента И. Каримова на последней 16 сессии нынешнего Парламента и пресс-конференции. Они подтверждают, что если в первые годы независимости власть, сумев перехватить инициативу и ключевые идеи оппозиции, активно пыталась говорить о прогрессивных вещах, то теперь представители политического режима безнадежно отстали от жизни. В самом деле, вместо дел продолжается риторика. За новыми словами кроются прежние, исчерпавшие себя идеи. Нет и знаний, соответственно умения реально и положительно влиять на общество, вызывать достаточную для сплочения людей энергетику. Есть беспардонная демагогия и ложь. Свежа еще память о пагубных последствиях тоталитаризма на природу человека, усыпляющей в первую очередь его совесть, когда технология обмана и самообмана породили и укрепляли апологию аморализма и презрения к человеческой жизни с ее философией, которая, если она скажет: "Солги!" – солги; если скажет: "Убей!" – убей". Сегодня же очевидно, что у нас, эта философия прячется под иными словами, прикрывая, а то и оправдывая правовой беспредел, насилие, разворовывание национальных богатств Узбекистана.
Конечно, не о добродетельном обмане говорил и А. Линкольн, когда предупреждал: "Можно все время обманывать часть народа, можно некоторое время – весь народ. Но обманывать все время весь народ нельзя". Я подумал об этих словах, слушая выступление И. Каримова на 16 сессии Парламента о том, что за последние пять лет, вне всякого сомнения, якобы была проделана огромная историческая работа в политической, социально-экономической жизни, в развитии страны. А на пресс-конференции главы государства, в частности, отвечая на вопрос о международном терроризме и религиозном экстремизме, глава государства, как и всегда не считает нужным коснуться вопроса о причинах последнего, тем более его внутренних факторах. Однако, особенно трогает сердечная озабоченность президента судьбой, как он выразился, "бедных челноков". "Если все люди будут работать, они не будут заниматься таким тяжким трудом.." сказал И. Каримов про челноков. Данная лаконичная фраза показалась мне столь содержательной по мысли, что до глубинной сути ее никогда никому в Узбекистане, верно, не докопаться. Слова, слова, слова без реальных дел. С каждым годом, по мере того, как положение вещей в стране становится хуже - все более красноречивее речи и шире, "загадочнее" улыбка "папы". Однако и речи и улыбки воочию обнажают теперь "правдоподобный облик официального обмана". Естественно он (обман), уходя от "злобы" дня не способен разумно и трезво оценить ситуацию в стране, не способен на анализ и расчет, не желает организационно мобилизовать интеллектуальный потенциал общества на поиски алгоритма решения наиболее острых проблем общенационального уровня, обозначив тем самым вектор выхода из тупикового пути. Куда идти? Что делать дальше? Названные фундаментальные вопросы, судя по проводимой правительством Узбекистана политике псевдореформ, остаются открытыми. Есть основание заявить, что подобная линия власти выводит ее самую фактически и объективно на тропу противостояния, конфликтов с собственным народом. Впрочем, следовало бы отметить, что власть не имеет страха и ответственности за последствия своей деятельности.
Информация 3. В последний день ноября (30. 11. 2004г.) в Ташкенте состоялось заседание Центрального Совета партии "Бирлик". Рухиддин Камилов, член ЦС данной оппозиционной организации, призвал бойкотировать предстоящие 29 декабря с.г. выборы. Председатель партии Абдурахим Пулат прислал из Вашингтона свое предложение использовать эту компанию выборов, чтобы ознакомить людей с партией "Бирлик". Он подчеркнул необходимость агитировать избирателей принять участие в выборах, голосуя против всех. Генеральный секретарь В. Иноятов поддержала это предложение. Она сказала: любой бойкот облегчит фальсификацию выборов. Пока в Узбекистане не сформировано гражданское общество утверждает Генсек, бойкот выборов не приведет ни к каким результатам. Своим решение заседание ЦС партии "Бирлик" утвердило присланное заявление ее Председателя.
Относительно данного предложения руководства партии "Бирлик" не бойкотировать выборы я просил высказаться А. Арифова, Генерального секретаря партии"Эрк". Он полагает: "такое отношение бирликовцев к выборам лишь облегчает задачу власти, которая стремится добиться самого факта явки на выборы. А дальше последуют ее манипуляции с голосами избирателей".
Резюмируя все вышеизложенное, я бы обратил внимание на следующее.
1.Несмотря, на явное отсутствие в действиях власти позитивного смысла, слаженно подобранный хор кандидатов в депутаты из фальшивых голосов, с понятной слабостью к высоким словам и с пафосом декламации, обильно приправленной лестью, в унисон повторяют, что "хотят служить Родине во главе с дорогим Исламом Абдуганиевичем (Каримовым – Б.М.)". Поистине смешно. И смешное это видно как на ладони. Остается добавить, что им для полноты выражения "патриотизма" не хватает горячих слез и восклицаний типа: "Ты наша гордость, наша слава, наше знамя! Великолепный, добрый наш исполин…." (см. об этом подробнее. Владимир Набоков. Истребление тиранов// Рассказы. Приглашение на казнь. Эссе, Интервъю, Рецензии. М, 1989, с 142).
2.Конечно, такой патриотизм дорогого стоит. Ведь Аллах знает: какое там впереди "государство с великим будущим"? Зато можно отлично устроиться в настоящем. Главное подступиться ближе к телу, то есть к ресурсам власти (читай к материальным богатствам). Что же будет потом!? А там – хоть трава не расти.
3. Зреют гроздья гнева народа. Последним камнем в огород его терпения после фарса выборов в Парламент может явиться, обещанное президентом введение в стране пластиковых карточек. Лучше не придумаешь для сегодняшнего Узбекистана с ее больной экономикой. Это надо же, так намереваться поступить, что наверняка спровоцирует народ на бунты. Они неизбежны в положении людей, отчаявшихся иметь возможность жить своим честным трудом, претерпевающих четырнадцатый год несправедливости, нарушения своих прав, включая репрессии. Общество уже начинает противостоять власти, протестовать. Это есть выражение не побежденности вольного духа узбекистанского общества, пробуждения в нем стремления народа к своей вековечной мечте - осуществить в реальной жизни идеи Справедливости и Свободы. И горе тем, кто хочет подавить этот великий дух, руководимый простым человеческим желанием жить по человечески достойно, как того заслуживает каждый труженик. Если власть будет продолжать не адекватную политику, то - не ровен час! – в любой момент или в ближайшее непредсказуемое время, общественно- политическая ситуация в условиях высокой температуры напряженности приведет к необратимому распаду государственности, крушению политического режима и "мутациям социальной онкологии того или иного типа".
5- 6 декабря 2004г. Ташкент, Узбекистан.
Продолжение следует.
|