Тревожна ситуация в мире с противопехотными минами... А.Таксанов на Глобальном саммите в Найроби 17:00 17.01.2005
На фото: Алишер Таксанов, Мэри Ворхем и Брайан Лю, Найроби, Кения, 27 ноября 2004 г.
Мэри Ворхем, документалист: "МЫ СТАВИЛИ ЦЕЛЬ ПОКАЗАТЬ, НАСКОЛЬКО ТРЕВОЖНА СИТУАЦИЯ В МИРЕ С ПРОТИВОПЕХОТНЫМИ МИНАМИ"
Алишер ТАКСАНОВ
На Глобальном саммите по запрещению противопехотных мин, который состоялся в декабре 2004 года в Кении, был продемонстрирован двухчасовый документальный фильм "Запрет мин: выполнение обещаний". Он был создан творческой командой американской компании Next Step Productions, Inc. во главе с ее исполнительным продюсером и сценаристом Мэри Ворхем.
Г-жа Ворхем с 1998 года работала в организации Human Rights Watch на должности координатора мировых исследований в области применения противопехотных мин. Под ее началом почти в 100 странах действуют исследователи, предоставляющие для ежегодного сборника Landmine Monitor (с бюджетом в $1,5 млн.) информацию о минной ситуации, в том числе о пострадавших от взрывов. Создание фильма было инициировано лично Мэри и одобрено лауреатом Нобелевской премии мира 1997 года Джоди Вильямс.
Во время саммита Мэри Ворхем и телеоператор Брайан Лю согласились встретиться с узбекским журналистом и дать интервью.
- Госпожа Ворхем, расскажите сначала о вашей компании и своих коллегах, с которыми вы готовили фильм.
- Next Step Productions, Inc. - это неприбыльная организация, которая была основана мной в сентябре 2003 года и зарегистрирована в округе Колумбия, США. В отличие от других студий, ставящих перед собой разноплановые задачи, мы планировали создать фильм именно о мировом движении за уничтожении противопехотных мин, провести грань единой проблемы через призмы сотен людей, которые живут по разные стороны границ, континентов и ежедневно сталкиваются с угрозой пострадать или погибнуть от простенького на вид устройства.
Для выполнения этой цели я стала сотрудничать с различными общественными и специализированными организациями, в частности с креативным агентством Toolbox Desing, Inc., которое обрабатывает отснятый материал, обеспечивает звуковую поддержку, а также проводит рекламную деятельность. Мой коллега Брайан Лю - основатель и директор этой компании, он имеет десятилетний опыт работы дизайнера и фотожурналиста, его снимки публиковались в таких изданиях как New York Times, Washington Post, Vogue, Details, Newsweek, Rolling Stone. Кстати, Брайан недавно закончил документальный фильм "Под паранджей: женщины в Афганистане" (Behind the Veil: Women in Afghanistan).
- Фильм, который я увидел в Найроби, меня поразил. Ведь многие люди не подозревают, что какая это серьезная проблема - мины. Вы же демонстрировали порой реалистичность: и в страданиях подорвавшегося солдата, и в осторожности сапера, ведущего разминирование, и в горе людей, потерявших родных и близких, и даже в тех ежедневных проблемах, которыми сталкиваются калеки - мужчины и женщины, дети и старики.
- Да, главной целью фильма являлось объективное освещение всех аспектов, связанных с уничтожением мин, и, не показав страдание людей, которые прошли через это, было бы трудно достучаться до сердец остальных жителей планеты, до их разума. Я понимала, что нужно изменить общественное мнение в отношении применения мин, заставить их оказать давление на правительства, которые еще не отказались от этого неизбирательного оружия. Однако фильм сфокусирован, скорее всего, на гигантских проблемах, ожидающих впереди, нежели о достигнутых на сегодня результатах.
Наша задача не делать фильм докучливым или поучительным, наоборот, мы хотели зрителю показать проблему и пояснить, что от его воли зависит судьба тех, кто живет у минного поля. Мы объехали двадцать стран и собрали хороший материал. Вы сами видели, насколько сложна ситуация с минами и прочими неразорвавшимися боезапасами в Таиланде, Камбоджи, Боснии и Герцеговине, Афганистане, Ираке, Бирме, Африке. Мы также производили съемку и в странах СНГ, и здесь было понимание и содействие со стороны правительств, в частности, нам позволили запечатлеть процесс уничтожения мин на одном из полигонов Беларуси. В Колумбии мы добирались до заминированных территорий на войсковых вертолетах, встречались с пострадавшими, и это тоже внесло свои эмоции в общую проблему.
- На чем же вы хотели сконцентрировать внимание зрителя?
- Прежде всего, показать ситуацию глазами пострадавших от мин. В фильме много историй о том, какой ужас пережили люди, которые по неосторожности задели притаившуюся в земле смерть. Ведь мина - неизбирательна, ей все равно кого убить - военного или гражданского, ребенка или животное. Поэтому мы показали их трагедию, а также дали слово людям, которые прямо или косвенно связаны с проблемой, - военным, дипломатам, политикам, саперам.
Кстати, а вы задумывались, кто изготовляет мины? Ведь их разработчик - простой инженер или ученый, который не считает себя убийцей. Это может быть обычный фермер, который мастерит кустарным способом мины, чтобы защитить свой дом, семью, имущество, скот от грабителей, партизан.
Еще один аспект - как это жить на заминированном участке? В Бирме есть такой способ, который называют "зверским разминированием": солдаты отправляют впереди себя заключенных, чтобы те своими жизнями расчистили тропу. Гражданские порой применяют для этих целей домашний скот - коров, свиней, слонов, а некоторые, кстати, не жалеют даже собственных детей и жен…
Тут слово взял Брайан Лю:
- Я же пытался показать, как это сложно и опасно быть сапером. Прикрепив крошечную камеру к шлему афганского сапера, мы засняли весь процесс разминирования, выполнение человеком реального и опасного задания. В фильме вы видите и чувствуете, как тяжело ему, одетому в полный комплект защитного обмундирования, штыком царапать иссушенную землю и надеяться, что мина не взорвется.
Ведь не во всех странах применяют специальные машины. Например, в Боснии и Герцеговине такие механизмы активно вовлекаются в разминирование, а в некоторых странах сапер - это человек в сельской одежде, босой и весь его инструмент - садовая лопатка.
- В фильме вы заметили, как рассуждают некоторые политики и военные, - продолжила Мэри Ворхем. - Ведь никто не хочет прямо говорить, почему такие державы как США, Россия и Китай - основные производители и хранители мин - не подписали Оттавскую конвенцию. Мало кому из граждан этих стран известно о минной проблеме. И мы рады, что Международная кампания по запрещению противопехотных мин использует все влияние, чтобы изменить ситуацию.
- Демонстрация в Найроби - это первый выход на экран. Его увидели специалисты, члены правительства. Г-жа Ворхем, а что будет дальше?
- Мы решаем задачу, связанную с дальнейшим прокатом, и здесь видим такие направления как международные и национальные кинофестивали. Хочу сказать, что некоторые зрители считают, что с момента выпуска фильма на экран проблема разрешается. Отнюдь. Фильм будет жить, пока проблема не исчезнет.
Наш фильм - интернационален и предназначен для всех стран мира. Интервью мы брали на местных языках, чтобы показать мнения людей в реальности. Лента будет демонстрироваться в форматах DVD и VHS, причем кроме английского планируем осуществить перевод на арабский, французский, португальский, русский, испанский, а также иные языки. Надеемся, что он пройдет и в Центральной Азии, станет доступным для всего региона, где мины еще взрываются, а из пяти государств три не присоединились к Оттавской конвенции.
- Можно узнать, а кто финансировал фильм, и каков его бюджет?
- Бюджет составил $300 тыс., и в ходе поиска этих средств мы нашли понимание и финансовую поддержку от правительств Канады, Германии, Норвегии, Великобритании, Голландии, негосударственных фондов. Ведущие музыканты с мировым именем выразили заинтересованность в написании звукового оформления к фильму.
- Большое спасибо!
|