Президент Акаев - безмотивный оптимист и фантазер-экстраполятор (рецензия) 00:56 13.12.2004
ПРЕЗИДЕНТ АКАЕВ - ОПТИМИСТ И ЭКСТРАПОЛЯТОР
Журнал "Россия в глобальной политике" опубликовал 10 декабря рецензию на книгу Аскара Акаева "Думая о будущем с оптимизмом. Размышления о внешней политике и мироустройстве", выпущенную в сентябре московским издательством "Международные отношения".
Нарын АЙЫП, Kyrgyz Weekly
Рецензент пишет, что "книга соединяет в себе плоды глубокого изучения фактического материала, а также освоения теоретического багажа как единомышленников, так и оппонентов", а также "собственную, оригинальную концепцию, не обязательно убеждающую, но, безусловно, интересную" и относит автора "к неолиберально-идеалистическому направлению" мыслителей и этим объясняет его "чрезмерно оптимистическое восприятие ООН и ее институтов, и неоправданно высокие ожидания, связанные с возрождением Шелкового пути".
Рецензент М.Шкундин пишет, что "демократическая система ценностей базируется на том, что суверенитет человеческой личности стоит выше и значит больше, чем суверенитет государства. В этом русле и выстраивается идеология "гуманитарных интервенций", однако для президента Акаева и государственный суверенитет, и права человека представляют собой два равноправных приоритета, каждый из которых является первостепенным". Кроме того, "достаточно уникальную ситуацию в Киргизии автор экстраполирует на весь регион. Высокий уровень религиозной толерантности в стране, отмечаемый Акаевым, подтверждает опрос, проведенный по заказу Торонтского университета (Europe-Asia Studies. March. 2002). Однако недавние события в соседних Таджикистане и Узбекистане вынуждают воспринимать слова автора о симбиозе ислама и православия скорее как желаемую перспективу, нежели как реальность".
"Акаев как президент возродившегося государства вновь и вновь возвращается к проблеме государственного суверенитета, который, по его мнению, не подлежит и не будет подлежать ревизии", государственный суверенитет как бы относится к системе "вечных ценностей". Однако, продолжает Шкундин, "создание глобальных, региональных и локальных межгосударственных образований, в функциях и деятельности которых порой видят элементы ограничения государственного суверенитета, свидетельствует как раз об обратном".
Шкундин также считает, что "автор допускает определенное упрощение, говоря о том, что социальная безысходность, отсутствие привлекательных жизненных перспектив в сочетании с идеологией мученичества способствуют пополнению рядов террористов. Достаточно вспомнить, что пилоты-самоубийцы, совершившие теракты 11 сентября 2001 года, были выходцами из саудовской элиты, а главари чеченского сепаратизма Дудаев, Яндарбиев, Масхадов, Закаев и даже Басаев отнюдь не относятся к числу обездоленных и "социально безысходных". Явно повисает в воздухе и утверждение автора о том, что идейные установки и практика терроризма первоначально возникли на Западе. Цивилизация и свойственные ей пороки, включая политический терроризм, исторически возникли в Междуречье, Древнем Египте, Китае, а Центральная Азия в раннем Средневековье пережила террор исмаилитов".
|